№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе: председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием: административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица НО « Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в <адрес>» в лице директора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному иску ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным решения (распоряжения) об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, об обязании устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к <адрес> по строительному и жилищному надзору об оспаривании распоряжения, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указано, что Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № её требования к обществу с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» признаны обоснованными. В реестр требований о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» включены её требования о передаче однокомнатной <адрес>, общей площадью 36,25 кв.м., и площадью балкона 2,80 кв.м., находящейся на 8 этаже многоэтажного дома, подъезд 1, позиция 1, по адресу: <адрес>. Сумма, уплаченная застройщику по договору долевого участия в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 552 150 руб.
Она обратилась в управление <адрес> по строительному и жилищному надзору с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, управление отказало заявителю во включении в реестр, со ссылкой на п. п.1 пункта 10 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домом и чьи права нарушены.
Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между заявителем (участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» (застройщик) был заключен предварительный договор участия в долевом строительстве <адрес>, в соответствии с пунктом 1.1 которого, застройщик обязался построить многоквартирный многоэтажный жилой дом по адресу: <адрес>, в квартале 214, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участнику долевого строительства однокомнатную <адрес>,находящуюся на 3 этаже, подъезд - 1, общей площадью 37,62 кв.м., и площадью балкона 2,80 кв.м.
Во исполнение договора она уплатила денежные средства в размере 552 150 рублей согласно квитанции к приходному кассовому ордеру №. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ней и обществом с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» заключен договор займа, согласно условиям которого, она обязалась передать ООО «АртСтройТехно» беспроцентный займ денежных средств в размере 552 150 рублей в день заключения настоящего договора.
Указывает, что в соответствии со ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, отсутствие договора аренды у застройщика - ООО «АртСтройТехно», как основание для отказа во включении в реестр пострадавших граждан также несостоятельна, поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, не оспариваются и не устанавливаются вновь при новом рассмотрении дела.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № данное обстоятельство уже исследовалось судом, её требования были признаны законными и обоснованными и включены в реестр передачи жилых помещений ООО «АртСтройТехно». Отсутствие государственной регистрации договора участия в долевом строительстве не является основанием для отказа во включении в реестр, поскольку она отвечает критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Данный вывод соотносится с позицией Верховного Суда РФ, который в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ15-35 указал, что обстоятельства, связанные с признанием договора незарегистрированным, правового значения не имеют. При таких обстоятельствах, отказ во включении её в реестр обманутых дольщиков лишило её возможности в полном объеме защитить свои права.
Решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 были удовлетворены.
Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика по делу <адрес> по строительному и жилищному надзору на правопреемника Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Вышеуказанным определением к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица привлечена некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в <адрес>».
Административный истец ФИО1 судебном заседании поддержала административный иск в полном объеме и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения, в настоящее время реестр не ведется, министерству переданы архивные материалы, и будут восстанавливать права по старым данным. Предусмотрен график, согласно которого включается ряд граждан которые и были, новые не включаются в план-график. ФИО1 внести не могут, так как она не состояла ранее, полномочия по внесению в план-график отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица НО « Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в <адрес>» в лице директора ФИО4 в судебном заседании поддержала позицию министерства, и в дополнение пояснила, что изменились механизмы в восстановлении прав граждан при строительстве объектов, все объекты уже автоматически предусматривает решение вопроса путем механизма. Фонд субъекта создан в целях завершения строительства проблемных объектов, Губернатором утверждена дорожная карта, соответственно все граждане, будут восстановлены в правах, которые в плане.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что между ФИО1 и ООО «АртСтройТехно» заключен предварительный договор участия в долевом строительстве №, согласно условиям которого, застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по адресу: <адрес>, в квартале 214, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать объект долевого строительства: 1-комнатную <адрес>, позиция 1, находящуюся на 3 этаже, подъезд - 1, общей площадью 37,62 кв.м.
Согласно п. 2.1 указанного договора, цена договора составляет 1 054 962 руб. Участник долевого строительства перечисляет денежные средства за квартиру на расчетный счет застройщика или вносит наличными денежными средствами в кассу застройщика в следующем порядке и сроки: 552 150 рублей в течение 5-ти дней с момента регистрации настоящего договора; 502 812 рублей до ДД.ММ.ГГГГ.
Так же между заявителем и "Застройщиком" заключен договор беспроцентного займа от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, во исполнение условий договора, был внесен платеж в размере 552150 руб.
ООО "АртСтройТехно" свои обязательства по указанным договорам не исполнило.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ПАО «Сбербанк России» было возбуждено производство по делу о несостоятельности ООО «АртСтройТехно» <адрес>.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «АртСтройТехно» введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № требования ФИО1 о включении в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «АртСтройТехно» требования о передаче однокомнатной <адрес>, общей площадью 36,25 кв.м., и площадью балкона 2,8 кв.м., находящейся на 8 этаже многоэтажного дома, подъезд 1, позиция 1, расположенной по адресу: <адрес>, удовлетворены.
В настоящее время объект недвижимости в натуре не передан участнику долевого строительства.
ФИО1 обратилась в Управление по строительному и жилищному надзору с заявлением о признании его пострадавшим и включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N 76-р заместителя начальника управления <адрес> по строительному и жилищному надзору начальника инспекции государственного строительного надзора во включении в реестр заявителю отказано.
Как следует из уведомления об отказе в признании гражданина пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан и пояснительной записки к проекту распоряжения, по мнению административного ответчика, заявитель не подлежит включению в названный реестр в соответствии с подп.1 п. 10 Правил в связи с привлечением ООО «АртСтройТехно» денежных средств ФИО1 к финансированию строительства <адрес>, находящейся на 3 этаже многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>, позиция 1, в нарушение части 3 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ в отсутствие заключенного в письменной форме договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию и считающегося заключенным с момента такой регистрации, что не соответствует критерию, установленному подпунктом 2 пункта 2 критериев и в отсутствие надлежащего исполнения ФИО1 обязательств, а именно, внесена не в полном объеме оплата по предварительному договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, что не соответствует критерию, установленному подп. 3 п. 2 критериев.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в управление <адрес> по строительному и жилищному надзору с письменным заявлением о включении в реестр пострадавших граждан.
Распоряжением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО1 отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с не соответствием критериям Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2400/2019 удовлетворен административный иск в части требования о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р, суд исходил из того, что между ФИО1 и ООО «АртСтройТехно» заключен предварительный договор от ДД.ММ.ГГГГ№, который по существу направлен на урегулирование фактически сложившихся отношений сторон по долевому участию в строительстве жилого дома и дальнейшую передачу квартиры в нем ФИО1 поскольку последняя заключала договор с застройщиком по его предложению именно с целью приобретения объекта долевого строительства, полностью исполнила свои обязательства путем передачи всей предусмотренной предварительным договором денежной суммы при установленном факте невыполнения застройщиком обязательств по передаче объектов долевого строительства.
Приведенные обстоятельства указывают об отсутствии у управления <адрес> по строительному и жилищному надзору оснований для отказа во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в том-числе меры ответственности, им предусмотренные.
Такие выводы согласуются с судебной практикой, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, что ФИО1 обратилась в управление ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о восстановлении нарушенных прав, следовательно, поданное заявление о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, подлежало рассмотрению управлением в соответствии с положениями, установленными приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», действующим на момент подачи этого заявления, после ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством не предусмотрено как основание для отказа во включении в реестр.
Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 7 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ признана
утратившей силу, согласно которым контролирующий орган признавал, чью денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Таким образом, у контролирующего органа с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведения реестра таких граждан, а, следовательно, исполнить решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2400/2019 в части повторного рассмотрения заявления ФИО1 о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не представляется возможным.
Кроме того, приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «О
признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр и от ДД.ММ.ГГГГ№/пр» приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» признан утратившим силу.
Таким образом, реализация права ФИО1 на восстановление прав граждан как пострадавших от действий недобросовестных застройщиков в рамках части 7 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» путем включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не представляется возможным.
В то же время Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ статья 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ дополнена частью 1.1, предусматривающей формирование единого реестра проблемных объектов, под которыми понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при
банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты). Единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
Частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» состав сведений единого реестра проблемных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно внесенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ в часть 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ изменениям, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена форма плана-графика по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
<адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ утвержден план-график («дорожная карта») по осуществлению в <адрес> мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Согласно утвержденному плану-графику объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> (позиция 1) отнесен к проблемным объектам, количество граждан, включенных в реестр - 2.
Пунктом 23.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», включаются также сведения
о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестр пострадавших граждан), если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1063-р» утверждена новая форма плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - план-график).
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд, оценив доказательства на полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу, что поскольку ФИО1 обратилась в уполномоченный орган с заявлением о восстановлении нарушенных прав в период действия нормы части 7 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ путем включения в реестр пострадавших граждан, а действия контролирующего органа, выразившиеся в отказе ФИО1 во включении ее в такой реестр, признаны незаконными, и учитывая, что сведения о проблемных объектах и сведения об общем количестве граждан - участников строительства с зарегистрированными договорами долевого участия в отношении жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, договоров паенакопления в отношении жилых помещений, в настоящее время содержатся в плане-графике, то суд полагает, что информация о ФИО1 подлежит включению в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, путем включения информации о заключенном ФИО1 договора долевого участия с ООО «АртСтройТехно» по проблемному объекту, расположенному по адресу: <адрес> (позиция 1), <адрес>, как информации о проблемном объекте недвижимости в план-график в срок до ДД.ММ.ГГГГ..
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действующей на момент возникших правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п. п. 1 п. 2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами, вступившими в законную силу актами судебных органов; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что административный истец полностью соответствует требованиям п. п. 2 п. 2 Критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Таким образом, отказ административного ответчика во включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, является незаконным.
Исходя из требований части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку решение органа от ДД.ММ.ГГГГ№-р года в части отказа во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены признано незаконным, то в целях восстановления допущенных нарушений прав, и законных интересов административного истца, подлежит включению информация о заключенном ФИО1 договоре долевого участия с ООО «АртСтройТехно» по проблемному объекту, расположенному по адресу: <адрес> (позиция 1), как информацию о проблемном объекте недвижимости в План- график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку иным способом восстановить права истца не представляется возможным, в том числе и путем повторного рассмотрения её заявления, так как ранее действующий порядок рассмотрения таких заявлений прекратил свое действие, а орган передал полномочия иному юридическому лицу Министерству.
При указанных установленных обстоятельствах судом, административный иск ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным решения (распоряжения) об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, об обязании устранить допущенное нарушение подлежит удолветворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
административный иск ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным решения (распоряжения) об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, об обязании устранить допущенное нарушение,- удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р управления <адрес> по строительному и жилищному надзору об отказе во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Признать потерпевшей и считать информацию о ФИО1, заключившей с ООО «АртСтройТехно» договор участия от ДД.ММ.ГГГГ в долевом строительстве <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (позиция 1), как информацию, содержащуюся в реестре пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать министерство строительство и архитектуры <адрес> включить информацию о заключенном ФИО1 договоре долевого участия с ООО «АртСтройТехно» по проблемному объекту, расположенному по адресу: <адрес> (позиция 1), как информацию о проблемном объекте недвижимости в План- график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования ФИО1 о повторном рассмотрении вопроса о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме
Мотивированное решение суда изготовлено на ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Н.М. Кузнецова