ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2278/2019640004-01-2018-004390-87 от 06.11.2019 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2278/2019 64RS0004-01-2018-004390-87

Решение

именем Российской Федерации

06 ноября 2019 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,

с участием:

представителя административных истцов Липатовой А.П.,

представителей административных ответчиков Макарова А.А., Литвинова А.Е.,

представителя заинтересованного лица Министе6рства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Сысугиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Матвеевой Л.С., Тихоновой О.А., Арсеньевой Н.В., Банниковой Н.В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить действия,

установил:

Матвеева Л.С., Тихонова О.А., Арсеньева Н.В., Банникова Н.В. обратились в суд с указанными административными исками, в которых, уточнив свои требования (л.д. *), просят признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация БМР), выразившееся в неорганизации обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, площадью каждый по 600 кв.м., расположенных по адресу: *, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», с кадастровым номером *, принадлежащего Банниковой Н.В., с кадастровым номером *, принадлежащего Тихоновой О.А., с кадастровым номером *, принадлежащего Арсеньевой Н.В., кадастровым номером *, принадлежащего Матвеевой Л.С., и возложить на Правительство Саратовской области, администрацию БМР обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение указанных земельных участков, на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования обоснованы тем, что постановлением администрации БМР многодетным семьям административных истцов выделены земельные участки, площадью по 600 кв.м каждый, расположенные по адресу: *, с соответствующими кадастровыми номерами: * – Матвеевой Л.С., * – Тихоновой О.А., * – Арсеньевой Н.В., и * – Банниковой Н.В. Указанные земельные участки образованы путем выделения из земельного участка, площадью 16,4 га, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером 64:40:030101:15. Выделенные земельные участки представляют собой часть поля, на котором находится полуразрушенное здание бывшей воинской части, в том числе фундаменты различных строений, разбитые асфальтированные дороги, котлованы, насыпи, строительный мусор и заросли деревьев. На выделенных участках невозможно осуществить индивидуальное жилищное или дачное строительство, вести личное подсобное хозяйство, заниматься садоводством или огородничеством.

Административные истцы считают, что администрация БМР обязана была предоставить земельные участки, имеющие возможность подключения к ресурсоснабжающим сетям и необходимую инфраструктуру, чего не было сделано. Административные истцы ссылаются на нормы Закона Саратовской области № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» и считают, что финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008№ 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета, а обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (п.3 ст. 12). Указанные требования основаны на норме п. 1.1 ст. 14 Федерального закона №161 от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства», согласно которой предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению, и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федераций.

Административные истцы неоднократно обращалась в администрацию Балаковского муниципального района с письмами, содержащими просьбу об обеспечении принадлежащих им земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, водо-, газоснабжением, транспортной развязкой, внутриквартальными дорогами, тротуарами, но на момент рассмотрения дела решен вопрос только с обеспечением возможности подключения к электрическим сетям, а поэтому, считая свои права нарушенными, истцы обратилась в суд с данным иском.

Административные истцы Матвеева Л.С., Тихонова О.А., Арсеньева Н.В., Банникова Н.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административных истцов в судебном заседании поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в административном иске и в письменных объяснениях (том 4 л.д. 106 -110), в которых также возражала против заявления административного ответчика Правительства Саратовской области о пропуске административными истцами срока для обращения в суд с указанными требованиями, так как, дело находится на рассмотрении в суде с ноября 2018, а ответ с последним отказом административные истцы получили в сентябре 2018, т.е. срок обращения в суд не нарушен.

Представитель административного ответчика Правительства Саратовской области в судебном заседании спросил отказать в удовлетворении административных исков по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. *), из которых следует, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства органом исполнительной власти области, осуществляющим управление и распоряжение данными земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Органом исполнительной власти области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, является комитет по управлению имуществом Саратовской области, действующий на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства области от 25.05.2018 № 280-П. Приказом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 17.03.2016 № 65-к утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти области, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства». При этом обеспечение земельных участков (федеральной собственности) объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (статья 12 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 119-ЗСО), которым является Министерство строительство и жилищно-коммунального Саратовской области. Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2013 № 309-П был утвержден План мероприятий («Дорожная карта») по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, являющихся федеральной собственностью и подлежащих предоставлению, для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Саратовской области». Мероприятия вышеназванной «Дорожной карты» реализуются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 767-П (ранее действовало постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013№ 645-П). То есть, областным законодательством и принятыми в его развитие правовыми актами органов исполнительной власти области предусмотрено, что органы исполнительной власти области осуществляют предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, и обеспечивают такие земельные участки объектами инженерной инфраструктурой только в случае предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

По общему правилу при наличии у муниципального образования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с объектами инженерной инфраструктуры соответствующие органы местного самоуправления обязаны предоставлять указанной категории граждан эти участки на основании их заявлений. Если на участках, находящихся в муниципальной собственности, а равно на участках, целенаправленно принятых органами местного самоуправления в муниципальную собственность из областной собственности, отсутствуют объекты инженерной инфраструктуры, то эти органы местного самоуправления, предоставив их гражданам, сами обеспечивают эти участки такими объектами только при условии отсутствия взаимодействия или предварительной договоренности с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ о взятии им на себя этого обязательства по обеспечению указанными объектами, что является логичным следствием из вышеуказанного общего правила. В реальности такого взаимодействия или договоренности, которая могла бы быть оформлена соглашением или которая бы следовала из принятого органами государственной власти Саратовской области нормативного правового акта (прежде всего, законов Саратовской области о передаче госполномочий и о финансовом покрытии расходов муниципалитета в рамках межбюджетных отношений, как это допускается Конституционным Судом РФ), не имело места быть. В такой ситуации факт предоставления администрацией Балаковского муниципального района указанных земельных участков административным истцам обязывает только её, а не Правительство области, обеспечить в последующем такие участки объектами инженерной инфраструктуры.

Расходы на строительство объектов от существующих сетей до границы участка заявителя «сидят» в оплате, которую вносит собственник участка. Технологическое присоединение как от сетей собственника земельного участка до границы земельного участка с точкой подключения, так и от границы земельного участка с точкой подключения до существующей системы осуществляется не иначе, как в заявительном порядке, то есть по инициативе гражданина, как следствие, разделение финансирования на финансирование мероприятий по строительству сети от сети собственника земельного участка до границы земельного участка с точкой подключения и на финансирование мероприятий по строительству сети от точки присоединения на границе участка до централизованной сети - которое может осуществляться кем-то ещё, кроме как собственником участка - федеральным законодательством не предусмотрено.

В целях улучшения имеющихся у населения возможностей по подключению (технологическому присоединению) их участков к существующим магистральным сетям газоснабжения, в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в Региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Саратовской области на 2017 - 2021 годы, утверждённую постановлением Губернатора Саратовской области от 28.12.2017 г. № 505. В частности, планируется дальнейшее строительство и развитие сетей газоснабжения, в том числе в городе Балаково, район 4 «Б» мкр., причем именно вблизи 192 земельных участков, предоставленных многодетным семьям. В настоящее время соответствующий проект постановления Губернатора области проходит процедуру согласования в профильных ведомствах (копия прилагается). Одновременно, Правительством области совместно с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, АО «Газпром газораспределение Саратовская область», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» прорабатывается заключение четырехстороннего соглашения (регуляторного контракта), предусматривающего дальнейшее строительство и развитие сетей газоснабжения, в том числе в городе Балаково, район 4 «Б» мкр. Этапами работ, направленными на строительство внутриквартальных сетей газораспределения, являются проектно-изыскательские работы (ПИРы) и строительно-монтажные работы (СМР). Сроки выполнения заявлены на 2019-2020 годы. Проект указанного соглашения в настоящее время проходит согласование в структурных подразделениях Правительства области (копия прилагается). Источником финансирования указанных работ будет являться прибыль АО «Газпром газораспределение Саратовская область», получаемая в результате государственного регулирования тарифов. Заключение и исполнение данного соглашения позволит довести сети газопроводов как можно ближе к земельным участкам административных истцов и, соответственно, позволит им осуществить подключение (технологическое присоединение) к сети за гораздо меньшую плату.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об активных действиях Правительства области, направленных на создание более комфортных для граждан условий использования инженерной инфраструктуры в целях освоения предоставленных земельных участков, соответственно, исключают вывод о каком-либо незаконном бездействии Правительства области по отношению к административным истцам. При этом, в случае реализации Правительством области и компаниями намеченных мероприятий по дальнейшему развитию сетей газа плата за подключение (технологическое присоединение) к ним по-прежнему будет являться расходным обязательством гражданина как собственника участка, а не органов публичной власти.

Также представителем Правительства Саратовской области заявлено о пропуске административными истцами срока для обращения в суд с указанными требованиями, как к администрации района, так и к Правительству области, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исков (л.д. *). Согласно административному исковому заявлению и имеющимся в материалах дела документам вышеуказанные земельные участки были предоставлены административным истцам 09.11.2015 года и 11.04.2016 на основании постановлений администрации БМР № 1150; № 4353; № 4351; № 4356. Административными истцами обжалуются действия по предоставлению земельных участков без соответствующих инженерных коммуникаций. Об отсутствии на участках коммуникаций им стало известно не позднее 30.05.2016, что следует из письменного обращения в органы местного самоуправления. Срок исковой давности начал течь с этого момента (не позднее 30.05.2016), когда административные истцы узнали о нарушении их прав. Кроме того, Правительство Саратовской области к участию в деле было привлечено только в августе 2019 года, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия Правительства области в суд истцы не обратились, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд истцы не представили. Более того, истцами пропущен общий трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который начал течь с момента, когда истцы узнали об отсутствии на предоставленных им участках объектов инженерной инфраструктуры.

Представитель административного ответчика администрации БМР в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям. Административные истцы обращались в администрацию БМР с заявлением, в котором просили обеспечить предоставленный им земельный участок инфраструктурой: тепло-, газо-, водоснабжением, водоотведением, а также дорожной инфраструктурой на основании муниципальной программы «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково», утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района от 06.02.2015 № 678. Ответом администрации БМР административным истцам указано, что органы местного самоуправления принимают все предусмотренные законодательством меры для скорейшего решения вопроса в рамках своей компетенции. Земельное законодательство предусматривает возможность предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков как из государственной, так и из муниципальной собственности. При этом, в силу норм гражданского законодательства, полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляют органы государственной власти, а в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления. В отношении перечня земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, в целях предоставления их гражданам, имеющим трех и более детей, такие требования, как обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, ни федеральным, ни региональным законодательством не установлены. Органы местного самоуправления не наделены безусловной обязанностью по проведению мероприятий обеспечения таких земельных участков объектами инфраструктуры систем инженерно-технического обеспечения, до момента предоставления их в собственность гражданам. Указанная обязанность установлена ст. 9 Закона № 119-ЗСО для органов исполнительной власти субъекта - Саратовской области.

Вместе с тем, органы местного самоуправления решают вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанная работа носит системный и программный характер, что предусматривает планирование таких мероприятий посредством распределения финансовых средств бюджета на реализацию таких программ. Так, для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, подводящими магистральными и внутриквартальными сетями инженерно- технического обеспечения постановлением администрации БМР 06.02.2015 № 678 утверждена муниципальная программа «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково». Реализация программы (в редакции от 25.05.2018 № 1951) планируется в 2 этапа: первый этап - изготовление проектной документации на строительство инженерных сетей, второй этап - строительство инженерных сетей и дорог в сроки: 1 этап -2016-2021 и 2 этап 2022-2030. Количество земельных участков, обеспечиваемых в рамках программы инженерными сетями и дорогами -1159 шт. Общий объем финансового обеспечения программы на 2016-2030 составляет 488 818 200 руб. В отношении указанных территорий разработаны и утверждены документы территориального планирования - проекты планировки территории. Утвержденными проектами планирования установлены: красные линии застройки; границы санитарно - защитных зон; функциональное и строительное зонирование территории; организация транспортного обслуживания и поперечные профили улиц. Органы местного самоуправления, в рамках своей компетенции, принимают все предусмотренные законодательством меры для решения вопроса обеспечения вышеуказанных земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, а также проводят мероприятия по оказанию всестороннего содействия многодетным семьям. При этом срок муниципальной программы рассчитан с учетом недостаточности финансовых средств в бюджете, объёма необходимых работ, в отношении 1159 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, а также необходимости реализации иных муниципальных программ и исполнения иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (том *).

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. *), в своих объяснениях поддержала позицию административного ответчика – Правительства Саратовской области, а также указала, что в рамках заявленных требований, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области не затрагивает интересы административных истцов, и не является заинтересованным лицом по делу.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. *), аналогичным возражениям административного ответчика – Правительства Саратовской области. По мнению представителя Комитета по управлению имуществом Саратовской области, финансирование расходов и действия по оснащению объектами необходимой инфраструктуры земельных участков, предоставленных административным истцам, должны осуществляться соответствующими органами местного самоуправления, то есть администрацией БМР (п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 1.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в рамках соответствующей муниципальной программы (постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 06.02.2015 № 678 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Балаково»). Вышеизложенное исключает финансовое участие Саратовской области в организации и обеспечении инфраструктурой спорного земельного участка, в связи с чем, отсутствует незаконное бездействие со стороны Правительства Саратовской области по не обеспечению инфраструктурой земельного участка, предоставленного администрацией БМР. В свою очередь, отсутствие незаконного бездействия влечет невозможность удовлетворения исковых требований к Правительству Саратовской области.

Представители заинтересованных лиц Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балаково «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», Министерства финансов Саратовской области, Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

На основании п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Саратовской области N 119-ЗСО от 24.09.2014 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в соответствии с ЗК РФ определены порядок постановки граждан, имеющим трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления указанным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.

Статьей 8 названного Закона предусмотрен порядок предоставления органом местного самоуправления гражданам в собственность бесплатно земельных участков. Так, орган местного самоуправления с учетом положений частей 1 и 2 статьи 2 закона Саратовской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» N 119-ЗСО от 24.09.2014 принимает решение о предоставлении гражданину в собственность бесплатно земельного участка, указанного в частях 1 и 2 статьи 2 и включенного в перечень земельных участков, на основании заявления гражданина, состоящего на учете, о приобретении в собственность бесплатно земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 закона Саратовской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры осуществляется в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства.

Правительством Саратовской области Постановлением от 24.06.2013 N 309-П утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, являющихся федеральной собственностью и подлежащих предоставлению для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Саратовской области, в котором мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры, государственной экспертизе проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры, проведению кадастровых работ, оформлению разрешения на строительство инженерной инфраструктуры, ее строительству и ввод в эксплуатацию запланированы на май 2016 - декабрь 2017 года и возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.

Порядок обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной (не федеральной) собственности, на территории Саратовской области при предоставлении многодетным семьям не установлен.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.11.2017 № 25160-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 25160-0), положения Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ), суд приходит к выводу, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07.05.2012 года издан Указ № 600.

Согласно п. 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктами 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Саратовской области, принятым Саратовской областной Думой 24.05.2005, ст. 1 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области», принятого Саратовской областной Думой 05.09.1996, Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области; в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством осуществляет свою деятельность в отраслях и сферах государственного управления; правомочно решать все вопросы государственного управления, которые отнесены федеральным законодательством и законодательством области к компетенции органов исполнительной власти области, если иное не установлено федеральным законодательством.

Отношения Правительства области с органами местного самоуправления строятся на основе соответствующих положений федерального законодательства и законодательства области; отношения Правительства области с органами местного самоуправления осуществляются посредством: заключения между ними соглашений и договоров; наделения отдельными государственными полномочиями в соответствии с законом области; создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих; иных форм, не противоречащих федеральному закону; Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, обеспечивает предоставление социальной поддержки семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям) (статьи 10, 19 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области»).

Согласно ст. 12 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1).

Обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 3).

Вместе с тем, Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119-ЗСО специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.

В соответствии с п. 2 ст. 12 указанного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 25160-О, отражение в ЗК РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом термин «организация», используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.

Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Законом Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» административным истцам бесплатно в собственность предоставлены земельные участки: Матвеевой Л.С. - земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, на основании постановления администрации БМР № 1150 от 11.04.2016 (л.д. *);

Банниковой Н.В. - земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, на основании постановления администрации БМР № 4353 от 09.11.2015 (л.д. *);

Тихоновой О.А. - земельный участок, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, на основании постановления Администрации БМР № 4351 от 09.11.2015 (л.д. *);

Арсеньевой Н.В. - земельный участок, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, на основании постановления администрации БМР № 4356 от 09.11.2015 (л.д. *).

Указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежат административным истцам на праве собственности (том *).

На момент предоставления административным истцам указанные земельные участки не были обеспечены необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой, были захламлены остатками фундаментов строений бывшей воинской части, строительным мусором и зарослями деревьев, о чем свидетельствуют обращения административных истцом с соответствующими заявлениями в администрацию БМР (том *), прокурору г. Балаково (том *), ответами администрации БМР (том *).

В своих ответах администрация БМР ссылалась на отсутствие полномочий и недостаток финансирования для выполнения требований административных истцов, не оспаривая необходимость обеспечения земельных необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой.

Постановлением администрации БМР 06.02.2015 № 678 утверждена муниципальная программа «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково» (том *), которая предполагала разработку проектов планировки территории для прохождения линейных объектов, строительство и ввод в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры: водопроводных сетей, канализационных коллекторов, газопроводов, линий электропередач, сетей связи и радиофикации, автомобильных дорог. Реализация муниципальной программы планировалась в три этапа: 1 этап – 2015 год, 2 этап – 2016 год, 3 этап – 2017 год.

Однако, постановлениями администрации БМР неоднократно вносились изменения в постановление администрации БМР 06.02.2015 № 678, в том числе в раздел «Этапы и сроки реализации муниципальной программы» (том *). Реализация программы (в редакции от 25.05.2018 № 1951) планируется в 2 этапа: первый этап - изготовление проектной документации на строительство инженерных сетей в срок 2016-2021, второй этап - строительство инженерных сетей и дорог в срок 2022-2030.

Как следует из письменного сообщения администрации БМР в адрес Правительства Саратовской области (л.д. *), по состоянию на 12.09.2019 квартал индивидуальной жилой застройки для многодетных семей по улице Саратовское шоссе (на 192 жилых дома) на территории бывшей воинской части обеспечен объектами электросетевого хозяйства, возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств собственников участков, реализуемая на основании их заявок, имеется, так как точки присоединения расположены в нормативной близости от границ их земельных участков.

Так, с Матвеевой Л.С. заключен договор № 19127/П от 27.04.2018 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома по адресу: *, кадастровый номер *. Все организационно-технические мероприятия по созданию возможности подключения нового объекта и обеспечения соответствия качества электрической энергии, предусмотренные вышеуказанным договором со стороны АО «Облкоммунэнерго» выполнены в полном объеме, точка присоединения расположена на расстоянии 15 метров от границ участка Матвеевой Л.С. (л.д. *).

С Тихоновой О.А. заключен договор № 20414/П от 16.11.2018 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома по адресу: *. Все организационно-технические мероприятия по созданию возможности подключения нового объекта и обеспечения соответствия качества электрической энергии, предусмотренные вышеуказанным договором со стороны АО «Облкоммунэнерго» выполнены в полном объеме, точка присоединения расположена на расстоянии 10 метров от границ участка Тихоновой О.А. (л.д. *)

В то же время договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома по адресу: *, кадастровый номер *; по состоянию на 11.09.2019 между АО «Облкоммунэнерго» и Арсеньевой Н.В. не заключался. Точка присоединения расположена на расстоянии 10 м. от границ участка Арсеньевой Н.В. (л.д. *).

Договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома по адресу: *, кадастровый номер *; по состоянию на 30.08.2019 между АО «Облкоммунэнерго» и Банниковой Н.В. не заключался. Точка присоединения расположена на расстоянии 15 м. от границ участка Банниковой Н.В. (л.д. *).

Таким образом, судом установлено наличие возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств к строящимся жилым домам на земельных участках административных истцов.

Из ответа АО «Газпром газораспределение Саратовская область» (филиал в г. Балаково) от 10.09.2019 (л.д. *) следует, что 05.07.2019 филиалом АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Балаково были выданы технические условия № 25638/003697 на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Заявителем на получение ТУ является администрация БМР, объектом капитального строительства - квартал индивидуальной жилой застройки для многодетных семей на территории бывшей военной части по ул. Саратовское шоссе в городе Балаково (192 ж/дома). В адрес администрации БМР направлен проект договора на подключение, который на данный момент находится на стадии рассмотрения.

Конкретные минимально необходимые мероприятия по строительству газораспределительной сети будут известны после подписания договора подключения (технологического присоединения) и составления проекта данного газопровода.

Вместе с тем, заключение вышеуказанного договора администрацией БМР и финансирование выполнения ресурсоснабжающей организацией проектных и строительных работ запланировано за счет средств местного бюджета в 2020, что свидетельствует о фактическом отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) земельных участков административных истцов к сетям газораспределения в настоящее время.

По состоянию на 04.10.2019 МУП БМР «Балаково-Водоканал» завершил работы по монтажу внешних систем водоснабжения через автодорогу по Саратовскому шоссе до границ участков, выделенных для индивидуальной жилой застройки многодетным семьям. С 01.10.2019 появилась возможность технологического подключения к централизованным системам холодного водоснабжения земельных участков с кадастровыми номерами: *, *, *, * (л.д. *).

В материалах дела отсутствуют сведения о наличии технической возможности технологического присоединения объектов недвижимости, расположенных на предоставленных административным истцам земельных участках, к инженерным сетям водоотведения.

Таким образом, административные ответчики не выполнили возложенную на них законом обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков административных истцов, на бесплатной основе объектами инфраструктуры.

Административными истцами в период с момента предоставления земельных участков неоднократно принимались меры для понуждения администрации БМР к обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой, но сроки обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой только отодвигались все дальше, после принятия постановления №1951 от 25.05.2018 сроки 1 этапа перенесены с 2016 года по 2021 год и 2 этапа - с 2022 по 2030 годы, при этом финансирование предполагается только с 2021 года.

Приведенные сроки обеспечения земельных участков не позволяют признать их разумными, то есть администрация Балаковского муниципального района не принимает достаточных мер к обеспечению земельных участков административных истцов необходимой инфраструктурой, а Правительство Саратовской области не принимает мер к исправлению ситуации в городе Балаково, тем самым судом установлен факт незаконного бездействия административных ответчиков и административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы Правительства Саратовской области о пропуске административными истцами срока обращения в суд с указанными требованиями суд считает не6состоятельными, поскольку с заявлениями об обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой административные истцы обратились в администрацию БМР 19.09.2018, ответ на свое обращение получили 09.10.2018, следовательно, с этого момента узнали о нарушении своих прав, в суд с административными исками административные истцы обратились 29.11.2018, 05.12.2018, то есть, в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.

Доводы о том, что Правительство Саратовской области привлечено к участию в деле за пределами указанного срока не являются основанием для отказа в удовлетворении требований к этому административному ответчику, поскольку обязанность установить состав надлежащих административных ответчиков по административному делу возложена на суд, а не на административных истцов (ч. 3 ст. 135 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административные исковые заявления Матвеевой Л.С., Тихоновой О.А., Арсеньевой Н.В., Банниковой Н.В.

Признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области выразившееся в неорганизации обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, расположенных по адресу: *, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Матвеевой Л.С., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Тихоновой О.А., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Арсеньевой Н.В., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Банниковой Н.В.

Возложить на Правительство Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков, расположенных по адресу: *, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Матвеевой Л.С., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Тихоновой О.А., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Арсеньевой Н.В., с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, принадлежащего Банниковой Н.В., на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно - технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

В окончательной форме решение принято 20.11.2019.

Судья И.А. Курцева