УИД: 66RS0009-01-2022-004096-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 03 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гуриной С.А.,
при секретаре Гладыш А.А.,
с участием прокурора Штир А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2262/2023 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Горноуральского городского округа и Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обосновании заявленных требований было указано, что прокуратурой была проведена проверка по обращению о ненадлежащем состоянии Авроринского водохранилища. В Государственном водном реестре зарегистрирован водный объект – Авроринское водохранилище, код объекта №, сведения о зарегистрированных водопользователях в Государственном водном реестре отсутствуют. Авроринское водохранилище расположено на реке Исток, относится к русловому типу, по режиму регулирования является годовым, используется для хозяйственно-бытовых и рекреационных целей. В ходе ранее проведенных прокуратурой надзорных мероприятий выявлены факты ненадлежащего содержания Администрацией ГГО гидротехнического сооружения – Авроринской плотины, сооружение находилось в неудовлетворительном техническом состоянии, создающим угрозу его разрушения и нарушение гидрологического состояния водных объектов находящихся как выше, так и ниже по течению <адрес>. Ленинским районным судом <адрес> ри ДД.ММ.ГГГГ. были удовлетворены исковые требования о возложении на Администрацию ГГО организовать выполнение мероприятий по капитальному ремонту гидротехнического сооружения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Управление капитального строительства ГГО» и ООО «Самара-Стройком» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту объекта <адрес>, срок окончания работ по контракту ДД.ММ.ГГГГ. Контрактом не предусмотрено проведение работ по очистке водного объекта от наносов, что указывает на незаконное неисполнение Администрацией ГГО своих обязанностей по организации и проведению работ, предусмотренных п.20.21 Типовых правил.
На стадии разработки проектно-сметной документации на проведение данных работ проектной организацией ООО «Земпроект» в 2021г. проведены инженерно-экологические изыскания. На территории места проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения был произведен отбор проб почвенного покрова, грунтов, донных отложений, поверхностных и грунтовых вод. По результатам проведения инженерно-экологических изысканий были получены сведения о концентрациях загрязняющих веществ в донных отложениях, поверхностных водах. Установлено, что поверхностная вода не соответствует нормативам качества водных объектов по нефтепродуктам, меди, свинцу, никелю, цинку, кобальту и марганцу; пробы воды из скважин не соответствуют нормативам содержания химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по содержанию нефтепродуктов, перманганантной окисляемости, марганцу, в пробах почв выявлены превышения предельно допустимых концентраций бензаприрена, меди, кадмия, выявлено присутствие тяжелых металлов и нефтепродуктов в донных отложениях. Указанное свидетельствует о загрязнении водного объекта, истощении ресурсов вод и деградации водных экосистем по химическим и экологическим показателям.
ДД.ММ.ГГГГ. комиссией в составе представителей Министерства природных ресурсов и экологии СО, администрации ГГО, Отдела водных ресурсов по СО Нижнеобского бассейнового водного управления было проведено обследование Авроринского водохранилища, расположенного на территории <адрес> ГГО <адрес>. На момент обследования водохранилище спущено с целью проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения. Выявлено частичное зарастание кустарниковой и травянистой растительностью ложа водохранилища, что обусловлено снижением нормального подпорного уровня воды в связи с работами по капитальному ремонту плотины. Установлено, что донные отложения содержат тяжелые металлы и нефтепродукты, при извлечении которых образуются опасные отходы 1-3 класса опасности. 03.10.2022г. прокурором в адрес Министра природных ресурсов и экологии СО было внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено, нарушения не устранены, проведение работ не организовано, что указывает на бездействие по исполнению требований п. 19 Типовых правил.
Прокурором были заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации Горноуральского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в непроведении водохозяйственных мероприятий на водном объекте Авроринское водохранилище. Возложить на Администрацию Горноуральского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 20,22 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № 330 выполнить очистку дна Авроринского водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов), удаление наносов механическим способом (земснарядами, землечерпаками). Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок до 01 сентября 2023 года в соответствии с п.19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № 330 выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц были удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации Горноуральского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в непроведении водохозяйственных мероприятий на водном объекте Авроринское водохранилище, предусмотренных пунктами 19,20,22 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. №. На Администрацию Горноуральского городского округа возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 20,22 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № выполнить очистку дна Авроринского водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов), удаление наносов механическим способом (земснарядами, землечерпаками). На Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда было оставлено тез изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ. решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. в части разрешения требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к производству суда приняты уточненные исковые требования прокурора.
Согласно уточненному административному исковому заявлению, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> обязано принимать меры по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности на территории <адрес> Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя предотвращение загрязнения, засорения объектов и истощения вод, ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения, расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений. Мероприятия по охране объектов планируются и осуществляются в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов. Информационной основой разработки Схем являются сведения государственного водного реестра и государственного мониторинга водных объектов, состоящего из мониторинга состояния дна и берегов водных объектов и состоянии водоохранных зон. Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> организует и осуществляет государственный мониторинг водных объектов. Пунктом 19 Типовых правил использования водохранилищ установлен перечень мероприятий, которые реализуются с целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды, к которым относится и локальное изъятие иловых отложений.
Представление прокурора от 03.10.2022г. об устранении выявленных нарушений Министерством было рассмотрено, но нарушений не устранены, проведение соответствующих работ на водном объекте не организовано, что свидетельствует о бездействии Министерства. Министерством не осуществляется деятельность по осуществлению мониторинга Авроринского водохранилища, расчет эффективности не производился, мероприятие по очистке донных отложений ложа Авроринского водохранилища не включено в схему комплексного использования и охраны водных объектов, предложения о внесении изменений в Схему министерством не направлялись, меры о финансировании указанных работ за счет средств федерального бюджета и по получению субвенций из федерального бюджета Министерством не принимались. Министерством недолжным образом реализуются полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, содержанию гидротехнических сооружений, что создает угрозу дальнейшего засорения и истощения вод Авроринского водохранилища, ухудшение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного мира и нарушение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, выразившееся в непроведении мониторинга водного объекта - Авроринское водохранилище, в не произведении расчета эффективности мероприятий по локальному изъятию иловых отложений, не направлении предложений о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений Авроринского водохранилища в Федеральное агентство водных ресурсов, не выполнении мероприятий п локальному изъятию иловых отложений.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мониторинг водного объекта – Авроринского водохранилища и расчет эффективности мероприятий по локальному изъятию иловых отложений Авроринского водохранилища; в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений водного объекта - Авроринского водохранилища; в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений в соответствии со схемой комплексного использования и охраны водных объектов.
В судебном заседании заместитель прокурора Штир А.В. поддержал административные исковые требования, изложенные в уточненном административном исковом заявлении, по указанным в нем основаниям и просил их удовлетворить. Суду пояснил, что по представленной Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> информации, Министерство обязано осуществлять водный контроль. По доводам Министерства при рассмотрении настоящего дела, для извлечения иловых отложений необходимы результаты мониторинга, включение мероприятий в Схему. Министерство не осуществляло необходимый мониторинг, расчет эффективности не производился, соответствующие мероприятия не включены в Схему. В ходе проверки прокуратурой было установлено загрязнение водохранилища, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Министерства прокурором было внесено представление об устранении нарушений, но до настоящего времени Министерство бездействует, меры не приняты. Это свидетельствует о длительном бездействии со стороны Министерства, которым также не предпринимались меры для получения средств из бюджета для устранения нарушений. Полагает предложенные сроки достаточными и разумными для выполнения ответчиком обязанностей.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> – Ерышова А.А. поступили письменные возражения на заявленные административные исковые требования. Согласно возражениям, ответчик с заявленными требованиями не согласен. Для реализации мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета необходимо согласовать такое мероприятие с Федеральным агентством водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов готово рассмотреть вопрос финансирования мероприятия по расчистке Авроринского водохранилища в случае предоставления утвержденной проектно-сметной документации и экспертных заключений, данных мониторинга за состоянием дна и берегов. Для реализации Министерством мероприятий по локальному изъятию донных отложений из Авроринского водохранилища требуется разработать проектно-сметную документацию на выполнения данных работ, после чего включить мероприятие в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов планируются и осуществляются в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов, разработку, утверждение и реализацию которых осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов. Мероприятие по локальному изъятию донных отложений из Авроринского водохранилища должно быть включено в схему комплексного использования водных объектов. Локальное изъятие иловых отложений ввиду осуществления работ по капитальному ремонту ГТС, вызвавших естественные гидрологические процессу по зарастанию акватории водохранилища, являются преждевременными. Извлечение донных отложений может повлечь ухудшение состояния поверхностных вод не только в водохранилище, но и в водных объектах, расположенных ниже по течению.
ДД.ММ.ГГГГ. по результатам конкурса заключен контракт с ООО «Экотектор» №-вода на выполнение работ по объекту «Разработка проектной документации по мероприятию «Очистка от донных отложений Авроринского водохранилища, расположенного в <адрес> городского округа, с целью улучшения гидрографической сети на территории <адрес>». Инженерные изыскания при проектировании являются более детальными, чем данные мониторинга водного объекта, выполнение мониторинга не планируется. Расчет экономической эффективности и подготовка предложений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов Министерством не производились по причине отсутствия разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации с общей стоимостью работ. Выполнение расчета экономической эффективности и направление предложений по включению мероприятия в Схему комплексного использования и охраны водных объектов возможно после завершения работ по контракту от ДД.ММ.ГГГГ., при условии предоставления субвенций из федерального бюджета.
От представителя заинтересованного лица – Федерального агентства водных ресурсов в суд поступили письменные пояснения, согласно которым просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, разрешение требований оставляют на усмотрение суда. Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Нижне-Обское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов. Нижне-Обское ВСУ приказом от 17.06.2014г. № утвердило СКИОВО бассейна реки Иртыш, куда входит Авроринское водохранилище, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы. Инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ. Росводресурсы не обладает полномочиями по принуждению данных органов обращаться за указанным согласованием. Уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> не направлял необходимый пакет документов для получения субвенций из федерального бюджета на осуществление мероприятий по охране водного объекта – Авроринское водохранилище, данный орган не обращался за согласованием и размером субвенций.
Представитель заинтересованного лица Нижнетагильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Васильев А.М. в судебном заседании поддержал доводы прокурора, полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в пределах своей компетенции Может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.4 ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 36, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеем право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Отношения по использованию и охране водных объектов регулируются наряду с другими нормативными правовыми актами Водным кодексом РФ (далее - ВК РФ), который основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны водных объектов перед их использованием (ч.2 ст. 2, ст. 3 Водного кодекса РФ).
Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 ВК РФ).
К поверхностным водным объектам согласно ч.2 ст. 5 ВК РФ относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота (низинные, переходные, верховые); природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Статьей 7 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий (ч.1 ст. 7.1 ВК РФ).
В силу п.2 ч.1 ст. 26 ВК РФ Российская федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.
Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 45 ВК РФ использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.
Судом установлено, что в Государственном водном реестре зарегистрирован водный объект – Авроринское водохранилище, код объекта №, находится в собственности Российской Федерации, сведения о зарегистрированных водопользователях в Государственном водном реестре отсутствуют, сведения по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы внесены в государственный водный реестр.
Авроринское водохранилище расположено на реке Исток, относится к русловому типу, по режиму регулирования является годовым, используется для хозяйственно-бытовых и рекреационных целей.
Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2020г. № установлено, что мероприятия по их охране осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением водных объектов в соответствии с перечнем водоемов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008г. №-р, морей или их отдельных частей. Авроринское водохранилище в данном перечне не указано, мероприятия по его охране должны осуществляться исполнительным органом государственной власти <адрес>.
Согласно Правилам № мероприятия по охране поверхностных водных объектов включаю в себя также предотвращение загрязнения, засорения объектов и истощения вод, ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения, расчистку от донных отложений, аэрацию водных объектов, биологическую рекультивацию объектов, залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ № утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам власти субъектов РФ (далее – Примерный перечень). Мероприятия по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы включены в перечень мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.
Согласно ст. 26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с данной статьей полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В отношении Авроринского водохранилища применяются Типовые правила использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее – Типовые правила).
Согласно п. 19 Типовых правил с целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия: высадка тростника; заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы; локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений; санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
Согласно п. 20 Типовых правил в период сработки водохранилища перед началом половодья, а также в процессе пропуска половодья и паводков, при наличии благоприятного прогноза по водности года, собственники ГТС (гидротехнических сооружений), образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия по очистке дна водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов). Данные мероприятия проводятся при возможности создания в верхнем бьефе скорости течения, обеспечивающей размыв и транспортировку отложений наносов (не ниже 0,8 - 1,0 м/с). В случае значительного заиления водохранилища удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами, землечерпалками) (п. 22 Типовых правил).
Основой осуществления водохозяйственных мероприятий в отношении водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ), которые согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 04.12.2006г. № разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004г. №, Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее – СКИОВО).
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну. Схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах.
Согласно п.1 Положения о Нижне-Обском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ. №, Нижне-Обское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов. СКИОВО носит информационно-справочный характер, правовых норм не содержит
Нижне-Обское ВСУ приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № утвердило СКИОВО бассейна реки Иртыш, куда входит Авроринское водохранилище, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В ходе ранее проведенных прокуратурой надзорных мероприятий выявлены факты ненадлежащего содержания Администрацией ГГО гидротехнического сооружения – Авроринской плотины, сооружение находилось в неудовлетворительном техническом состоянии, создающим угрозу его разрушения и нарушение гидрологического состояния водных объектов находящихся как выше, так и ниже по течению <адрес>.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу №г., вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., были удовлетворены исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа об устранении нарушений требований безопасности гидротехнических сооружений. Указанным решением суда на Администрацию Горноуральского городского округа была возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести гидротехническое сооружение «Плотина», протяженностью 140 погонных метров, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации.
В целях исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Управление капитального строительства ГГО» и ООО «Самара-Стройком» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту объекта <адрес>, срок окончания работ по контракту ДД.ММ.ГГГГ. Контрактом не предусмотрено проведение работ по очистке водного объекта от наносов, что указывает на незаконное неисполнение Администрацией ГГО, как собственника гидротехнического сооружения (плотины, расположенной по адресу: <адрес>), образующего Авроринское водохранилище своих обязанностей по организации и проведению работ, предусмотренных п.20,22 Типовых правил.
На стадии разработки проектно-сметной документации на проведение данных работ проектной организацией ООО «Земпроект» в 2021г. были проведены инженерно-экологические изыскания. На территории места проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения был произведен отбор проб почвенного покрова, грунтов, донных отложений, поверхностных и грунтовых вод.
По результатам проведения инженерно-экологических изысканий были получены сведения о концентрациях загрязняющих веществ в донных отложениях, поверхностных водах. Установлено, что поверхностная вода не соответствует нормативам качества водных объектов по нефтепродуктам, меди, свинцу, никелю, цинку, кобальту и марганцу; пробы воды из скважин не соответствуют нормативам содержания химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по содержанию нефтепродуктов, перманганантной окисляемости, марганцу, в пробах почв выявлены превышения предельно допустимых концентраций бензаприрена, меди, кадмия, выявлено присутствие тяжелых металлов и нефтепродуктов в донных отложениях. Установлено, что донные отложения содержат тяжелые металлы и нефтепродукты, при извлечении которых образуются опасные отходы 1-3 класса опасности. Ответчиками данные факты в ходе судебного разбирательства не оспаривались. Данные выводы также отражены в заключении государственной экспертизы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт плотины в разделе Инженерно-экологические изыскания.
Указанное свидетельствует о загрязнении водного объекта, истощении ресурсов вод и деградации водных экосистем по химическим и экологическим показателям.
ДД.ММ.ГГГГ. комиссией в составе представителей Министерства природных ресурсов и экологии СО, администрации ГГО, Отдела водных ресурсов по СО Нижнеобского бассейнового водного управления было проведено обследование Авроринского водохранилища, расположенного на территории <адрес> ГГО <адрес>, о чем составлен акт обследования Авроринского водохранилища от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному акту обследования, на момент обследования водохранилище спущено с целью проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения. Выявлено частичное зарастание кустарниковой и травянистой растительностью ложа водохранилища, что обусловлено снижением нормального подпорного уровня воды в связи с работами по капитальному ремонту плотины.
Факты несоответствия поверхностных вод <адрес> в районе Авроринского водохранилища нормативам качества воды водных объектов рабохозяйственного назначения, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по содержанию химических веществ, превышение содержания таких химических веществ в пробах почв и донных отложений в районе водохранилища, высокий уровень коэффициента донной аккумуляции по меди и ртути при концентрациях загрязняющего вещества в воде, существенно превышающих величину предельно допустимой концентрации (концентрация по меди 0,010 мг/дм в куб. при ПДК 0,001 мг/дм в куб., по ртути – 0,010 мкг/дм в куб. при ПДК 0,00001 мкг/дм в куб.), наличие наносов иловых отложений, свидетельствуют о высоком уровне хронического загрязнения водного объекта, необходимости проведения уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> - Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> работ, предусмотренных п. 19 Типовых правил, а собственником гидротехнического сооружения (плотины) на <адрес> пруд – Администрацией ГГО работ, предусмотренных п. 20,22 Типовых правил, с целью обеспечения охраны водного объекта, предотвращению его загрязнения, засорения и истощения вод, а также ликвидации последствий указанных явлений.
Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 832-ПП Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, участвующим в проведении на территории <адрес> государственной политики в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. п. 2 п. 18 Положения о Министерстве).
Согласно п.13, п. 19 Положения о Министерстве, Министерство участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, осуществляет на территории <адрес> меры по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.
Согласно пп.12 п.20 Положения о Министерстве водных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от 16.09.2015г. №-ПП, Министерство в целях реализации полномочий, предусмотренных п.п.1 п. 12, пп.4 п.19 Положения, организует и осуществляет государственный мониторинг водных объектов, который является информационной основой разработки схем.
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, физических и юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов.
Государственный мониторинг водных объектов включает в себя регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления, сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон.
Приказом Минприроды России от 08.10.2104г. № утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ, участвуя в организации и осуществления мониторинга:
- организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ;
- осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.
Из изложенного следует, что Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> является уполномоченным органом государственной власти в сфере осуществления государственного мониторинга водных объектов.
Локальное изъятие иловых отложений является необходимым и обязательным мероприятием, реализуемым с целью недопущения дальнейшего загрязнения и засорения Авроринского водохранилища, ухудшения среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного мира.
Проведение мероприятий, предусмотренных п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. №, в том числе по локальному изъятию иловых отложений, как следует из приведенных выше норм действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурором в адрес Министра природных ресурсов и экологии СО было внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено, нарушения до настоящего времени не устранены, проведение работ не организовано, что указывает на бездействие по исполнению требований п. 19 Типовых правил.
По информации Федерального агентства водных ресурсов от 21.06.2023г. работы по расчистке водных объектов финансируются за счет средств федерального бюджета на основании утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации и экспертных заключений, также для обоснования целесообразности выполнения работ в составе документов предоставляются данные мониторинга за состоянием дна и берегов водных объектов, ведение которого входит в обязанность субъектов Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций финансируются водоохранные мероприятия по разработке проектов, направленных на расчистку водных объектов от донных отложений.
Инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ. Согласно письменным пояснениям Росводресурсы, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> не направлял необходимый пакет документов для получения субвенций из федерального бюджета на осуществление мероприятий по охране водного объекта – <...>, данный орган не обращался за согласованием и размером субвенций.
Из изложенного следует, что административным ответчиком не принимались меры по получению финансирования, по получению субвенций из федерального бюджета на необходимые работы по водному объекту за счет средств федерального бюджета
Министерством природных ресурсов и экологии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора представлена информация о том, что министерством работы по организации створов и осуществлению мониторинга водного объекта Авроринского водохранилища в период с ДД.ММ.ГГГГ. не проводились. Расчет эффективности Мероприятия не производился по причине отсутствия проектной документации. Мероприятие «очистка от донных отложений ложа Авроринского водохранилища» не включено в Схему комплексного использования и охраны водных объектов.
Министерством за счет средств областного бюджета в соответствии с планом природоохранных мероприятий области на 2023-2025г. запланированы следующие мероприятия:
- в 2023г. разработка проектной документации по мероприятию «Очистка от донных отложений Авроринского водохранилища, с целью улучшения гидрографической сети на территории <адрес>», подведение итогов назначено на 12.09.2023г.;
- в 2024-2025гг. выполнение работ по мероприятию «Очистка донных отложений ложа Авроринского водохранилища».
22.09.2023г. по результатам конкурса заключен контракт с ООО «Экотектор» №-вода на выполнение работ по объекту «Разработка проектной документации по мероприятию «Очистка от донных отложений Авроринского водохранилища, расположенного в <адрес> городского округа, с целью улучшения гидрографической сети на территории <адрес>». Период выполнения работ с 22.09.2023г. по 01.12.2023г.
Доводы Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> о том, что инженерные изыскания при проектировании являются более детальными, чем данные мониторинга водного объекта, в связи с чем нет необходимости мониторинга водного объекта, представленными суду доказательствами не подтверждены.
Ранее в возражениях на исковое заявление ответчиком указывалось, что для подтверждения необходимости проведения работ по очистке и восстановлению одного объекта необходимо предоставить данные регулярных наблюдений за изменением дна и берегов водного объекта. Проведение регулярных наблюдений за изменением дна и берегов Авроринского водохранилища запланировано в 2023г. за счет средств областного бюджета. Локальное изъятие иловых отложений без подтверждения их необходимости в установленном порядке, в том числе без проведения регулярных наблюдений за изменением дна и берегов, является преждевременным.
Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> ссылалось и указывало именно на необходимость осуществления мониторинга водного объекта, несмотря на то, что в 2021г. на стадии разработки проектно-сметной документации на проведение данных работ проектной организацией ООО «Земпроект» уже были проведены инженерно-экологические изыскания, был произведен отбор проб почвенного покрова, грунтов, донных отложений, поверхностных и грунтовых вод. Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> оказалось недостаточно результатов проведения указанных инженерно-экологических изысканий, в ходе которых были получены сведения о концентрациях загрязняющих веществ в донных отложениях, поверхностных водах.
Принимая во внимание правовое содержание вышеуказанных норм закона, учитывая, установленный факт бездействия Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> выразившегося в непроведении мониторинга водного объекта - <...>, в не произведении расчета эффективности мероприятий по локальному изъятию иловых отложений, не направлении предложений о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений Авроринского водохранилища в Федеральное агентство водных ресурсов, не выполнении мероприятий по локальному изъятию иловых отложений, суд приходит к выводу о том, что организация данных мероприятий должна быть возложена на указанный орган государственной власти <адрес>, то есть на Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>.
Предложенные прокурором сроки для исполнения обязанности провести мониторинг водного объекта до 30.09.2024г., для исполнения обязанности направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений <...> до ДД.ММ.ГГГГ., для исполнения обязанности выполнить локальное изъятие иловых отложений в соответствии со схемой комплексного использования и охраны водных объектов до ДД.ММ.ГГГГ., суд находит разумными и обоснованными с учетом срока окончания капитального ремонта гидротехнического сооружения на Авроринском водохранилище, объема мроприятий и необходимых процедур.
При этом, отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования, не может служить основанием для освобождения от выполнения вышеуказанных обязанностей.
Неисполнение ответчиком требований законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, выразившееся в непроведении мониторинга водного объекта - <...>, в не произведении расчета эффективности мероприятий по локальному изъятию иловых отложений, не направлении предложений о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений Авроринского водохранилища в Федеральное агентство водных ресурсов, не выполнении мероприятий по локальному изъятию иловых отложений.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мониторинг водного объекта – <...> и расчет эффективности мероприятий по локальному изъятию иловых отложений Авроринского водохранилища.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения о внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов в части проведения водоохранных мероприятий по локальному изъятию иловых отложений водного объекта - Авроринского водохранилища.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010г. № выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений в соответствии со схемой комплексного использования и охраны водных объектов.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гурина С.А.