ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2276/17 от 08.09.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 2а-2276/2017 публ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 08.09.2017 года

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Алабужевой С.В.,

при секретаре Садыковой А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконными заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>-П,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд г. Ижевска УР поступило исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконными заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>-П. В обоснование требований указано, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения законодательства в деятельности Управления Росприроднадзора по УР при организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес>» ООО «Спецэкохозяйство». На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № АА-08-01-31/5633 Управлению Росприроднадзора по УР поручено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» ООО «Спецэкохозяйство» (далее – объект ГЭЭ). Разработку проектной документации объекта ГЭЭ для ООО «Спецэкохозяйство» проводило ООО «Агентство природоохранных технологий». Управлением Росприроднадзора по УР <дата> с ООО «Агентство природоохранных технологий» заключен государственный контракт -Э на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». Приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее – экспертная комиссия ГЭЭ) и задание на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». В соответствии с заданием экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы руководителю, ответственному секретарю и членам экспертной комиссии ГЭЭ поручено в срок до <дата> представить заключение экспертной комиссии ГЭЭ материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». При проведении экологической экспертизы необходимо определить соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации, достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Управлением Росприроднадзора по УР <дата> с руководителем экспертной комиссии и каждым ее членом заключены договоры оказания услуг на проведение государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». По результатам проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» экспертной комиссией дано заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами и о возможности реализации проектной документации. Срок действия заключения экспертизы 3 года. Указанное заключение утверждено приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П. Полагает, что приказ Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 1.1 - 1.6 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от <дата>, далее Положение об ОВОС) оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе». При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности. К принципам оценки воздействия на окружающую среду относятся (пункты 2.1, 2.2 и 2.5 Положения об ОВОС): принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности; принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы; принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством. Оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиком на этапах: 1. Уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду; 2. Подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; 3. Подготовки окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. На каждом из указанных этапов оценки воздействия на окружающую среду заказчиком проводится информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду (пункты 3.1.1, 3.2.3 и 3.3.1 Положения об ОВОС). Однако оценка воздействия на окружающую среду на всех указанных этапах заказчиком проектной документации объекта ГЭЭ - ООО «Спецэкохозяйство» проведена с нарушением указанных требований. В соответствии с п. 4.3 Положения об ОВОС информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слуша-ния, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации. В нарушение указанных требований, информация в средствах массовой информации регионального и местного уровня размещена не заказчиком – ООО «Спецэкохозяйство», а МО «<адрес>». Информация, опубликованная в издании «Вега» (1023) от <дата>, не содержит сведений о примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.). Информация, опубликованная в издании «Удмурт дунне» (25254) от <дата> не содержит сведений о представителе заказчика, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения. В указанных средствах массовой информации опубликовано лишь поста-новление Главы МО «<адрес>» от <дата> «О назначении публичных слушаний», при чем в обоих изданиях в разной редакции и разного содержания. Информация, опубликованная ООО «Спецэкохозяйство» в федеральном издании «Вестник государственной регистрации» (473) от <дата> не содержит сведений о примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения. Представленный на ГЭЭ в материалах общественных обсуждений протокол проведения общественных обсуждений в нарушение п. 4.9 Положения об ОВОС не подписан гражданами, присутствовавшими на публичных слушаниях. Кроме того, в нарушение п. 4.9 и п. 12.7 приложения к Положению об ОВОС в представленных на ГЭЭ материалах по оценке воздействия на окружающую среду отсутствуют: списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду. В нарушение п. 12.2 приложения к Положению об ОВОС список участников общественного обсуждения содержит только указание их фамилий, имен, отчеств и названий организаций, при этом из списка неясно представляли ли данные лица, указанные организации либо участвовали, как граждане. Адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения список не содержит. При этом, на первом этапе должны были проводиться информирование и участие общественности по вопросам уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В нарушение перечисленных требований Положения об ОВОС публичные слушания назначены только по вопросам проектирования и последующего строительства полигона ТБО, что подтверждается постановлениями Главы МО «<адрес>» от <дата> «О назначении публичных слушаний», от <дата> «Об утверждении Заключения публичных слушаний по вопросу проектирования и строительства ТБО», самим Протоколом публичных слушаний от <дата>, исходя из которых вопросы предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду по объекту ГЭЭ на публичных слушаниях не обсуждались. В постановлении Главы МО «<адрес>» от <дата> указано, что публичные слушания по объекту ГЭЭ назначены на основании Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<адрес>» (утв. решением Районного совета депутатов от <дата>, далее - Положение о публичных слушаниях). Согласно п. п. 2, 3, 4 Положения о публичных слушаниях публичные слушания – это обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей МО «<адрес>», обладающих активным избирательным правом. Публичные слушания проводятся или по инициативе Совета депутатов, Главы МО «<адрес>», или населения муниципального образования – группы жителей численностью не менее 100 человек. Однако, в постановлении Главы МО «<адрес>» от <дата> указано, что публичные слушания по объекту ГЭЭ назначены на основании заявления ООО «Спецэкохозяйство» от <дата> по проектированию и последующему строительству полигона ТБО в <адрес> (копия указанного заявления в прокуратуру не представлена по причине ее отсутствия у ООО «Спецэкохозяйство»). Таким образом, в нарушение п. п. 2, 3, 4 Положения о публичных слушаниях публичные слушания по проекту ГЭЭ не могли быть назначены по инициативе юридического лица, поскольку обсуждению на публичных слушаниях согласно данному Положения подлежат только проекты муниципальных правовых актов и только по инициативе Совета депутатов, Главы МО либо жителей. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, образованная приказом Управления Росприроднадзора по УР -П от <дата>, в силу положений ст.ст. 3, 15-18 ФЗ «Об экологической экспертизе», должна была в ходе проведения государственной экологической экспертизы представленных материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» усмотреть нарушения требований ст. 9 ФЗ «Об экологической экспертизе», раздела 3 и 4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от <дата>), допущенные при проведении оценки воздействия на окружающую среду и разработке проектной документации. Однако заключение государственной экологической экспертизы не содержит в себе информации о нарушении указанных требований законодательства об охране окружающей среды при проведении оценки воздействия на окружающую среду, а также разработке проектной документации объекта ГЭЭ. Управление Росприроднадзора по УР при изучении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики должно было проверить соблюдены ли требования действующего законодательства об экологической экспертизе и законодательства об охране окружающей среды при проведении экспертизы, однако, в нарушение ч.4 ст.18 ФЗ «Об экологической экспертизе» не сделало этого, издав приказ от <дата>-П «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». Допущенные нарушения при организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» являются существенными и препятствуют осуществлению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение порядка организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, послужили препятствием для представления гражданами замечаний на материалы оценки воздействия на окружающую среду проектируемого объекта и выражение своей позиции по указанным вопросам. Указанные обстоятельства повлекли неосведомленность общественности при проведении общественных обсуждений объекта ГЭЭ, нарушение основополагающего принципа гласности проведения государственной экологической экспертизы и нарушение конституционного права граждан на получение информации о состоянии окружающей среды. Нарушения законодательства, допущенные при организации и проведении ГЭЭ повлекли направление в прокуратуру обоснованных обращений граждан. О том, что при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» нарушены требования действующего законодательства стало известно в ходе рассмотрения обращения депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в интересах ФИО5, поступившее в природоохранную прокуратуру из прокуратуры Удмуртской Республики письмом от <дата>, что свидетельствует о соблюдении установленного ст.219 КАС РФ срока для обращения в суд.

Просит признать незаконным заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики», с момента издания указанного приказа. Признать незаконным приказ Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» с момента издания.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Агентство природоохранных технологий».

В ходе рассмотрения дела Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором Вихаревым Е.И. изменено основание исковых требований путем его дополнения следующим содержанием. Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» в составе материалов, подлежащих экспертизе, представляются материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация на строительство объекта, используемого для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности. Исходя из изложенного, обсуждению с гражданами и общественными организациями подлежит проектная документация на строительство объекта, используемого для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности. В нарушение указанных требований в составе представленных на экспертизу материалах отсутствуют материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» с гражданами и общественными организациями, организованных муниципальным образованием «<адрес>». В нарушение закона под видом указанных материалов заказчиком представлены публикации в изданиях «Вега» от <дата>, «Удмурт дунне» от <дата> и «Вестник государственной регистрации» от <дата>. Однако на указанную дату обсуждение с гражданами объекта экспертизы не назначалось, информация об этом в средствах массовой информации не размещалась, доступность гражданам для ознакомления с проектной документацией «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» не обеспечена. В нарушение п.9 Положения , п.40, 41, 42 Регламента некомплектность представленных на экспертизу материалов, в части отсутствия документов об общественных обсуждениях в рамках ОВОС и материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» с гражданами и общественными организациями, Управлением не выявлена, уведомление о некомплектности материалов с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме, заказчику Управлением не направлено, материалы приняты на экспертизу. В последствии в нарушение п.5 ст.16 ФЗ «Об экологической экспертизе», п.20 Положения и п.61 Регламента эксперты не осуществили всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, при отсутствии в представленных на экспертизу материалах сведений и документов о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС и обсуждения с гражданами объекта экспертизы, сделали необъективный и необоснованный вывод о соответствии материалов требования законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и возможности их реализации. В силу указанных в административном исковом заявлении положений закона предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцова О.А. поддержала доводы административного искового заявления, просила суд удовлетворить иск в полном объеме, указала, что доводы административного ответчика основаны на неверном толковании закона.

Представители административного ответчика – Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, требования не признали, указали, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, административным истцом пропущен срок исковой давности. Также представили письменные возражения и дополнение к письменным возражения на иск, в которых указали, что в соответствии с п. 4.8 Положения об Управлении Росприроднадзора по Удмуртской Республики (утв. Приказом Росприроднадзора от <дата>) Управление Росприроднадзора по УР по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня (далее - ГЭЭ). Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № АА-08-01-31/5633 Управлению было поручено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» (далее - объект ГЭЭ). Материалы для организации и проведения ГЭЭ были направлены ООО «Агентство природоохранных технологий» (сокращенно - ООО «АПРИТ») (далее - Заказчик). Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об экспертизе). Сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, регламентированы приказом Минприроды России от <дата> «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня» (далее - Административный регламент) и включают в себя: а) заявление, содержащее информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, подробную опись материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, согласно приложению 3 к административному регламенту; б) документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. Дополнительно, на основании п. 16 Административного регламента, заявителем были представлены материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Основанием для отказа в приеме документов является: признание недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> № 63-ФЗ «Об электронной подписи», выявленное в результате ее проверки (п. 19 Административного регламента). Основания для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены (п. 20 Административного регламента). Основания для отказа в предоставлении государственной услуги: документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня; отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы; непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям, направленном в соответствии с пунктом 41 настоящего административного регламента; письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы. Таким образом, на момент поступления документов в соответствии с п. 40 Административного регламента была установлена их комплектность, поскольку все документы в соответствии с п. 13. Административного регламента были представлены. На данном этапе Управление Росприроднадзора по УР не имело юридических оснований на подготовку уведомления в адрес заявителя о некомплектности материалов заявителя. Юридические основания для отказа в предоставлении данной государственной услуги отсутствовали. Управлением Росприроднадзора по УР <дата> с ООО «Агентство природоохранных технологий» был заключен государственный контракт -Э на проведение ГЭЭ проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики», была произведена оплата проведения ГЭЭ. На основании вышеизложенного, материалы проектной документации были переданы на рассмотрение экспертной комиссии. По результатам рассмотрения проектных материалов экспертной комиссией было подготовлено заключение государственной экологической экспертизы, содержащее обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность. экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренное квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. У Управления Росприроднадзора по УР отсутствовали основания для выдачи отрицательного заключения государственной экологической экспертизы. Административный ответчик особо обращает внимание суда на тот факт, что в Законе «Об экологической экспертизе» не указан конкретный перечень материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которые должны быть в составе документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Каких-либо отсылочных норм, позволяющих сделать вывод о том, что вышеобозначенный состав материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности должен определяться Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>) Закон «Об экологической экспертизе» не содержит. Однако, если все же обратиться к вышеуказанному Положению, то можно сделать вывод, что четкого (конкретного) состава материалов по ОВОС в принципе нет. Согласно пункту 5.2 Положения состав материалов по ОВОС определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду, зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы. Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Кроме того, только пункт 3.3.2 Положения прямо указывает на те материалы, которые в обязательном порядке должны быть представлены на ГЭЭ, в данном пункте указано, что только окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится). В отношении иных материалов ОВОС Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации таких положений не содержит. Потому вывод административного истца о том, что все материалы ОВОС должны были быть представлены ООО «Спецэкохозяйство» на ГЭЭ, и что вся процедура ОВОС должна была быть проверена экспертной комиссией, является ошибочным. административный ответчик подчеркивает, что документы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, были представлены ООО «Спецэкохозяйство» в полном объеме. В том числе были представлены и материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Форма и содержание представленных заказчиком материалов соответствовала требованиям Закона об экологической экспертизе. Порядок проведения государственной экологической экспертизы также был соблюдён. Доказательств иного административным истцом не представлено. Таким образом, государственная экологическая экспертиза была проведена с соблюдением требований действующего законодательства. Потому, по мнению административного ответчика, требования административного истца являются необоснованными. Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором заявлены требования о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» и о признании незаконным приказа Управления Росприроднадзора по УР от -П от <дата> «об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». Необходимо отметить, что порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об экологической экспертизе). Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы. утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>. (далее -Положение) и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее -административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от <дата>. Потому, по мнению административного ответчика, если административным истцом заявлены требования о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы и о признании незаконным приказа об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, то последним необходимо было выявлять нарушения норм вышеуказанных нормативных правовых актов, допущенные комиссией государственной экологической экспертизы и административным ответчиком. В административном исковом заявлении подробно расписано, в чем Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор видит нарушение норм Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>), однако в иске нет ни слова о том, в чем он видит нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов. Административный ответчик обращает внимание суда, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона об экологической экспертизе, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Как видно из материалов дела, документы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, были представлены ООО «Спецэкохозяйство» в полном объеме. В том числе были представлены и материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Форма и содержание представленных заказчиком материалов соответствовала требованиям Закона об экологической экспертизе. Порядок проведения государственной экологической экспертизы также был соблюдён. Доказательств иного административным истцом не представлено. Таким образом, государственная экологическая экспертиза была проведена с соблюдением требований действующего законодательства. Потому, по мнению административного ответчика, требования административного истца являются необоснованными. Представленные в материалы дела документы не позволяют согласиться с мнением административного истца о том, что экспертная комиссия свое заключение вынесла без учета материалов обсуждений объекта экологической экспертизы гражданами и общественными организациями. При этом следует отметить, что учет как отрицательного, так и положительного мнения общественности не означает, что и заключение экспертной комиссии может быть соответственно отрицательным или положительным. Материалы обсуждений, в том числе содержащие возражения по строительству планируемого объекта, не предполагают в обязательном порядке наличие отрицательного заключения экспертной комиссии, поскольку носят оценочный характер. Иной подход ставит под сомнение необходимость существования государственной экологической экспертизы и создает возможность ее подмены общественным мнением. Требования о признании незаконными заключения ГЭЭ и приказа, административный истец ссылается на нарушение норм Положения об ОВОС, а не на нарушение норм законодательства о ГЭЭ. Между тем, ОВОС является самостоятельной процедурой, поскольку является основанием для разработки обосновывающей документации по конкретному объекту государственной экологической экспертизы. О верности данного довода административного ответчика свидетельствуют пункты 1.3. 2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>). С учетом вышесказанного ссылку административного истца на нормы Положения об ОВОС как на правовые основания своих требований административный ответчик считает необоснованной. Кроме того, несмотря на то что административный истец ссылается в иске на нарушение норм Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>), однако сами материалы ОВОС, процедура проведения ОВОС на сегодняшний день незаконными не признаны, не просит их признать незаконными и сам административный истец. Потому ссылки в иске на нарушение норм Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации административный ответчик считает несостоятельными. У административного ответчика есть все основания полагать, что Прокуратурой Удмуртской Республики был пропущен срок для обращения в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Из Письма Воткинской межрайонной прокуратуры ж-2015 от <дата>, Письма Воткинской межрайонной прокуратуры, направленного <дата> посредством факса, Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата>, Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата>. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата> следует, что Прокуратура Удмуртской Республики была осведомлена о проведении ОВОС по проекту «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» еще в 2015 г., то есть значительно раньше обращения депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в интересах ФИО5, поступившее в природоохранную прокуратуру из Прокуратуры Удмуртской Республики в апреле 2017 <адрес> того, анализ вышеуказанных писем позволяет говорить том, что никаких претензий к порядку проведения ОВОС у Прокуратуры УР на момент их составления не было. Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике полагает, что к участию в деле в качестве соответчиков должны быть привлечены эксперты, которые проводили государственную экологическую экспертизу (далее по тексту - ГЭЭ) и составляли экспертное заключение. Полагают, что поскольку именно эксперты анализируют материалы, поступившие на ГЭЭ, определяют их достаточность для составления заключения, поскольку именно эксперты готовят заключение ГЭЭ и подписывают его, а также несут ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе, установленную статьями 30-34 ФЗ «Об экологической экспертизе», то экспертов необходимо привлекать к участию в деле в качестве соответчиков. Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике полагает, что к участию в деле в качестве третьих лиц должны быть привлечены Администрация МО «Кварсинское» и Администрация МО «<адрес>», поскольку земельный участок, на котором предполагается разместить «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» находится на территории данных муниципальных образований, и поскольку именно Администрации данных муниципальных образовании должны были организовать юридически грамотное проведение общественных слушаний (обсуждений) относительно проектирования и строительства «Полигона твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики». В ходатайстве об изменении основания административного искового заявления от <дата> Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор указывает, что составе представленных на экспертизу материалов отсутствуют материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями, организованными МО «<адрес>». Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике подчеркивает, что на сегодняшний день процедуры обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления, на законодателе НОУ уровне не существует. В отсутствие законодательно установленной процедуры обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике полагает, что обсуждения объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями возможно проводить одновременно с общественными обсуждениями, предусмотренными Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Таким образом, поскольку на ГЭЭ были представлены материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организацией, то ссылки административного истца на отсутствие данных материалов административный ответчик считает необоснованными. На основании вышеизложенного, полагают, что административному лицу следует отказать в удовлетворении заявленных им требований к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ООО «Спецэкохозяйство» ФИО6 считает, что требования истца удовлетворению не подлежат исходя из доводов, изложенных в пояснении к иску, из которых следует, что в Законе «Об экологической экспертизе» не указан конкретный перечень материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которые должны быть в составе документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Каких-либо отсылочных норм, позволяющих сделать вывод о том, что вышеобозначенный состав материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности должен определяться Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>) Закон «Об экологической экспертизе» не содержит. Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В данной статье также не идет речь о том, что заключение ГЭЭ должно содержать выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, нормам Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>). ФЗ «Об экологической экспертизе» вообще не содержит положений о том, что экспертная комиссия государственной экологической экспертизы обязана в ходе проведения государственной экологической экспертизы представленных материалов осуществлять какую бы то ни было проверку проведенной Заказчиком оценки воздействия на окружающую среду (проверять процедуру проведения оценки воздействия, оценивать ее на соответствие нормам Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от <дата>) и пр.). Подобные обязанности ФЗ «Об экологической экспертизе» на экспертную комиссию государственной экологической экспертизы не возлагает. можно сделать вывод о том, что на момент подачи материалов и утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» все представленные на экспертизу документы соответствовали требованиям действующего законодательства. Заинтересованное лицо также отмечает, что экспертная комиссия свое заключение вынесла с учетом материалов обсуждений проекта «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» с гражданами (что подтверждается материалами дела). Таким образом, принцип гласности, обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы не был нарушен. При этом следует отметить, что учет как отрицательного, так и положительного мнения общественности не означает, что и заключение экспертной комиссии будет соответственно отрицательным или положительным. Материалы обсуждений, в том числе содержащие возражения по строительству планируемого объекта, не предполагают в обязательном порядке наличие отрицательного заключения экспертной комиссии, поскольку носят оценочный характер. Иной подход ставит под сомнение необходимость существования государственной экологической экспертизы и создает возможность ее подмены общественным мнением. По мнению заинтересованного лица заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» и Приказ Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике -П от <дата>г. соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление. При организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» не было допущено каких-либо существенных нарушений нормативных правовых актов.

Представитель заинтересованного лица ООО «Агентство природоохранных технологий» ФИО7, действующий на основании приказа -К о назначении временно исполняющего обязанности директора от 10.07.2017г., просил в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст. 281 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, в данном случае, исходя из положений ч. 9ст. 226 КАС РФ административный истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, должен указать и доказать, какие именно права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов подано соответствующее административное исковое были нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, или лиц, в защиту прав, свобод и интересов которых подано административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 1Федерального закона от <дата> N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее – Закон об экспертизе) - экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона об экспертизе заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч.8 ст. 18 Закона об экспертизе заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Относительно заявлений ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, суд отмечает следующее.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусматривается, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По своему буквальному смыслу приведенная норма права для исчисления срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется моментом, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Ответчик указывает на то, что из письма Воткинской межрайонной прокуратуры ж-2015 от <дата>, письма Воткинской межрайонной прокуратуры, направленного <дата> посредством факса, письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата>, письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата>, письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от <дата> следует, что Прокуратура Удмуртской Республики была осведомлена о проведении ОВОС по проекту «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» еще в 2015 г., то есть значительно раньше обращения депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в интересах ФИО5, поступившее в природоохранную прокуратуру из Прокуратуры Удмуртской Республики в апреле 2017г.

В феврале 2015 года в природоохранную прокуратуру от руководителя Управления Росприроднадзора по УР (письмо от <дата>) поступило обращение ФИО12, содержащее доводы о нарушении Администрацией МО «<адрес>» процедуры проведения публичных слушаний при решении вопроса о выделении земельного участка под строительство полигона ТБО вблизи д.<адрес>.

Указанное обращение природоохранной прокуратурой не рассматривалось, по территориальности было направлено в Воткинскую межрайонную прокуратуру для рассмотрения по существу, что подтверждается копией сопроводительного письма прокуратуры от <дата>р-2015 о направлении обращения ФИО12 на рассмотрение в Воткинскую межрайонную прокуратуру и письма прокуратуры от <дата>в-2015 (ответ на письмо Управления Росприроднадзора по УР от <дата>).

Ссылка административного ответчика на то, что граждане ранее обращались в органы прокуратуры с жалобами на нарушения закона при проведении общественных обсуждений не могут быть приняты во внимание, поскольку сами по себе (вне последующего рассмотрения их в рамках проведения ГЭЭ и утверждения заключения ГЭЭ) общественные обсуждения, порядок их проведения, их итоги, не образуют самостоятельного юридически значимого результата, так как в силу п. 1.1 Положения об ОВОС общественные обсуждения - это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений их учета в процессе оценки воздействия.

Предметом административного искового заявления прокурора является признание незаконным заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО Воткинска и <адрес> Удмуртской Республики» и приказа Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П.

Обращение ФИО12 не содержит информации о нарушении ГЭЭ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как ГЭЭ проведена после рассмотрения его обращения, так заявление ООО «Спецэкохозяйство» на проведение ГЭЭ проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес>» поступило в Управление <дата>, заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» утверждено приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П.

В обращении, поступившем в природоохранную прокуратуру <дата>, содержится прямое указание, что заявители не согласны с экологической экспертизой проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики».

Кроме того, иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц, а не в защиту конкретного гражданина. Таким образом, довод о том, что прокурору о нарушении прав граждан стало известно в связи с обращением гр. ФИО12 в данном случае не имеет правового значения для разрешения вопроса о соблюдении срока обращения в суд.

Таким образом, природоохранным прокурором срок на обращение в суд не пропущен.

Оценивая доводы и доказательства сторон, представленные ими в обоснование своей позиции по существу дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № АА-08-01-31/5633 Управлению Росприроднадзора по УР поручено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» ООО «Спецэкохозяйство» (далее - объект ГЭЭ).

Приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - экспертная комиссия ГЭЭ) и задание на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики».

В соответствии с заданием руководителю, ответственному секретарю и членам экспертной комиссии поручено в при проведении экологической экспертизы необходимо определить:

- соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды,

- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации,

- достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

По результатам проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» экспертной комиссией дано заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами и о возможности реализации проектной документации. Срок действия заключения экспертизы 3 года.

Указанное заключение утверждено приказом Управления Росприроднадзора по УР от <дата>-П.

Административный истец полагает заключение ГЭЭ незаконным, не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, принципы гласности и учета общественного мнения, участие общественности на всех этапах ОВОС.

С указанными доводами административного истца суд соглашается в виду следующего.

Под экологической экспертизой закон понимает установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Закона об экспертизе)

В соответствии со ст. 3 Закона об экспертизе экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Согласно статье 10 Закона об экспертизе государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из подпункта 7.2 статьи 11 Закона об экспертизе следует, что к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

Согласно статье 14 Федерального закона об экспертизе государственная экологическая экспертиза объектов проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе в том числе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (пункт 5). Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы (пункт 7).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона об экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочногосостава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1). Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации(пункт 4). Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным; положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ; правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта ГЭЭ. (пункт 5). В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении (пункт 7). Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (пункт 8).

Таким образом, в силу указанных положений закона, предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст. 14 выше названого Закона, п. 13 Регламента на экспертизу должна представляться, наряду с другими документами, документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 названного закона в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (далее - ОВОС), которая подлежит государственной экологической экспертизе, то есть в нашем случае должна быть представлена проектная документация на строительство объекта, используемого для размещения отходов, содержащая материалы ОВОС.

Требования к проектной документации установлены п. 13 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от <дата>, далее - Положение ). О том, что эти правовые акты необходимо применять при проведении экспертизы, установлено в п. 12 Регламента .

Требования к ОВОС и материалам ОВОС установлены в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв.приказом Госкомэкологии РФ от <дата>, далее - Положение ).

Вопреки доводам административного ответчика, согласно п. 12 Регламента Положение подлежит применению при проведении государственной экологической экспертизы.

В соответствии с подп. «а» п.1, п.9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного назначения состоит из 12 разделов требования к содержанию которых установлены названным Положением:

п. 10. Раздел 1 "Пояснительная записка", который должен содержать отчетную документацию по результатам инженерных изысканий

п. 12. Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"

п. 13. Раздел 3 "Архитектурные решения"

п. 14. Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"

п. 15. Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений"

п.23. Раздел 6 "Проект организации строительства"

п.24. Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"

п.25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", который должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, то есть материалы ОВОС.

п.26. Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"

п.27(1). Раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"

п.28. Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"

п.32. Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".

В соответствии со ст.1 и ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть Положением .

В соответствии с п. 1.1 Положения материалы по ОВО -комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.

Согласно п. 1.5 и п. 1.6 Положения при проведении ОВОС оценки заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется, исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую

среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу.

В составе материалов, подлежащих экспертизе, федеральное законодательство обязывает представлять материалы ОВОС.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Указанные требования установлены Положением , и представленные на экспертизу материалы должны отражать соблюдение заказчиком указанного Положения.

В соответствии с разделом 3 Положения установлено 3 этапа проведения ОВОС:

1.Уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - 1 этап);

2. Подготовки предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (далее - 2 этап);

3. Подготовки окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (далее - 3 этап).

В соответствии с п.2.5 и п.4.1 Положения в ходе ОВОС должно быть обеспечено участие общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Порядок участия общественности в процессе ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности на природную среду детально регламентирован.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

В нарушение требований раздела 3 и раздела 4 Положения участие общественности на всех этапах ОВОС заказчиком не обеспечено, материалы общественных обсуждений не отвечают требованиям раздела 4 Положения и Приложения к нему.

Как следует из представленных на экспертизу материалов ОВОС информирование общественности произведено следующим образом:

- публикация в издании «Вега» (1023) от <дата>, не содержит сведений о примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; предполагаемой форм., общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.).

- информация, опубликованная в издании «Удмурт дунне» (25254) от <дата> не содержит сведений о представителе заказчика, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения.

В указанных средствах массовой информации опубликовано лишь постановление Главы МО «<адрес>» от <дата> «О назначении публичных слушаний», при чем в обоих изданиях в разной редакции и разного содержания.

Информация, опубликованная ООО «Спецэкохозяйство» в федеральном издании «Вестник государственной регистрации» (473) от <дата> не содержит сведений о примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения.

В нарушение п.п.4.3, 4.8, 4.11 Положения из указанного постановления не ясно на каком этапе ОВОС назначено проведение общественных обсуждений, не указано о сроках и месте доступности технического задания по ОВОС, предварительного варианта материалов по ОВОС и окончательного варианта материалов по ОВОС, не содержатся сведения о представителе заказчика, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения.

В нарушение п.4.3 Положения , ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об экологической экспертизе» информация в средствах массовой информации размещена не заказчиком - ООО «Спецэкохозяйство», а Администрацией МО «<адрес>».

Кроме того, в нарушение п. 4.9 и п. 12.7 приложения к Положению об ОВОС в представленных на ГЭЭ материалах по оценке воздействия на окружающую среду отсутствуют:

-списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

В нарушение п. 12.2 приложения к Положению об ОВОС список участников общественного обсуждения содержит только указание их фамилий, имен, отчеств и названий организаций, при этом из списка неясно представляли ли данные лица, указанные организации, либо участвовали, как граждане. Адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения список не содержит.

При этом на первом этапе должны были проводиться информирование и участие общественности по вопросам уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В нарушение перечисленных требований Положения об ОВОС публичные слушания назначены только по вопросам проектирования и последующего строительства полигона ТБО, что подтверждается постановлениями Главы МО «<адрес>» от 12 <дата> «О назначении публичных слушаний», от <дата> «Об утверждении Заключения публичных слушаний по вопросу проектирования и строительства ТБО», самим Протоколом публичных слушаний от <дата>, исходя из которых вопросы предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду по объекту ГЭЭ на публичных слушаниях не обсуждались.

В нарушение п.4.9 Положения протокол проведения общественных обсуждений не подписан представителями органов исполнительной власти, гражданами, представителями общественных организаций (объединений).

С учетом изложенного, а также исходя из того, что слушания проводились <дата>, при этом окончательный вариант материалов ОВОС подготовлен значительно позже, материалы ОВОС, представленные на экспертизу не соответствуют требованиям ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения об ОВОС, не подтверждают факт соблюдения принципов гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы, так как информирование и обеспечение участия общественности в установленном порядке в подготовке и обсуждении материалов ОВОС на всех этапах ОВОС материалами, представленными на экспертизу, не подтверждено.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» в составе материалов, подлежащих экспертизе, представляются материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

В нарушение указанных требований в составе представленных на экспертизу материалах не имеется материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта «Полигон твердых бытовых отходов <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» с гражданами и общественными организациями, организованных муниципальным образованием «<адрес>».

В нарушение закона под видом указанных материалов заказчиком представлены публикации в изданиях «Вега» от <дата>, «Удмурт дунне» от <дата> и «Вестник государственной регистрации» от <дата>. Однако на указанную дату обсуждение с гражданами объекта экспертизы не назначалось, информация об этом в средствах массовой информации не размещалась, доступность гражданам для ознакомления с проектной документацией «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» не обеспечена.

В нарушение п.9 Положения , п.40, 41, 42 Регламента некомплектность представленных на экспертизу материалов, в части отсутствия документов об общественных обсуждениях в рамках ОВОС и материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы - проекта ««Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» с гражданами и общественными организациями, Управлением не выявлена, уведомление о некомплектности материалов с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме, заказчику Управлением не направлено, материалы приняты на экспертизу.

В последствии в нарушение п.5 ст. 16 ФЗ «Об экологической экспертизе», нарушение п.20 Положения и п.61 Регламента эксперты не осуществили всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, при отсутствии в представленных на экспертизу материалах сведений и документов о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС и обсуждения с в гражданами объекта экспертизы, сделали необъективный и необоснованный вывод о соответствии материалов требования законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и возможности их реализации.

В силу указанных положений закона, предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно абз.8 ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» гласность, участие общественных организаций (объединений) учет общественного мнения относится к одному из важнейших принципов проведения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Допущенные нарушения при организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации ««Полигон ТБО <адрес> и <адрес> УР» являются существенными и препятствуют осуществлению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Нарушение порядка организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и объекта экологической экспертизы послужили препятствием для представления гражданами замечаний на материалы оценки воздействия на окружающую среду проектируемого объекта и выражение своей позиции по указанным вопросам.

Таким образом, в связи с тем, что судом установлено, что предусмотренные законом основания для принятия оспариваемых положительного заключения ГЭЭ и приказа ее утвердившего, отсутствовали, при этом, указанными актами были нарушены права граждан, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Признание незаконными заключения ГЭЭ и приказа административного ответчика, его утвердившего, с момента издания указанного приказа, устраняют нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых обратился административный истец, так как аннулирует правовые последствия положительного заключения ГЭЭ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконными заключения государственной экологической экспертизы и приказа Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике -П от <дата> удовлетворить.

Признать незаконными заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от <дата>-П «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» и приказ Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике -П от <дата> «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Полигон ТБО <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики» с момента издания указанного приказа.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г.Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья С. В. Алабужева