ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2264/2022 от 12.07.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-2264/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М.

при секретаре - Зайцеве И.В.,

с участием представителя административного истца – Крапивина Р.В.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Моисеенковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Астаховой Е.М. к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Астахова Е.М. обратилась в суд с административным иском к УФНС России по г. Севастополю о признании незаконным решения УФНС по г. Севастополю от 24.02.2022 года о привлечении к ответственности Астаховой Е.М. за совершение налогового правонарушения, а также Решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу от 13.05.2022 года.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые решения являются незаконными, поскольку истцу неправомерно доначислен налог на доходы физических лиц в результате продажи принадлежащего ей жилого дома. Ответчиком неверно определен срок владения жилого дома с 24.05.2018 года, с даты регистрации права собственности в ЕГРН без учета того, что право собственности зарегистрировано на основании закона «О дачной амнистии», год постройки дома -1988 год.

В судебное заседание административный истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ее представитель поддержал доводы административного искового заявления просил суд признать незаконными оспариваемые решения.

Представитель УФНС России по городу Севастополю возражал против удовлетворения административного иска, по основаниям приведенным в возражениях.

Привлеченное к участию в деле в качестве ответчика - МИ ФНС России по Южному Федеральному округу направило в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, возражало против удовлетворения искового заявления, по основаниям приведённым в письменных возражениях.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.

Изучив доводы административного иска, выслушав пояснения представителя административного ответчтика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком на основании информации, поступившей от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что в 2020 году Астахова Е.М. на основании договора купли-продажи от 22.06.2020 осуществила продажу ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 714, расположенный по адресу:

Данный жилой дом находился в собственности истца и ее супруга с 24.05.2018 года, в связи с чем у Астаховой Е.М. возникла обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, которая ею не была выполнена.

С учетом полученной информации, административным ответчиком - УФНС по г. Севастополю проведена камеральная налоговая проверка в отношении доходов, полученных Астаховой Е.М. от продажи недвижимого имущества в 2020 году.

07.12.2021 года в ответ на требование о предоставлении пояснений ответчик проинформирован истцом о том, что проданное имущество декларированию не подлежит, поскольку жилой дом согласно ст. 34 СК РФ, являлся совместной собственностью супругов и принадлежал им на праве государственного акта серии ЯЛ , выданного Главным управлением комитета земельных ресурсов в г. Севастополе 08.06.2011 года.

Истцом к данному ответу представлен ряд документов: копия договора-купли-продажи от 22.06.2020 года, копия свидетельства от 20.04.2020 года о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу, копия государственного акта серии ЯЛ от 08.06.2011 года, выписка из ЕГРН от 21.04.2020 года.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 27.12.2021 , согласно которому доход Астаховой Е.М. от реализации в 2020 году недвижимого имущества составил 1500000,00 рублей, сумма имущественных вычетов - 750000,00 рублей, налоговая база – 750000,00 рублей, сумма НДФЛ к уплате составила 97 500,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ при рассмотрении Управлением установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения: тяжелое материальное положение физического лица (пенсионер), несоразмерность деяния тяжести наказания (совершение правонарушения впервые).

24.04.2022 ответчиком - УФНС по г. Севастополю принято оспариваемое Решение которым Астаховой Е.М. доначислен налог на доходы физических лиц в размере 97500,00 рублей.

Оспариваемым решением в соответствии с положениями п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения истец привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 4 875 рублей (97500,00 рублей *20%/4) и в размере 7312,50 рублей (97500 рублей*30% = 29250 рублей/4).

Не согласившись с указанным решением, 06.04.2022 года (вх. №1675 от 12.04.2022 года) истец обратилась с жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу.

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу от 13.05.2022 года №07-08/304 в удовлетворении жалобы Астаховой Е.М. отказано, решение УФНС по г. Севастополю от 24.02.2022 года оставлено без изменения.

В рассматриваемой ситуации доводы административного истца о том, что право собственно на жилой дом возникло в следствии дачной амнистии, т.е. с момента постройки дома 1988 года, а следовательно доходы от продажи дома не подлежат налогообложению, так как давность владения превышает пятилетний срок, основаны на ошибочном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что в отношении доходов, по которым налоговая ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Согласно положениям п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

Обязанность налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса предусмотрена п. 3 ст. 228 НК РФ.

Исходя из положений п.1 ст. 229 НК РФ, по доходам, полученным в 2020 году налоговая декларация предоставляется налогоплательщиками не позднее 30.04.2021 года.

Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2020 год, исходя из положений п. 6 ст. 227 НК РФ, истекает 15.07.2021 года.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Статьей 12 Закона № 6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Частью 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ определено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

Из приведенных положений законодательства, следует, что минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества, находящимися на территориях Республики Крым и города Севастополя, для целей обложения налогом на доходы физических лиц исчисляется с даты регистрации на них права собственности в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

В случае если право собственности на объект недвижимого имущества не возникло в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, то минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества исчисляется с даты возникновения на него права собственности в соответствии с законодательством, действующим после вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

Вместе с тем право собственности на жилой дом оформлено 24.05.2018, то есть после вступления в силу Закона № 6-ФКЗ и зарегистрировано за супругом истца Астаховым В.М.

В данном случае применению подлежат положения п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Регистрация права собственности, как условие для возникновения, изменения, прекращения прав закреплена в статьях 182, 334 Гражданского кодекса Украины.

Статьей 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.

Согласно пункту 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Приведенные положения действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Украины, свидетельствуют о том, что момент возникновения прав на объект недвижимого имущества подлежит исчислению с даты государственной регистрации.

В рассматриваемой ситуации, ? на жилой дом возникли у истца на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемого пережившему супругу, свидетельства о праве на наследство по закону выданных 20.04.2020 года.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, которым является день смерти гражданина, независимо от времени его фактического принятия, а также момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ст. 1114 и 1152 ГК РФ).

С 24.05.2018 года за Астаховым В.М. зарегистрировано в ЕГРН право собственности на жилой дом и именно с данной даты и следует исчислять срок владения Астаховой Е.М. данного объекта недвижимости.

Поскольку 25.06.2020 года внесена запись о прекращении права собственности истца на ? доли в данном жилом доме, следовательно объект продажи находился в собственности истца менее минимального предельного пятилетнего срока владения, что влечет возникновение у него обязательства по оплате налога на доход полученный от такой продажи.

Вопреки доводам истца государственный акт серии ЯЛ от 08.06.2011 года, свидетельствует о праве собственности на земельный участок, при этом каких либо прав на жилой дом данный акт не подтверждает.

С учетом установленных по делу обстотяельтсв оснований для признания незаконными оспариваемых решений УФНС по г. Севастополю и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу, у суда не имеется, в связи с чем исковые требования Астаховой Е.М. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Астаховой Е.М. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2022 года.

Председательствующий Н.М. Истягина