ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2272/19 от 24.10.2019 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре Каримовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к главе г.о. <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с названным административным иском, указав, что вопреки положениям Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N , глава г.о. <адрес> по истечении 10 рабочих дней со дня получения заявления административного истца от <дата> не выдал акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в соответствии с разрешением на строительство от <дата>, ссылаясь на отсутствие нормативного акта, определяющего полномочия отраслевых органов местного самоуправления на выдачу таких актов, что нарушает права административного истца.

В связи с чем ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие главы г.о. <адрес>, выразившееся в невыдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, возложить на главу г.о. <адрес> обязанность выдать ей акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в соответствии с разрешением на строительство от <дата>, выданным заместителем главы администрации <адрес> г.о. <адрес> в установленный законом срок.

Представитель заинтересованного лица департамента градостроительства г.о. <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

В силу статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

ФИО1 административный иск поддержала, просила удовлетворить ее требования в полном объеме, дала объяснения по своему содержанию соответствующие изложенному выше, дополнив, что выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства должен глава г.о. <адрес>, поскольку это отнесено к его полномочиям.

Представитель главы г.о. Самара – ФИО2 по доверенности от <дата> возражала относительно удовлетворения требований административного истца, поскольку в настоящее время разрабатывается проект нормативного акта, определяющего уполномоченный на выдачу акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 686 Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).

Согласно п. 2 Правил акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).

Акт освидетельствования выдается уполномоченным органом лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителю лично под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящих Правил (п. 4 Правил).

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела усматривается, что <дата> супругу административного истца ФИО1 – ФИО3 заместителем главы администрации <адрес> г.о. <адрес> выдано разрешением на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

В соответствии с указанным разрешением производится застройка принадлежащего ФИО3 земельного участка под ИЖС площадью 500 кв.м по указанному адресу.

Застройка осуществляется, в том числе, за счет материнского (семейного) капитала, выданного ФИО1 на основании государственного сертификата от <дата> серии .

<дата> ФИО1 направила главе г.о. <адрес> заявление о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, которое получено адресатом <дата>, что подтверждается почтовыми квитанциями и скриншотом страницы сайта Почта России.

В сообщении департамента градостроительства г.о. <адрес> от <дата> ФИО1 разъяснено, что указанный акт должен выдаваться главой г.о. <адрес>.

В сообщении первого заместителя главы г.о. <адрес> от <дата> указано, что в настоящее время разрабатывается проект нормативного акта, определяющего уполномоченный на выдачу акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления.

Согласно постановлению администрации г.о. <адрес> от <дата> «Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) органами администрации г.о. <адрес>, департаментом управления имуществом г.о. <адрес>, департаментом градостроительства г.о. <адрес>» предоставление муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала» осуществлялась на основании постановления администрации г.о. <адрес> от <дата> «Об утверждении Порядка осмотра объекта индивидуального жилищного строительства, строительство (реконструкция) которого осуществляется с привлечением средств материнского (семейного) капитала на территории г.о. <адрес>».

Постановлением администрации г.о. <адрес> от <дата> «О внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты городского округа <адрес> и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа <адрес>» в связи с внесением изменений в <адрес> от <дата> N 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа <адрес> и внутригородских районов городского округа <адрес> решению вопросов местного значения внутригородских районов» указанная услуга была исключена из перечня муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации г.о. <адрес>

В связи с принятием Федерального закона от <дата> № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрации внутригородских районов г.о. Самара утратили полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с уставом г.о. <адрес>, принятым Решением Думы городского округа <адрес> от <дата> глава г.о. <адрес> в установленном порядке выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа <адрес> (пп. «с» п. 7 ст. 24).

Поскольку в настоящее время глава г.о. <адрес> в установленном порядке выдает разрешения на строительство, к его полномочиям отнесена выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

На иные отраслевые (функциональные) органы администрации г.о. <адрес> такие полномочия до настоящего времени не возложены.

Разработка проекта нормативного акта, определяющего уполномоченный на выдачу акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления, не освобождает главу г.о. <адрес> от исполнения обязанности по выдаче указанного акта, до наделения соответствующими полномочиями иного муниципального органа или должностного лица.

ФИО1 обратилась к главе г.о. <адрес> с заявлением о выдаче указанного акта, но в установленный срок равный 10 рабочим дням данный акт не был выдан, что противоречит приведенным выше нормативным положениям и нарушает права административного истца.

В связи с чем, бездействие главы г.о. <адрес> выразившееся в невыдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства противоречит Правилам выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N и уставу г.о. <адрес>, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, создает препятствие к осуществлению ей своих прав, что является основанием для признания его незаконным.

Срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

При таких обстоятельствах указанное бездействие главы г.о. <адрес> подлежит признанию незаконным.

В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, преодоления препятствий к их осуществлению, суд возлагает на административного ответчика обязанность выдать ей акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в соответствии с разрешением на строительство от <дата>, выданным заместителем главы администрации <адрес> в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к главе г.о. <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы г.о. <адрес>, выразившееся в невыдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

Возложить на главу г.о. <адрес> обязанность выдать ФИО1 акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в соответствии с разрешением на строительство от <дата>, выданным заместителем главы администрации <адрес> г.о. <адрес> в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья М.В. Волков