ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2273/2021 от 15.07.2021 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело №2а-2273/2021

25RS0007-01-2021-004441-22

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июля 2021 года г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,

при секретаре Иващук А.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа, в обоснование которых указал об обращении <дата> в администрацию АГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом администрации АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства <номер> от <дата> истцу отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ч.6 ст.11.9 и п.1 ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, которой определен запрет на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, расположенного в границах населенных пунктов.

<дата> истец повторно обратился в администрацию АГО с заявлением, которым просил подготовить и утвердить схему расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона. К указанному заявлению приложил обзорную схему планируемого к образованию земельного участка.

Информацией администрации АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства <номер> от <дата> истцу вновь отказано в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка по основанию ч.6 ст.11.9 и п.1 ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

Поскольку ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ определено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, истец просил суд признать незаконным решение администрации АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства от <дата><номер> об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации АГО по доверенности ФИО2 полагала о законности решения изложенного в письме <номер> от <дата>. Указала, на отсутствие в бюджете АГО средств на подготовку схемы спорного земельного участка. Полагала, что решение о проведении или не проведении аукциона в отношении земельных участков в границах АГО является прерогативой органа местного самоуправления, указанные решения принимаются по решению администрации АГО при наличии финансовой возможности. Поскольку решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого ФИО3 в аренду земельного участка не принималось, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 данной статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 указанной статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разрешая спор, суд вправе давать оценку только тем доводам, которые приведены в оспариваемом решении публичного органа и не вправе устанавливать и ссылаться на иные основания (обстоятельства), позволяющие принять решение, аналогичное оспариваемому.

В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Частью 2 ст.11.3 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных частью 3 данной статьи.

В соответствии с ч.1 ст.39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются по процедуре, установленной ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, которая начинается с подготовки заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (абз.1 п.1 ч.4 ст.39.11 ЗК РФ).

Между тем ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ установлен запрет на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка расположенного в границах населенных пунктов (абз.2 п.1 ч.4 ст.39.11 ЗК РФ).

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в частности если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (п.1); земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды (п.10); земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (п.11); земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка (п.12); земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (п.18); земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.19).

В силу ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено об обращении ФИО3, <дата> в администрацию АГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> администрация АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства письмом <номер> отказала истцу в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ч.6 ст.11.9 и п.1 ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ. В обоснование отказа указано о запрете на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, расположенного в границах населенных пунктов.

<дата> истец повторно обратился в администрацию АГО с заявлением, которым просил подготовить и утвердить схему расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона. К указанному заявлению приложил обзорную схему планируемого к образованию земельного участка.

Письмом <номер> от <дата> администрация АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства истцу вновь отказано в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на ч.6 ст.11.9 и п.1 ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ. В обоснование отказа указано о запрете на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, расположенного в границах населенных пунктов.

Каких-либо иных оснований для отказа, предусмотренных в том числе ст.11.9 и ч.16 ст.11.10, ч.8 ст.39.11 Земельного кодекса решение администрации АГО <номер> от <дата> не содержит.

Вместе с тем оспоренный ответ администрации АГО от <дата><номер>, по обращению ФИО3 должным образом не мотивирован, поскольку основанием для отказа явился запрет на подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка расположенного в границах населенных пунктов, установленный абз.2 п.1 ч.4 ст.39.11 ЗК РФ, тогда как ФИО3 схему расположения испрашиваемого в аренду земельного участка не изготавливал, напротив, будучи заинтересованным лицом - просил администрацию АГО организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, согласно положений Земельного кодекса РФ, путем проведения мероприятий по подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого в аренду земельного участка.

При этом, ответ органа местного самоуправления не содержит документально подтвержденных сведений о том, что образование испрашиваемого земельных участков приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, либо нарушит требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, со ссылкой на указанные требования.

Рассматривая по существу заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка (проведении аукциона), административный ответчик должен был установить в соответствии с ч.4 и ч.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в п.6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 года №6/8 №О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», все обстоятельства связанные с процедурой организации и проведения аукциона по заявлению гражданина, включая подготовку схемы расположения земельного участка, проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия всех оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, для проведения аукциона, предусмотренных ч.16 ст.11.10 и ч.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

Между тем в оспариваемом отказе административного ответчика <номер> от <дата> отсутствуют ответы на указанные в законе вопросы, что противоречит требованиям ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

При установленных по делу обстоятельствах решение администрации Артемовского городского округа, изложенное в письме <номер> от <дата> об отказе по заявлению ФИО3 в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона, признается не основанным на законе и нарушающим права и свободы административного истца, не соответствует положениям ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

Исходя из содержания ч.1 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку оспариваемый отказ администрации АГО не соответствует требованиям закона и препятствует административному истцу в реализации права на получение в аренду земельного участка, суд признает незаконным решение от <дата><номер>.

С целью восстановления нарушенных прав административного истца, на основании положений п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.178-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО3 к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства <номер> от <дата> об отказе ФИО3 в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона.

Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 083 кв.м для размещения склада в районе земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего проведения аукциона.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2021 года.

Судья А.Н.Харченко