ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2264/2022 от 23.06.2022 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

2а-2264/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г.Омск

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре судебного заседания Курозиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административных истцов, законных представителей административного истца, представителей административных ответчиков административное дело № 2а-2264/2022 по административному иску ВТВ, ВНН, несовершеннолетнего ВВН о признании незаконным решения Управления МВД России по Омской области об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о признании незаконным протокола заседания рабочей группы Министерства труда и социального развития Омской области,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГВТВ обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятого ДД.ММ.ГГГГ Управлением МВД России по Омской области с учетом мнения Министерства труда и социального развития Омской области.

ДД.ММ.ГГГГВНН, несовершеннолетний ВВН обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятое ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области; признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» Министерства труда и социального развития Омской области в части аннулирования свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в отношении ВТВ.

ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения указанных административных исков (л.д.82-83).

ДД.ММ.ГГГГВТВ обратилась в суд с уточненным административным иском, в котором заявила требования, указанные в административном иске ВНН и ВВН (л.д.114-115).

В обоснование требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы Министерства труда и социального развития Омской области составлен протокол , согласно которому принято решение аннулировать свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в отношении ВТВ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением МВД России по Омской области, с учетом мнения Министерство труда и социального развития Омской области, принято решение об аннулировании указанного свидетельства, произведена утрата статуса члена семьи участника Государственной программы в отношении ВНН – супруга ВТВи их сына - ВВН, о которых ВНН и ВВН узнали ДД.ММ.ГГГГ, когда ВТН получила повестку мирового судьи в качестве ответчика по иску УМВД России по Омской области о взыскании понесенных государством затрат в размере 47000 рублей; часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ не относится к административным правонарушениям в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, в марте 2021 года ВТВ дважды привлекалась к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ как должностное лицо », аннулирование свидетельства по причине нарушения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации возможно только при неоднократном привлечении к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ; правонарушение в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации должно быть совершено непосредственно (лично) участником Государственной программы; административными ответчиками не учтена степень вины ВТН в совершенных правонарушениях, ВТВ является руководителем службы управления персоналом в », как руководитель несет ответственность за действия (бездействия) своих подчиненных, была привлечена к ответственности как должностное лицо; статья, по которой ВТВ привлечена к административной ответственности, не связана с нарушением режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; при аннулировании свидетельства не учтены степень общественной опасности совершенного правонарушения и личности ВТВ, ВНН и несовершеннолетнего ВВН; ВТВ официально трудоустроена в АО «ОмЗМ-Металл», является налогоплательщиком, иных нарушений требований миграционного законодательства не имеет, административные штрафы по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ оплатила, постоянно проживает в , зарегистрирована в квартире, которая принадлежит им на праве общей долевой собственности, получила гражданство Российской Федерации; ВНН официально трудоустроен на должности учителя физической культуры в БОУ », является налогоплательщиком, нарушений требований миграционного законодательства не имеет, зарегистрирован в квартире, которая принадлежит им на праве общей долевой собственности, получил гражданство Российской Федерации; ВВН учится в пятом классе в БОУ г.», нарушений требований миграционного законодательства не имеет, зарегистрирован в квартире, которая принадлежит им на праве общей долевой собственности, получил гражданство Российской Федерации; нарушение порядка уведомления миграционного органа о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином не носит высокую степень общественной опасности, совершено по невнимательности подчиненного ВТВ сотрудника, не носит умышленный характер; административными ответчиками не учтены преследуемые Государственной программой цели; аннулирование свидетельства ведет к необходимости возврата ранее выплаченных из федерального бюджета денежных средств, который приведет к затруднительному финансовому положению их семьи.

ВТН, ВНН, несовершеннолетний ВВН просят признать незаконным решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятое ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области; признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» Министерства труда и социального развития Омской области в части аннулирования свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в отношении ВТВ.

В судебном заседании ВТВ, ВНН, действующие от своего имени и от имени их несовершеннолетнего сына – ВВН, представитель ВТВ и ВНН по письменному и устному ходатайству – БДВ заявленные требования поддержали, просили восстановить пропущенный ВТВ срок на обращение в суд, так как на заседание рабочей группы ВТВ не приглашали, ВТВ не было разъяснено право на обжалование оспариваемого решения, копию обжалуемого решения ВТВ получила по своей инициативе ДД.ММ.ГГГГ, ВТВ приехала в ФИО4 в 2018 году, участие в Государственной программе приняла в 2020 году, получила гражданство Российской Федерации в 2020 году, не обладала информацией о возможности обжалования подобных решений государственных органов, ВНН и несовершеннолетний ВВН узнали об оспариваемых решениях ДД.ММ.ГГГГ, когда ВТВ получила судебную повестку, срок обращения в суд ими не пропущен.

Представитель Управления МВД России по Омской области по доверенности ВАИ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым гражданка Республики Казахстан ВТВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка в 2020 году приняла решение об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ 22.06.2006 № 637 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до вступления в силу Указа Президента РФ от 12.05.2020 № 322), территорией вселения избрана Омская область, где действует Государственная программа Омской области «Оказание содействия добровольному переселению область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 09.10.2013 № 235-п, ответственным исполнителем Государственной программы Омской области является Министерство труда и социального развития Омской области, совместно с ВТВ на территорию ФИО4 переселились члены её семьи: супруг ВНН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ВВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; согласно пункту 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел РФ по субъектам РФ, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения; разделом 7 Государственной программы Омской области установлено, что решение о соответствии (несоответствии) соотечественника, подавшего заявление об участии, требованиям государственной программы принимается Министерством труда и социального развития Омской области с учетом сведений, предусмотренных пунктами 25, 26 Государственной программы Российской Федерации, поступивших из УМВД России по Омской области; Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; ДД.ММ.ГГГГ в УВМ УМВД России по Омской области ВТВ выдано свидетельство участника Государственной программы серия СС сроком на три года; согласно требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» сведения о членах семьи участника Государственной программы были вписаны в свидетельство участника Государственной программы; ДД.ММ.ГГГГВТВ осуществила постановку на учет в УВМ УМВД России по Омской области в качестве прибывшего участника Государственной программы, члены семьи поставлены на учет в качестве прибывших членов семьи участника Государственной программы; ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Омской области участник Государственной программы ВТВ принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документирована паспортом гражданина Российской Федерации серия 52 20 , выданным ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области (код 550-001), этим же решением в гражданство Российской Федерации принят член семьи участника Государственной программы - ВВН, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Омской области в гражданство Российской Федерации принят член семьи участника Государственной программы - ВНН, ДД.ММ.ГГГГ г.р., документирован паспортом гражданина Российской Федерации серия 5220, , выданным УМВД России по ФИО4 (код 550-001); согласно пункту 20 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе, на получение за счет федерального бюджета единовременного пособия на обустройство (подъемные) и компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющихся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения (Омская область не относится к территории приоритетного заселения), с территории иностранного государства, пособие в размере 20000 рублей выплачивается участнику Государственной программы; в размере 10000 рублей - на каждого члена семьи, размер государственных гарантий и социальной поддержки, порядок предоставления утверждаются Правительством РФ (пункт 23 Государственной программы); порядок осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту которого заявление о выплате подъемных подается лично участником Государственной программы в территориальный орган МВД России; форма заявления, порядок его подачи и рассмотрения определен приказом МВД России (Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ), в пункте 2 формы заявления, утвержденной данным приказом, указываются сведения о членах семьи участника Государственной программы, намеренных получить пособие на обустройство, согласно пункту 7 указанного приказа, заявление о выплате подъемных подается лично участником Государственной программы; ДД.ММ.ГГГГ от участника Государственной программы ВТВ в УВМ УМВД России по Омской области поступило заявление, зарегистрированное под номером 642, о выплате пособия на обустройство в размере 40000 рублей – 20000 рублей на участника Государственной программы ВТВ, и по 10000 рублей на каждого члена семьи участника Государственной программы ВНН и ВВН; правила выплаты компенсации расходов на уплату государственных пошлин, консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; форма заявления, порядок его подачи и рассмотрения установлен приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 4 которого заявление о выплате подъемных подается лично участником Государственной программы; ДД.ММ.ГГГГ от ВТВ в УВМ УМВД России по Омской области поступило заявление, зарегистрированное под номером 564, о выплате компенсации за оформление документов, определяющих правовой статус участника Государственной программы и членов его семьи на территории Российской Федерации в размере 7000 рублей за оформление заявления о приеме в гражданство Российской Федерации – 3500 рублей участнику Государственной программы ВТВ и 3500 рублей члену семьи участника Государственной программы - ВНН; ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области по вопросам выплат участникам Государственной программы (протокол ) принято решение о выплате из федерального бюджета участнику Государственной программы ВТВ и членам семьи участника Государственной программы ВНН и ВВН компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих статус переселенцев на территории Российской Федерации и единовременное пособие на обустройство, всего 47000 рублей; согласно распоряжению УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № р-527 денежные средства в размере 47000 рублей перечислены на указанный участником Государственной программы ВТВ в заявлении расчетный счет, что подтверждается платежными документами УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ; согласно пункту 25 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; в соответствии с пунктом 28 указанной Государственной программы в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи – статус членов семьи участника Государственной программы, что влечет за собой взыскание выплаченных пособий; в соответствии с пунктом 29 Государственной программы утрата статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки в соответствии с подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 20 Государственной программы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; ДД.ММ.ГГГГ в Министерство труда и социального развития Омской области из УМВД России по Омской области направлена информация с предложением о рассмотрении вопроса об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ; ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» информация УМВД России по Омской области об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ была рассмотрена, Министерство труда и социального развития Омской области согласилось с мнением УМВД России по Омской области, итоги заседания рабочей группы оформлены соответствующим протоколом от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ с учетом мнения Министерства труда и социального развития Омской области года заместителем начальника Управления МВД РФ по Омской области ШАГ утверждено согласованное с врио начальника Управления по вопросам миграции Управления МВД России по Омской области ЕКД решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, участнику Государственной программы ВТВ на основании подпункта «ж» пункта 25 Государственной программы; на основании данного решения ВНН и ВВН утратили статус членов семьи участника Государственной программы, свидетельство участника Государственной программы серия СС , выданное участнику Государственной программы ВТВ, внесено в учеты МВД России как аннулированное, статус участника Государственной программы утрачен; согласно пункту 29 Государственной программы утрата статуса участника Государственной программы влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки; ДД.ММ.ГГГГ в адрес ВТВ направлено уведомление о принятом УМВД России по Омской области решении об аннулировании свидетельства участника Государственной программы и необходимости возврата денежных средств, выплаченных с целью обеспечения государственных гарантий и социальной поддержки, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы; ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было вручено ВТВ в помещении УВМ МВД России по Омской области, о чем свидетельствует её подпись в копии решения об аннулировании; сам факт обращения ВТВДД.ММ.ГГГГ в УВМ УМВД России по Омской области свидетельствует о её осведомленности о принятом решении об аннулировании свидетельства участника Государственной программы и необходимости возврата денежных средств, связанных с предоставлением им за счет средств федерального бюджета государственных гарантий и социальной поддержки; Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила взыскания с участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членов их семей понесенных государством затрат, связанных с предоставлением им государственных гарантий и социальной поддержки; указание информации о порядке и сроках обжалования решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы Правилами не предусмотрено; пунктом 5 Правил установлено, что в случае если в срок, указанный в требовании, предусмотренном пунктом 3 настоящих Правил, подлежащие возврату в федеральный бюджет средства полностью или частично не возвращены, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации принимает меры по взысканию остатка невозвращенных средств в судебном порядке и уведомляет об этом получателя государственных гарантий и социальной поддержки одновременно с подачей искового заявления в суд; Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; согласно пункту 171 административного регламента информация заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействия) подразделения по вопросам миграции и его должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на Едином портале, на официальном сайте МВД России и сайтах территориальных органов МВД России в сети «Интернет», а также на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг; в здании УВМ УМВД России по Омской области, расположенном по адресу: А, где осуществляется работа с участниками Государственной программы, в холле указанная информация размещена на информационной стойке; вопреки доводам административных истцов, на административного ответчика не возложена обязанность в уведомлении разъяснять порядок обжалования принятых решений; права членов семьи частника Государственной программы на получение государственных гарантий и социальной поддержки произвольны от наличия статуса участника Государственной программы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 18.1, 18.2 Государственной программы: в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы; в случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности ШЭН в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Министерство является органом исполнительной власти, являющимся ответственным исполнителем региональной программы переселения; в целях реализации региональной программы переселения Указом Губернатора Омской области от 11.10.2013 № 140 (в редакции от 23.12.2019) создана межведомственная комиссия по реализации региональной программы переселения, утверждены её состав и Положение; согласно пункту 7 Положения результаты рассмотрения вопросов на заседании межведомственной комиссии оформляются протоколом; в соответствии с Протоколом заседания межведомственной комиссии по реализации региональной программы переселения от ДД.ММ.ГГГГВТВ рекомендована для участия в региональной программе переселения; на основании данного протокола Министерством принято распоряжение ДД.ММ.ГГГГ-р "О результатах рассмотрения заявлений для участия соотечественников в государственной программе Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом", в соответствии с которым принято решение об участии ВТВ в региональной программе переселения; ДД.ММ.ГГГГВТВ выдано свидетельство участника Государственной программы, территорией вселения выбрана Омская область Российской Федерации, совместно с ВТВ на территорию переселились члены её семьи: супруг ВВН и сын ВНН, получившие статус членов семьи участника Государственной программы; согласно материалам дела в отношении ВТВДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области вынесены постановления и 170 о назначении административного наказания по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; статья 18.15 КоАП РФ отнесена федеральным законодателем к главе 18 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенные административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, постановления и 170 ВТВ не обжаловались и вступили законную силу, административные штрафы ВТВ оплачены, что свидетельствует о признании вины в совершении административных правонарушений; принимая решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, УМВД России по Омской области руководствовалось подпунктом "ж" пункта 25 Государственной программы и имеющимися сведениями о привлечении ВТВ к административной ответственности за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, подтвержденными вступившими в законную силу постановлениями и 170; с тезисом о том, что аннулирование свидетельства участника Государственной программы возможно только при неоднократном привлечении к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ, нельзя согласиться, поскольку подпункт "ж" пункта 25 Государственной программы не содержит указания на конкретную статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за совершение административного правонарушения, являющуюся основанием для аннулирования свидетельства участника Государственной программы; в соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения; в целях реализации полномочия Министерства, установленного абзацем 54 раздела 7 региональной программы переселения Министерством принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р, в соответствии с которым создана рабочая группа по вопросам реализации региональной программы переселения; пунктом 2 Распоряжения -р установлено, что рабочая группа осуществляет свою деятельность на основании регламента, утверждаемого руководителем рабочей группы, при этом регламентом рабочей группы участие заседании рабочей группы непосредственно гражданина участника Государственной программы, а также членов семьи участника Государственной программы и направление им протокола заседания рабочей группы не предусмотрено; ДД.ММ.ГГГГВТН обращалась в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области с заявлением о выдаче решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, ДД.ММ.ГГГГ копия указанного решения была выдана; в соответствии с протоколом заседания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ принято решение согласиться с мнением УВМ УМВД России по Омской области по вопросу принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ; решение о несоответствии ВТВ требованиям региональной программы переселения на заседании рабочей группы не принималось; протокол не является основанием для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы; истцы, будучи членами одной семьи, не могли не знать об аннулировании свидетельства участника Государственной программы; Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.

Несовершеннолетний ВВН в судебном заседании, о времени и месте которого извещен надлежаще, участия не принимал.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п.1), пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п.5), пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (п.7), пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п.8).

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, в отношении лица, которое является административным истцом; при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок его принятия, совершения в случае, если такой порядок установлен; основания для его принятия, совершения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ч.10 ст.226 КАС РФ сказано, что в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" п.3 ч.9 этой статьи; если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, лица, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на лицо, принявшее оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (п.1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (п.2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (п.4).

Судом установлено, что гражданка Республики Казахстан ВТВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка приехала в ФИО4 в 2018 году, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в » в службу управления персоналом на должность руководителя службы управления персоналом (л.д.38), приняла решение об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ 22.06.2006 № 637 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений до вступления в силу Указа Президента РФ от 12.05.2020 № 322), территорией вселения избрана Омская область.

Совместно с ВТВ на территорию ФИО4 переселились члены её семьи: супруг ВНН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ВВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В Омской области действует Государственная программа Омской области «Оказание содействия добровольному переселению область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 09.10.2013 № 235-п.

Ответственным исполнителем Государственной программы Омской области является Министерство труда и социального развития Омской области.

Согласно пункту 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Разделом 7 Государственной программы Омской области установлено, что решение о соответствии (несоответствии) соотечественника, подавшего заявление об участии, требованиям государственной программы принимается Министерством труда и социального развития Омской области с учетом сведений, предусмотренных пунктами 25, 26 Государственной программы Российской Федерации, поступивших из УМВД России по Омской области.

Подготовка регистрации заявителей в качестве участников Государственной программы, их учет, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в её рамках возможностей, прием заявлений об участии в Государственной программе, оформление и выдача свидетельств, а также выполнение иных необходимых мероприятий осуществляются в Омской области Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области.

В целях реализации региональной программы переселения Указом Губернатора Омской области от 11.10.2013 № 140 (в редакции от 23.12.2019) создана межведомственная комиссия по реализации региональной программы переселения, утверждены её состав и Положение.

Согласно пункту 7 Положения результаты рассмотрения вопросов на заседании межведомственной комиссии оформляются протоколом.

В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии по реализации региональной программы переселения от ДД.ММ.ГГГГВТВ рекомендована для участия в региональной программе переселения.

На основании данного протокола Министерством труда и социального развития Омской области принято распоряжение 27.12.2019 № 650-р "О результатах рассмотрения заявлений для участия соотечественников в государственной программе Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом", в соответствии с которым принято решение об участии ВТВ в региональной программе переселения.

ДД.ММ.ГГГГ в УВМ УМВД России по Омской области ВТВ выдано свидетельство участника Государственной программы серия СС сроком на три года (л.д.24-25).

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» сведения о членах семьи участника Государственной программы вписаны в свидетельство участника Государственной программы.

27.01.2020 в целях реализации полномочия Министерства, установленного абзацем 54 раздела 7 региональной программы переселения Министерством труда и социального развития Омской области принято распоряжение № 35-р, в соответствии с которым создана рабочая группа по вопросам реализации региональной программы переселения; пунктом 2 Распоряжения № 35-р установлено, что рабочая группа осуществляет свою деятельность на основании регламента, утверждаемого руководителем рабочей группы (л.д.54 - 55).

Согласно регламенту рабочей группы от 02.08.2021 участие в заседании рабочей группы непосредственно гражданина участника Государственной программы, а также членов семьи участника Государственной программы и направление им протокола заседания рабочей группы не предусмотрено, с учетом информации, содержащейся в протоколе заседания, рабочая группа готовит проект распоряжения Министерства о соответствии (несоответствии) соотечественника, подавшего заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, требованиям государственной программы Омской области (л.д.56-57).

ДД.ММ.ГГГГВТВ поставлена на учет в УВМ УМВД России по Омской области в качестве прибывшего участника Государственной программы, члены семьи поставлены на учет в качестве прибывших членов семьи участника Государственной программы (л.д.24-оборот).

ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Омской области участник Государственной программы ВТВ принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документирована паспортом гражданина Российской Федерации серия 52 20 , выданным ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области (код 550-001).

ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Омской области в гражданство Российской Федерации принят член семьи участника Государственной программы - ВВН, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Омской области в гражданство Российской Федерации принят член семьи участника Государственной программы - ВНН, ДД.ММ.ГГГГ г.р., документирован паспортом гражданина Российской Федерации серия 5220, , выданным УМВД России по Омской области (код 550-001).

Размер государственных гарантий и социальной поддержки, порядок предоставления утверждаются Правительством РФ (пункт 23 Государственной программы).

Согласно пункту 20 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе, на получение за счет федерального бюджета единовременного пособия на обустройство (подъемные) и компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации.

Участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющихся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения (Омская область не относится к территории приоритетного заселения), с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах: 20 тысяч рублей - участнику Государственной программы; 10 тысяч рублей - на каждого члена семьи.

Правила выплаты компенсации расходов на уплату государственных пошлин, консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 № 715.

Форма заявления, порядок его подачи и рассмотрения установлен приказом МВД России от 01.06.2017 № 335, согласно пункту 4 которого заявление о выплате подъемных подается лично участником Государственной программы.

Порядок осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей определен постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 № 270.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области по вопросам выплат участникам Государственной программы (протокол ) принято решение о выплате из федерального бюджета участнику Государственной программы ВТВ и членам семьи участника Государственной программы ВНН и ВВН компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих статус переселенцев на территории Российской Федерации и единовременное пособие на обустройство, всего 47000 рублей.

Согласно подпункту «ж» пункта 25 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 указанной Государственной программы в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи – статус членов семьи участника Государственной программы.

В соответствии с пунктом 29 Государственной программы утрата статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки в соответствии с подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 20 Государственной программы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника ОИК УВМ УМВД России по ФИО4 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя службы управления персоналом ВТВ установлено, что » направило в УВМ УМВД России по ФИО4 уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, за что должностное лицо » - руководитель службы управления персоналом » ВТВ привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 47-48).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника ОИК УВМ УМВД России по ФИО4 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя службы управления персоналом » ВТВ установлено, что АО «» направило в УВМ УМВД России по Омской области уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, за что должностное лицо - руководитель службы управления персоналом АО «ОмЗМ-Металл» ВТВ привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 34-36).

Постановления о привлечении должностное лицо АО «ОмЗМ-Металл» - руководителя службы управления персоналом АО «ОмЗМ-Металл» ВТВ обжалованы не были, вступили в законную силу, исполнены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44).

ДД.ММ.ГГГГ Управление МВД России по Омской области направило в Министерство труда и социального развития Омской области письмо с предложением о рассмотрении вопроса об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ

ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую соотечественников, проживающих за рубежом» письмо УМВД России по Омской области об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ рассмотрено, участники заседания рабочей группы решили согласиться с мнением УВМ УМВД России по Омской области по вопросу принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ на основании подпункта «ж» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-53).

Из протокола заседания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что Управление МВД России по Омской области предоставило Министерству труда и социального развития Омской области информацию о том, что ВТВ была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что » направило в УВМ УМВД России по Омской области уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, в качестве должностного лица », а также о том, что ВТВ была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что » направило в УВМ УМВД России по Омской области уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, в качестве должностного лица АО «ОмЗМ-Металл», а не в качестве гражданина – физического лица, что подтверждается также объяснениями представителя Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании и не опровергнуто представителем Управления МВД России по Омской области.

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами МВД РФ по субъектам РФ, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления МВД РФ по Омской области ШАГ утверждено согласованное с врио начальника Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области ЕКД решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, участнику Государственной программы ВТВ на основании подпункта «ж» пункта 25 Государственной программы, а также об утрате статуса члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ВНН, ВВН (л.д.60).

В обоснование указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что оно принято с учетом решения Министерства труда и социального развития Омской области (уполномоченного органа исполнительной власти, ответственного за реализацию программы переселения) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-оборот).

Из материалов дела, доводов сторон следует, что в качестве решения Министерства труда и социального развития Омской области (уполномоченного органа исполнительной власти, ответственного за реализацию программы переселения) от ДД.ММ.ГГГГ в решении Управления МВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ подразумевается протокол заседания рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из содержания протокола заседания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании принято решение согласиться с мнением УВМ УМВД России по Омской области по вопросу принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы ВТВ, то есть решение о несоответствии ВТВ требованиям региональной программы переселения на заседании рабочей группы не принималось.

В связи с этим, суд полагает обоснованным согласиться с доводами представителя Министерства труда и социального развития Омской области о том, что протокол заседания рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области "Оказания содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" от ДД.ММ.ГГГГ не мог являться основанием для принятия Управлением МВД России по Омской области решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что права, свободы и законные интересы административных истцов Министерством труда и социального развития Омской области нарушены не были, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным протокола от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ВТВ

ДД.ММ.ГГГГВТВ обратилась в УВМ УМВД России по Омской области с заявлением о выдаче ей решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы (л.д.59).

Суд согласился с доводами административных ответчиков о том, что сам факт обращения ВТВДД.ММ.ГГГГ в УВМ УМВД России по Омской области с заявлением о выдаче ей решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы свидетельствует о её осведомленности о принятом решении об аннулировании свидетельства участника Государственной программы.

ДД.ММ.ГГГГ указанное решение вручено ВТВ в помещении УВМ МВД России по Омской области, о чем свидетельствует её подпись в копии решения об аннулировании (л.д.60).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила взыскания с участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и (или) членов их семей понесенных государством затрат, связанных с предоставлением им государственных гарантий и социальной поддержки которые не предусматривают необходимости указания информации о порядке и сроках обжалования в решении об аннулировании свидетельства участника Государственной программы.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, согласно пункту 171 которого информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействия) подразделения по вопросам миграции и его должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на Едином портале, на официальном сайте МВД России и сайтах территориальных органов МВД России в сети «Интернет», а также на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг.

Из объяснений административного ответчика следует, что в здании УВМ УМВД России по Омской области, расположенном по адресу: , где осуществляется работа с участниками Государственной программы, указанная информация размещена в холле на информационной стойке, с чем суд не усматривает оснований не согласиться.

Права членов семьи частника Государственной программы на получение государственных гарантий и социальной поддержки произвольны от наличия статуса участника Государственной программы.

При рассмотрении административных исковых требований ВТВ, ВНН к Управлению МВД России по Омской области суд пришел к выводу о пропуске ими срока обращения в суд, так как копия решения от ДД.ММ.ГГГГ была получена ВТВДД.ММ.ГГГГ, а ВНН, будучи не просто супругом ВТВ, а имея статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проживая совместно с ВТВ, должен был знать об аннулировании свидетельства участника Государственной программы с ДД.ММ.ГГГГ, когда его копия была получена ВТВ

Срок обращения в суд несовершеннолетнего ВВН, родившегося в 2010 году, подлежит восстановлению.

Отказ несовершеннолетнему административному истцу в удовлетворении административного искового заявления только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, оценки по существу доводов несовершеннолетнего административного истца относительно незаконности оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика, фактически приведет к отказу несовершеннолетнему административному истцу в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого решения, что противоречит задачам административного судопроизводства.

При рассмотрении по существу административных исковых требований несовершеннолетнего ВВН судом принято во внимание, что подпункт "ж" пункта 25 Государственной программы не содержит указания на конкретную статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за совершение административного правонарушения, являющуюся основанием для аннулирования свидетельства участника Государственной программы.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность не только для граждан, но и для должностных лиц, а также для юридических лиц за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 8 статьи 13 которого предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Формы и порядок представления уведомлений утверждены приказом МВД России от 30 июля 2020 года N 536.

В обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Омской области сказано, что «по учетам ИЦ УМВД России по Омской области ВТВДД.ММ.ГГГГ дважды привлекалась к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации».

Проанализировав содержание оспариваемого решения с учетом доводов сторон, суд пришел к выводу о том, что Управлением МВД России по Омской области не было принято во внимание, что ВТВ была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что АО «ОмЗМ-Металл» направило в УВМ УМВД России по Омской области уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, в качестве должностного лица АО «ОмЗМ-Металл», а также о том, что ВТВ была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за то, что АО «ОмЗМ-Металл» направило в УВМ УМВД России по Омской области уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, в качестве должностного лица АО «ОмЗМ-Металл», а не в качестве гражданина – физического лица.

Проанализировав часть 3 ст.18.15 КоАП РФ, суд пришел к выводу о том, что в ней установлена административная ответственность за административные правонарушения в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ.

Соответственно, существенное значение для дела имеет привлечение ВТВ – матери несовершеннолетнего ВВН к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в качестве должностного лица работодателя - АО «ОмЗМ-Металл» за направление работодателем в УВМ УМВД России по Омской области уведомлений о заключении, о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленного порядка и формы, а не в качестве гражданина – физического лица за нарушение им самим законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Вместе с тем, по смыслу подпункта «ж» пункта 25 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник два и более раза в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, ответственным за реализацию соответствующей региональной программы переселения – Министерством труда и социального развития Омской области в соответствии с пунктом 17 Государственной программы не принималось решения по вопросу об аннулировании свидетельства участника Государственной программы в отношении ВТВ, протокол заседания рабочей группы по вопросам реализации государственной программы Омской области "Оказания содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" от ДД.ММ.ГГГГ таким решением не является.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 02 марта 2006 года № 55-О, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности и конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), отвечать характеру совершенного деяния.

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Таким образом, суд полагает обоснованным согласиться с доводами несовершеннолетнего ВВН о формальном характере решения от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, участнику Государственной программы ВТВ на основании подпункта «ж» пункта 25 Государственной программы, а также об утрате статуса члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ВНН, ВВН, которое принято без учета степени общественной опасности совершенных ВТВ в качестве должностного лица работодателя административных правонарушений, сведений о её личности, о личности членов её семьи, в том числе несовершеннолетнего ребенка, который учится в пятом классе в БОУ г. », нарушений требований миграционного законодательства не имеет, зарегистрирован в квартире, которая принадлежит ему на праве общей долевой собственности, получил гражданство Российской Федерации, возврат полученных в рамках Государственной программы денежных средств приведет к затруднительному финансовому положению его семьи.

С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ВВН при установленных судом фактических обстоятельствах, в связи с чем, полагает обоснованным удовлетворить его требование о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ Управления МВД России по Омской области об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административный иск ВТВ оставить без удовлетворения.

административный иск ВНН оставить без удовлетворения.

административный иск несовершеннолетнего ВВН удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления МВД России по Омской области об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В удовлетворении административного иска несовершеннолетнего ВВН о признании незаконным протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы Министерства труда и социального развития Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска.

Судья подпись Д.В.Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2022 года.

Копия вернаРешение не вступило в законную силуУИД 55RS0002-01-2022-003079-50Подлинный документ подшит в деле № 2а-2264/2022Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _________________________ Д.В. СередневСекретарь ______________________