ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2262/2021 от 22.06.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД: 23RS0059-01-2020-011041-04

К делу № 2а-2262/2021

Решение

Именем Российской Федерации

г. Сочи 22 июня 2021 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Топчяна Г. А. к Администрации города Сочи, Департаменту городского хозяйства Администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным и необоснованным действий Администрации города Сочи, департамента городского хозяйства города Сочи по непредоставлению Топчян Г.А. сведений о движении в очереди и предоставлении Топчян Г.А. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения,

установил:

Административный истец Топчян Г.А. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к административным ответчикам Администрации города Сочи, Департаменту городского хозяйства Администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным и необоснованным действий Администрации города Сочи, департамента городского хозяйства города Сочи по непредоставлению Топчян Г.А. сведений о движении в очереди и предоставлении Топчян Г.А. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения.

В обоснование административных уточненных исковых требований административный истец указал, что постановлением главы администрации Адлерского раи?она г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ составом семьи четыре человека (Топчян Г.А. и члены его семьи (жена – Топчян И.С., сын – Топчян А.Г., дочь – Топчян Г.Г.) приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?».

Постановлением Администрации г. Сочи от 24.03.2015 г. №916 административный истец и члены его семьи были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?».

Постановлением администрации г. Сочи № 1203 от 17.05.2016 г., на основании решения Адлерского раи?онного суда г. Сочи от 13.10.2015 г. по делу , апелляционного определения судебнои? коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Топчян Г.А. и члены его семьи (жена – Топчян И.С., сын – Топчян А.Г., дочь – Топчян Г.Г.) восстановлены в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?» с первоначальнои? даты подачи заявления о принятии на учет, т.е. с 15 января 2007 г.

В настоящее время учетныи? номер по категории «Инвалиды ВОВО и инвалиды боевых деи?ствии?» - 5.

При этом в 2018 г. Департамент городского хозяи?ства Администрации города Сочи сообщал административному истцу, что порядковыи? номер в очереди его – 8, соответственно за два года очередь продвинулась лишь на два человека.

Одновременно административным истцом была запрошена информация о движении очереди граждан в указанном списке. Однако Департамент городского хозяи?ства Администрации города Сочи фактически отказал ему в предоставлении такои? информации сославшись на нахождении даннои? информации на магнитном носителе.

Полагает, что движение очереди может меняться и его могут отодвигать в очередности на получения жилья, т.к. движение из расчета один человек в год нереально с точки зрения деи?ствительности исполнения закона в части обеспечения мерами социальнои? поддержки по обеспечению жильем инвалидов и участников ВОВ.

Полагает, что ответчик необоснованно отказал ему в предоставлении сведений о движении в очереди по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий», фактически лишил его права на судебную защиту и восстановлении его нарушенных прав, а также разрешения возникшего спора.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и необоснованным действие администрации города Сочи по непредоставлению Топчяну Г.А. сведений о движении в очереди Топчяна Г. А. по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий» за период с 10.07.2007 г. (дата постановки на учет) по декабрь 2020 г. (включительно).

Обязать администрацию города Сочи, Департамент городского хозяйства Администрации города Сочи предоставить Топчяну Г. А. сведения о движении в очереди Топчяна Г. А. по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий» за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на учет) по декабрь 2020 г. (включительно).

Признать незаконным деи?ствие администрации города Сочи по непредоставлению Топчян Г.А. и членам его семьи на состав семьи из 4 человек жилого помещения в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии? по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?» в связи с достижением первого порядкового номера в очереди.

Обязать администрацию города Сочи, Департамент городского хозяи?ства Администрации города Сочи в течение одного месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Топчян Г.А. и членам его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии? по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?», благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, на семью из четырех человек, находящееся в границах Муниципального образования город-курорт Сочи.

В судебное заседание представитель административного истца Топчян Г.А. не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Гончаров А.Г. в судебном заседании административные исковые требования в уточненном виде поддержала, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи о дате и времени судебного заседания надлежаще извещен, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причине своей неявки.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяи?ства администрации города Сочи Аюбов А.-Б.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям изложенным в письменном возражении.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменное возражение, в котором просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Так как явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся в том числе военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Адлерского раи?она г. Сочи от 11.07.2007 г. №354 составом семьи четыре человека (Топчян Г.А. и члены его семьи: жена – Топчян И.С., сын – Топчян А.Г., дочь – Топчян Г.Г.) приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?».

Постановлением администрации г.Сочи от 24.03.2015 г. № 916 административный истец и члены его семьи были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?».

Постановлением администрации г. Сочи № 1203 от 17.05.2016 г., на основании решения Адлерского раи?онного суда г. Сочи от 13.10.2015 г. по делу , апелляционного определения судебнои? коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Топчян Г.А. и члены его семьи (жена – Топчян И.С., сын – Топчян А.Г., дочь – Топчян Г.Г.) восстановлены в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?» с первоначальнои? даты подачи заявления о принятии на учет, то есть с 15 января 2007 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категории? в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детеи?-сирот и детеи?, оставшихся без попечения родителеи?, лиц из числа детеи?-сирот и детеи?, оставшихся без попечения родителеи?, лиц, относившихся к категории детеи?-сирот и детеи?, оставшихся без попечения родителеи?, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных раи?онов и городских округов в Краснодарском крае наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края, в том числе, по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальнои? поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категории?».

В силу ч. 1 ст. 10 указанного Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на бумажном и магнитном носителях информации. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях информации приоритет имеет бумажный носитель информации.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 10 указанного Закона отдельные списки, за исключением указанных в настоящей части случаев, формируются в хронологической последовательности исходя из даты и времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по соответствующей категории с учетом права на получение жилого помещения вне очереди, предусмотренного нормативными правовыми актами Краснодарского края, если иной порядок формирования отдельного списка по конкретной отдельной категории не установлен федеральным нормативным правовым актом.

На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Из письма департамента городского хозяйства администрации города Сочи № 8860 от 29.07.2020 года следует, что на 29.07.2020 года учетныи? номер Топчяна Г.А. и его семьи в общем списке – 5830, по категории «Инвалиды Великои? Отечественнои? вои?ны и инвалиды боевых деи?ствии?» – 5.

Вместе с тем, согласно письму департамента городского хозяйства администрации города Сочи № 32-01-16/2544 от 21.05.2018 года предоставить информацию о продвижении очереди Топчяна Г.А. с 2009 года не представляется возможным, так как очередность граждан состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, уполномоченным органом по учету, ведется на магнитном носителе и с учетом перенумерации в связи с принятием на учет (снятие с учета) граждан, а также восстановлением их в указанных списках, производится автоматически и сохранность предшествующей нумерации очереди не предусмотрена.

Однако с данным доводом суд согласиться не может, поскольку факт хранения сведений на магнитном носителе не освобождает административного ответчика от обязанности надлежащего ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также предоставления соответствующей информации состоящему на таком учете гражданину.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца в части незаконности действий администрации города Сочи по непредоставлению Топчяну Г.А. сведений о движении в очереди Топчяна Г.А. по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий» за период с 10.07.2007 г. (дата постановки на учет) по декабрь 2020 г. (включительно) и находит возможным удовлетворить указанные административные исковые требования.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным деи?ствий администрации города Сочи по не предоставлению Топчяну Г.А. и членам его семьи на состав семьи из 4 человек жилого помещения в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии? по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?» и обязании администрации города Сочи предоставить такое жилое помещение Топчяну Г.А. и членам его семьи по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых деи?ствии?».

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Административным истцом не представлено суду доказательств того, что у него либо у кого-либо из членов его семьи имеется право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения.

Равно как и не представлено доказательств достижения первого порядкового номера в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Топчяна Г. А. к Администрации города Сочи, Департаменту городского хозяйства Администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным и необоснованным действий Администрации города Сочи, департамента городского хозяйства города Сочи по непредоставлению Топчян Г.А. сведений о движении в очереди и предоставлении Топчян Г.А. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения – удовлетворить в части.

Признать незаконным и необоснованным действие администрации города Сочи по непредоставлению Топчяну Г. А. сведений о движении в очереди Топчяна Г. А. по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий» за период с 10.07.2007 г. (дата постановки на учет) по декабрь 2020 г. (включительно).

Обязать администрацию города Сочи, Департамент городского хозяйства Администрации города Сочи предоставить Топчяну Г. А. сведения о движении в очереди Топчяна Г. А. по категории «Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий» за период с 10.07.2007 г. (дата постановки на учет) по декабрь 2020 г. (включительно).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом 25.06.2021 года.

Председательствующий: