УИД: 91RS0№-42
Дело № 2а-240/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2022 года Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Баземба Д.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Ялта Республики Крым, о признании незаконным отказа включения в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка, и возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о признании незаконным отказа включения в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка, и возложении обязанности выполнить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что в мае 2010 года на сходе граждан посёлка Гурзуф, нуждающихся в жилье, был образован актив граждан, сформированы списки, которые были поданы голове Гурзуфского поселкового совета, администрация которого определила количество участников, в связи с чем был определен массив, на котором были выделены земельные участки под жилищную застройку. В последующем было проведено межевание и условное распределение земельных участков и их фактическое занятие лицами, включенными в списки. Ему – административному истцу был распределен земельный участок <адрес>. В последующем учетом лиц и упорядочиванием земельных отношений занимался Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым, и он – административный истец был включен в так называемый Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуальной жилой застройки путем фактического занятия участка. В настоящее время около половины граждан приступили к застройке своих участков, он – административный истец по материальным соображениям намерен приступить к освоению участка в следующем году. С целью закончить процедуру оформления земельного участка в установленном законом порядке, он – административный истец обратился в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым с заявлением о включении его в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» «пгт. Гурзуф, р-н часовни, выше ЮБШ». Однако письмом Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым №№ от 21 сентября 2021 года ему было в этом отказано по причине того, что с 1 января 2017 года срок действия Постановления Совета министров Республики Крым №169 от 25 апреля 2016 года истек, и внесение данных в указанный Реестр АИС «Земля» после 01 января 2017 года действующими нормативно-правовыми актами Республики Крым не предусмотрено. Однако в соответствии с указанным постановлением Совета министров Республики Крым был сформирован Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, - Реестр АИС «Земля», и в установленном Постановлением порядке его – административного истца данные должны были быть внесены в Реестр АИС «Земля» автоматически, поскольку списки и учет лиц ведется Госкомнац с 2010 года. Кроме того, считает, что указанное постановление действовало весьма ограниченный срок, широкой огласке предано не было, многие граждане, в том числе и он – административный истец, не знали о его существовании, что явно нарушает их права. К обнародованию нормативных-правовых актов, распространяющих своё действие на неопределенный круг лиц, предъявляются особые требования, основным из которых является должная их публичность. 04 декабря 2019 года на заседании Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, созданной распоряжением Главы Республики Крым ФИО2 от 18 июня 2014 года №31-рг, был рассмотрен вопрос о наличии правовых оснований для включения граждан в реестр АИС «Земля». По итогам заседания Комиссии принято решение о невозможности включения граждан в Реестр АИС «Земля», в связи с истечением срока действия постановления Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169. Указывает, что данное решение комиссии также не является общеизвестным и общедоступным и оно не предавалось публичной огласке. При таких обстоятельствах просит суд признать незаконным отказ Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым во включении его – административного истца в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка (участок <адрес>), и обязать Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым включить его – административного истца в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» <адрес>).
Определением от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.
Определением от 22 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3, представители административных ответчиков Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, а также представитель заинтересованного лица Администрации города Ялта Республики Крым не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается соответствующей распиской административного истца и его представителя, а также почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток административным ответчикам и заинтересованному лицу, содержащимися в материалах дела. От представителя заинтересованного лица в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный истец, его представитель и представители административных ответчиков причины неявки суду не сообщили, с заявлениями и ходатайствами об отложении рассмотрения дела к суду не обращались. Согласно поступившим в суд письменным возражениям представитель Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым считает заявленные ФИО1 исковые требования необоснованными, и в их удовлетворении просит отказать. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, его представителя, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной выше статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Из материалов дела следует, что 24 августа 2021 года административный истец ФИО1 обратился в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым с заявлением о включении его – ФИО1 в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» «<данные изъяты>», в котором также просил сообщить ему были ли преданы огласке (опубликованы и пр.) решения комиссии, в которых указывалось на необходимость периодической перерегистрации-сверке (или инвентаризации участков) лиц, состоящих на учете, принимались ли какие-либо нормативные акты, позволяющие вносить изменения и дополнения в действующий Реестр АИС «Земля», мотивируя свои требования тем, что ему – ФИО1 был распределен земельный участок <адрес> (т.н. «Поляна протеста»), решением Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым он – ФИО1 был включен в так называемый Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуальной жилой застройки путем фактического занятия участка, намерен приступить к освоению участка в следующем году, и с целью закончить процедуру оформления в установленном порядке требуется включение его в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» «<данные изъяты>». При этом в данном заявлении административный истец указал о том, что с аналогичным заявлением он обращался и ранее, однако ответ ему был дан неполный, без учета всех поставленных в обращении вопросов, кроме того в ответе содержались ссылки на хронологию заседаний Рабочей комиссии, о принятых решениях которой его – ФИО1 не извещали.
В судебном заседании установлено, что на указанное обращение административным ответчиком Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым административному истцу ФИО1 был дан ответ о том, что в связи с переходом Республики Крым в законодательное поле Российской Федерации и необходимостью урегулирования земельных вопросов распоряжением Главы Республики Крым ФИО2 от 18 июня 2014 года №31-рг была создана Комиссия по решению вопросов зашиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым для эффективного решения вопроса выделения земельных участков депортированным гражданам, состоящим на полянах протеста. По решению Комиссии для определения точного количества граждан, состоящих на полянах протеста, в 2015 году была создана электронная «База данных учета граждан (далее - БДЗУ), состоящих на полянах протеста». Решением Комиссии была создана Рабочая группа, которая с выездом на каждый земельный массив провела сверку предполагаемых претендентов на получение земельных участков с указанной базой данных. Следующим этапом работы являлось формирование Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, порядок ведения которого был утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169 (далее – Порядок). В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169 был сформирован Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ (далее – Реестр АИС «Земля»). В установленном постановлении порядке данные граждан, указанные в его – административного истца обращении, не были внесены в Реестр АИС «Земля». С 1 января 2017 года срок действия постановления Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169 истек. Внесение данных в указанный в Реестре АИС «Земля» после 1 января 2017 года действующими нормативно-правовыми актами Республики Крым не предусмотрено. Также административному истцу сообщено о том, что неоднократно на заседаниях Комиссии (4 декабря 2019 года, 30 апреля 2020 года, 8 июля 2020 года, 15 сентября 2020 года) рассматривался вопрос о наличии правовых оснований для включения граждан в реестр АИС «Земля». По итогам заседаний Комиссии принято решение о невозможности включения граждан в Реестр АИС «Земля», в связи с истечением срока действия постановления Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169. При этом обращено внимание на то, что если, по мнению граждан, их права нарушены, они в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут обратиться в суд за защитой прав, свобод или законных интересов. Также в указанном ответе административному истцу дополнительно сообщено о том, что согласно ст. 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон) заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования рассматривают уполномоченные органы местного самоуправления. На основании изложенного для решения вопроса постановки в очередь получение земельного участка административному истцу рекомендовано обратиться с заявлением в администрацию городского или сельского поселения по месту регистрации или постоянного проживания в Республике Крым (л.д. 7-8).
Обращаясь в суд с данным административным иском административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым во включении его – административного истца в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка и обязать Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым включить его – административного истца в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «<данные изъяты>.
Однако согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как указывает ФИО1 в своём административном исковом заявлении, в мае 2010 года на сходе граждан посёлка Гурзуф, нуждающихся в жилье, был образован актив граждан, сформированы списки, которые были поданы голове Гурзуфского поселкового совета, администрация которого определила количество участников, в связи с чем был определен массив, на котором были выделены земельные участки под жилищную застройку, ему – административному истцу был распределен земельный участок <адрес>, в последующем он – административный истец был включен в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуальной жилой застройки путем фактического занятия участка, и с целью закончить процедуру оформления земельного участка в установленном законом порядке, он – административный истец обратился в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым с заявлением о включении его в Реестр АИС «Земля 2.0» как участника «поляны протеста» «пгт. Гурзуф, р-н часовни, выше ЮБШ», однако как следует из ответа административного ответчика от 21 сентября 2021 года, ему – административному истцу во включении в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка, - отказано, о чем ему стало известно из указанного сообщения, то есть в сентябре-октябре 2021 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с аналогичными заявлениями о включении в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка, административный истец ФИО1 обращался в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым 22 сентября 2020 года и 4 марта 2021 года, на которые получал соответствующие ответы от 30 сентября 2020 года и 25 марта 2021 года, из содержания которых следует, что во включении административного истца в Реестр АИС «Земля» отказано.
Более того, из сведений, размещенных на официальных сайтах Центрального районного суда города Симферополя и Верховного Суда Республики Крым, усматривается, что в декабре 2020 года административный истец ФИО1 обращался в Центральный районный суд г. Симферополя с административным иском к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о признании незаконным отказа и возложении обязанности включить в реестр, однако определением от 29 декабря 2020 года указанное административное исковое заявление возвращено административному истцу в связи с неподсудностью данному суду. В соответствии с Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2021 года указанное определение оставлено без изменения, а частная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В судебном заседании, состоявшемся 22 декабря 2021 года, административный истец ФИО1 не оспаривал факт того, что об отказе во включении в Реестр «АИС «Земля» ему стало известно в декабре 2020 года. Кроме того, в ходе судебного заседании представителем административного истца на обозрение суда было представлено сообщение Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 25 марта 2021 года, из которого также следует, что административному истцу отказано во включении Реестр «АИС «Земля».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 было известно об отказе во включении его в указанный Реестр с декабря 2020 года.
Однако с данным административным иском с целью защиты своих прав ФИО1 обратился в суд лишь 25 октября 2021 г., то есть с пропуском трёхмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока на обращение в суд материалы административного дела не содержат и ФИО1 не представлено. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом при обращении в суд не заявлялось.
Доводы административного истца о том, что о нарушении своих прав и законных интересов ему доподлинно стало известно после получения письма Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым от 21 сентября 2021 года В-4/1109/2, суд считает необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона установлены статьёй 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Так, частью 1 статьи 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Согласно статьи 23 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» положения статьи 22.2 настоящего Закона действуют до 1 января 2023 года.
Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» был утверждён Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169 (утратил силу 1 января 2017 года в связи с истечением срока действия) (далее – Порядок №169).
Пунктами 2.1, 3.1, Порядка №169 было установлено, что право на включение в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Реестр), имеют граждане (заявители), подавшие в срок до 15 апреля 2015 года в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым заявление о предоставлении занятого ими участка, при соблюдении совокупности следующих условий: наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; наличие гражданства Российской Федерации; постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; отсутствие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); гражданином, его супругой и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; отсутствие нарушения у гражданина норм земельного законодательства Российской Федерации в части самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства либо добровольное устранение им правонарушений путем освобождения земельных участков, а при самовольном строительстве - путем сноса строений.
Перечень документов, необходимых для включения граждан в Реестр, был определён в пункте 3.2 Порядка №169. В случае если гражданин не предоставил все необходимые документы при подаче заявления в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в срок до 15 апреля 2015 года, данные документы должны быть представлены заявителем в срок до 1 июня 2016 года в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Госкомитет).
Заявления граждан (с прилагаемыми документами, при наличии), указанные в пункте 2.1 Порядка №169, в течение одного месяца с момента принятия настоящего Порядка направляются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Госкомитет для их рассмотрения (пункт 4.1 Порядка №169).
Пунктами 4.3, 4.4 названного Порядка было установлено, что в рамках рассмотрения заявления гражданина Госкомитет в течение 10 дней с момента поступления к нему документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, представляет Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия) необходимые документы для осуществления мероприятий по обеспечению уполномоченными лицами комиссионного выезда на место расположения земельного участка, определенного заявителем в соответствии с подпунктом 3.2.4 настоящего Порядка, с целью принятия решения об установлении факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В течение 5 дней с момента поступления в Госкомитет документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, Госкомитет с целью установления возможности дальнейшего предоставления гражданам выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым либо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (по принадлежности земельного участка) запрос о нахождении земельного участка в муниципальной либо государственной собственности, а также об отсутствии либо наличии прав третьих лиц на него.
Решение Комиссии об установлении либо отсутствии факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» представляется Госкомитету в течение 10 дней с момента получения Комиссией документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
По результатам рассмотрения заявления Госкомитет в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденным на заседании Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, либо об отказе во включении сведений в Реестр. Форма бланка Реестра представлена в приложении к настоящему Порядку (прилагается).
Предметом спора по настоящему делу является признание незаконными действий Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым по отказу ФИО1 во включении в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Однако надлежащие и допустимые доказательства того, что административный истец ФИО1 в установленном порядке в течение 2015 – 2016 годов обращался в органы местного самоуправления и Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым с заявлением заявление о предоставлении занятого им участка, включении его в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также предоставлял все необходимые документы – суду не представлены и в с материалах дела не содержатся.
Не находят своего подтверждения и доводы административного истца о подаче им в Гурзуфский территориальный орган администрации города Ялты, а также администрацию города Ялты Республики Крым заявлений о предоставлении занятого им участка и включении в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путём его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку вышеуказанные органы местного самоуправления соответствующих сведений на запрос суда не представили.
Таким образом, утверждения административного истца о его обращении в органы местного самоуправления в 2015 году и 2016 году в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым с заявлениями о предоставлении занятого им участка и включении в вышеуказанный Реестр, не находят своего подтверждения, в связи с чем его доводы о незаконности действий административного ответчика по отказу во включении в Реестр являются необоснованными.
Поскольку совокупность необходимых условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требования о признании действия (бездействия) незаконным в рассматриваемом случае отсутствует, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Кроме того, в соответствии с требованиями Порядка №169, формирование и ведение Реестра Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым завершено в срок до 1 июля 2016 года.
Доводы административного истца ФИО1 о том, что Постановление Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169 действовало весьма ограниченный срок, широкой огласке предано не было, многие граждане, в том числе и он – административный истец, не знали о его существовании, что явно нарушает их права, суд считает необоснованными, поскольку указанное постановление является нормативно-правовым актом, опубликованным в установленном порядке как на официальном сайте Совета министров Республики Крым, так в средствах массовой информации, является общедоступным. Какие либо препятствия для ознакомления с содержанием указанного Постановления как на момент его действия, так и в настоящее время - отсутствуют.
Таким образом, нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков судом не установлено.
Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности требований административного истца ФИО1 и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Ялта Республики Крым, о признании незаконным отказа включения в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка, и возложении обязанности выполнить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец