ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2272/2021 от 27.04.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2272/2021

УИД: 47RS0005-01-2021-001663-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2021 года город Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Зенкиной В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемьева Александра Юрьевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С. В., администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным отказа, выразившегося в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, обязании выдать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С. В. о признании незаконным отказа, выразившегося в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, обязании выдать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Позднее суд привлек администрацию муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в качестве соответчика.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2011 Артемьеву А.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером , разрешенное использование – строительства индивидуального жилого дома, категория земель – населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>

Право собственности на земельный участок зарегистрировано Выборгским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области.

01.12.2020 административный истец направил в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома.

03.12.2020 КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области принял решение об отказе выдачи разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельном участке, так как земельный участок с кадастровым номером расположено в территориальной зоне ТР-1. Градостроительный регламент зоны рекреационного назначения – скверов, парков, садов, бульваров с включением объектов инженерной инфраструктуры. В данной территориальной зоне отсутствует вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

Артемьев А.Ю. считает указанный выше отказ незаконным, так как согласно Правилам землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденных Решением Совета депутатов от 27.12.2012 № 172, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ТР-1 – зоне городских лесов.

Сведения об объекте прав – земельном участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 29.06.1993, имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

При этом, при принятии решения КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области не учтено, что согласно выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером участку установлен вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, данный участок поставлен на кадастровый учет с 29.06.1993, то есть ранее, чем были утверждены Правила землепользования и застройки МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

На основании изложенного выше, административный истец просит признать незаконным отказ КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, изложенный в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельного участке от 03.122020 № 1002; обязать КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установленный законом срок выдать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного 01.12.2020 Артемьевым Александром Юрьевичем.

Представитель административного истца адвокат Адамович Т.Д. в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административные ответчики администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области, КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С.В., администрация муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание представителя не направили, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений не представили.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, категория земель – населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

01.12.2020 направил в КУМиГ администрации МО «Выборгский район» ЛО уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

03.12.2020 КУМиГ администрации МО «Выборгский район ЛО» принято решение об отказе выдачи разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельного участке по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ТР-1. Градостроительный регламент зоны рекреационного назначения – скверов, парков, садов, бульваров с включением объектов инженерной инфраструктуры. В данной территориальной зоне отсутствует вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Согласно положениям ст. 5 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований: обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют образной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно Правилам землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденных Решением Совета депутатов от 27.12.2012 № 172, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ТР-1 - зоне городских лесов.

Сведения об объекте права - земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 29.06.1993 года, имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Между тем, при принятии решения административным ответчиком не учтено, что согласно выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером участку установлен вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, данный участок поставлен на кадастровый учет с 29.06.1993, т.е. ранее, чем были утверждены Правила землепользования и застройки МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Поскольку <данные изъяты> обратился в уполномоченный орган за выдачей уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, суд полагает, что административный ответчик незаконно отказал в выдаче вышеуказанного уведомления.

Между тем, суд считает необходимым отметить, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки администрацией муниципального образования, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области обязанность выдать административному истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

При этом судом не установлено каких-либо нарушений прав истца в действиях/бездействии административного ответчика администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований к нему оснований не имеется.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Артемьева Александра Юрьевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С.В. о признании незаконным отказа, выразившегося в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, обязании выдать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома удовлетворить.

Признать постановление незаконным отказ КУМИГ администрации МО «Выборгский район» ЛО, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Колмак С.В., изложенный в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 03.12.2020 № 1002.

Обязать администрацию МО «Выборгский район» ЛО в установленный законом срок выдать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного 01.12.2020 Артемьевым А.Ю.

В удовлетворении исковых требований Артемьева Александра Юрьевича к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.04.2021