ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2271/2022 от 15.03.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2271/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агентства лесного хозяйства Камчатского края к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО2, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 11 февраля 2022 года по исполнительному производству -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Агентство лесного хозяйства Камчатского края (далее также – Агентство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО (далее – Межрайонное отделение) об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 11 февраля 2022 года по исполнительному производству -ИП. В обоснование иска указано на то, что 15 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу № 2а-3186/2021, возбуждено исполнительное производство -ИП. 30 ноября 2021 года Агентство предоставило судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие исполнение решение суда, а именно организацию оказания государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных услуг РФ. 03 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Постановлением начальника Межрайоного отделения ФИО4 от 28 января 2022 года постановление об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено. Не согласившись с указанным постановлением, Агентство обратилось с соответствующим административным исковым заявлением в суд, которое было принято к производству суда, административному делу присвоен номер № 2а-2142/2022. 11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения. Постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным, противоречит статье 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», вынесено без законных оснований, поскольку решение суда фактически исполнено Агентством.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайоного отделения АО ФИО2, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, в качестве заинтересованного лица – Камчатский межрайонный природоохранный прокурор.

В судебном заседании представитель административного истца Агентства лесного хозяйства Камчатского края ФИО1, действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам. Пояснил, что Агентством организован прием отчетов лесопользователей в электронном виде в соответствии с приказами Минприроды РФ. Таким образом, решение суда исполнено и исполнительский сбор взыскан без законных оснований. Административный регламент предоставления государственной услуги по приему отчетов не разработан, Агентство полагает, что типовой регламент должен быть принят на федеральном уровне.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайоного отделения ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление не признала, пояснила, что постановлением о возбуждении исполнительного производства -ИП должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке с момента получения копии указанного постановления. Копия постановления была доставлена должнику посредством Системы электронного документооборота 23 ноября 2021 года. В Межрайонное отделение поступил ответ Агентства об исполнении решения суда, на основании которого 03 декабря 2021 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой принесен протест на указанное постановление, в котором указано, что исполнительное производство окончено преждевременно, должником не представлено сведений о разработке и утверждении административных регламентов. 28 января 2022 года начальником отделения вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства, исполнительное производство возобновлено, исполнительному производству присвоен номер -ИП. До настоящего времени сведений об исполнении решения суда, равно как о том, что решение не исполнено вследствие непреодолимой силы, должником не представлено, в связи с чем постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено на законных основаниях.

Представитель заинтересованного лица Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 административное исковое заявление полагала не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что в рамках контроля исполнения судебного решения прокуратурой были запрошены материалы исполнительного производства -ИП, в ходе изучения которых установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 декабря 2021 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением. При этом предоставление услуг Агентством осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных административных регламентов. В связи с выявленными нарушениями 19 января 2022 года Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой принесен протест на постановление от 03 декабря 2021 года, который был рассмотрен и удовлетворен. Решение суда до настоящего времени не исполнено.

Административные ответчики Межрайоное отделение, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела № 2а-3186/2021, исполнительного производства ), суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления была получена административным истцом 21 февраля 2022 года, с настоящим иском в суд Агентство обратилось 24 февраля 2022 года, соответственно, предусмотренный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

На основании изложенного, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-3186/2021 на Агентство лесного хозяйства Камчатского края возложена обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении на основании разработанных и утвержденных административных регламентов.

Решение суда вступило в законную силу 18 июня 2021 года, 18 октября 2021 года наступил срок исполнения.

15 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю на основании исполнительного листа серии , выданного по указанному административному делу, возбуждено исполнительное производство -ИП.

Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП направлено Агентству посредством Единого портала государственных услуг и 23 ноября 2021 года было прочтено адресатом. С этого момента начал исчисляться пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, последний день срока приходился на 30 ноября 2021 года.

01 декабря 2021 года в Службу судебных приставов поступило заявление Агентства лесного хозяйства Камчатского края об исполнении решения суда по административному делу № 2а-3186/2021 с приложением документов, подтверждающих предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении.

На основании указанных документов 03 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

20 января 2022 года заместителем камчатского межрайонного природоохранного прокурора принесен протест на указанное постановление.

28 января 2022 года начальником отделения – старшим судебным приставом ФИО4 вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного его исполнения, 11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Агентства исполнительского сбора в размере 50 000 руб., должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до 28 февраля 2022 года.

Таким образом, на момент истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, Агентством организовано предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, при этом указанные услуги предоставляются без разработанных и утвержденных административных регламентов.

Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого постановления срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек, при этом требования исполнительного документа до настоящего времени в полном объеме не исполнены, судебным приставом-исполнителем законно и обосновано 11 февраля 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения.

Оснований для признания указанного постановления незаконным у суда не имеется.

Наступление в отношении заявителя неблагоприятных последствий в виде взыскания с него исполнительского сбора, вследствие уклонения от добровольного исполнения требований исполнительного документа, является обоснованным.

Доводы представителя административного истца о том, что решение суда исполнено, а обязанность по разработке регламентов, на основании которых должны предоставляться государственные услуги по приему отчетов, на Агентство не возложена, подлежат отклонению.

Как следует из решения суда, на Агентство возложена обязанность организовать предоставление государственных услуг на основании разработанных и утвержденных административных регламентов.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Предоставление государственных услуг в отсутствие таких регламентов не позволяет сделать вывод о том, что Агентством исполнено решение суда.

Утверждение Агентства о том, что административные регламенты должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне, также не может быть принято во внимание.

Согласно части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом пунктом 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 10 настоящей статьи, утверждать регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Учитывая, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не издан административный регламент предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, Агентство имело возможность и должно было разработать соответствующий административный регламент, представить его на утверждение высшему должностному лицу Камчатского края для утверждения и в дальнейшем предоставлять государственные услуги на основании такого регламента.

Агентством до настоящего времени административный регламент не разработан, государственные услуги предоставляются с нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в отсутствие административного регламента, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что решение суда должником в полном объеме не исполнено.

Агентством не приведено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин длительного неисполнения решения суда, или обосновывающих существование объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля Агентства, или иных заслуживающих внимания обстоятельств, позволяющих применить часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и освободить Агентство от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, учитывая, что Агентством до истечения срока добровольного исполнения требований исполнительного документа организовано предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, суд полагает, необходимым уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Агентства на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 11 февраля 2022 года по исполнительному производству -ИП, до 37 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Агентства лесного хозяйства Камчатского края удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Агентства лесного хозяйства Камчатского края на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 11 февраля 2022 года по исполнительному производству -ИП, до 37 500 рублей.

В удовлетворении административного искового заявления Агентства лесного хозяйства Камчатского края к Межрайоному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО ФИО2, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО в части требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 11 февраля 2022 года, об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форм.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 29 марта 2022 года.

УИД: 41RS0001-01-2022-001872-97