РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2022 года ....
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО3,
с участием помощника прокурора ....ФИО4,
представителя администрации Марковского муниципального образования ФИО5,
представителя заинтересованного лица ООО «НОРДВЕСТ» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора ...., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Марковского муниципального образования, главе администрации Марковского муниципального образования о признании решения о выдаче разрешений на строительства незаконными, отмене разрешений на строительство,
УСТАНОВИЛ
...., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, главе администрации Марковского муниципального образования, указав в обоснование заявленных требований, администрацией Марковского муниципального образования **/**/**** и **/**/**** выданы ООО «НОРДВЕСТ» разрешения на строительство объектов «Проект застройки участка в р..... с разработкой многоквартирной жилой блок-секции»:
№-RU№ от **/**/**** на строительство указанной блок - секции в соответствии с проектной документацией предполагается к строительству в границах земельных участков с кадастровыми номерами №;
№-RU№ от **/**/**** на строительство указанной блок - секции в соответствии с проектной документацией предполагается к строительству в границах земельных участков с кадастровыми номерами №.
В соответствии с Генеральным планом Марковского городского поселения, утверждённого Решением Думы Марковского муниципального образования от **/**/****№/Дгп (в ред. от **/**/****№/Дгп), правилами землепользования и застройки Марковского городского поселения, утв. Решением Думы Марковского муниципального образования от **/**/****№/Дгп (в ред. от **/**/****№/Дгп) вышеуказанные земельные участки расположены в границах функциональной, территориальной зон «Зона застройки малоэтажными жилыми домами 1-4 эт.».
Из анализа проектной документации следует, что строительство планируется поэтапно, в три этапа, в общем 71 жилая блок – секция. Органом местного самоуправления разрешение на строительство от **/**/****№RU№ было выдано в отношении 42 объектов капитального строительства, разрешение на строительство от **/**/**** 38-RU№ в отношении 19 объектов капитального строительства. Таким образом, органом местного самоуправления выданы отдельные разрешения на строительство в отношении части объектов капитальной строительства, включенных проектной документацией в состав 1, 2, 3 этапов строительства, предполагающих строительство 71 объекта капитального строительства.
Действующим законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено возможности выдачи разрешения на строительство в отношении части объектов капитального строительства, включенных в этап строительства.
Несоблюдение указанного условия влечет за собой строительство объектов капитального строительства, которые не могут эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, поскольку возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
В этой связи, строительство проездов (главной улицы, внутриквартальных проездов) с асфальтобетонным покрытием, спортивных и детских площадок, площадок для отдыха взрослого населения, стоянки автомашин выданными разрешениями на строительство не предполагается, поскольку рассмотренные разрешения на строительство выданы в отношении земельных участков, согласно проектной документации предназначенных для размещения непосредственно жилых блок-секций.
Анализ градостроительных планов земельных участков, на основании которых осуществлено проектирование жилой застройки, показал, что рассмотренные градостроительные планы содержат недостоверную информацию, в частности в целях подключения проектируемых объектов капитального строительства к сетям канализации ООО «Регион» выданы технические условия (кадастровый номер ОКС 38:06:000000:9199). В то время как разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, предполагающие строительство и ввод в эксплуатацию сетей канализации «ЖК Хрустальный» были отменены постановлением главы Марковского муниципального образования от **/**/****№, информация о вновь выданной разрешительной документации в отношении объекта сети канализации «ЖК Хрустальный» отсутствует.
При указанных обстоятельствах подключение строящихся жилых блок-секций к сетям канализации (кадастровый номер ОКС 38:06:000000:9199), невозможно, поскольку указанные сети в установленном порядке в эксплуатацию не введены, в связи с чем их эксплуатация не допускается.
Кроме того, проектная документация в нарушение статьи 52.1 ГрК РФ, пункта 15 Положения, не содержит сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (отсутствуют сведения о подключении к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи).
В нарушение норм, схема планировочной организации земельного участка, содержащаяся в проектной документации, не отражает границ земельного участка, предоставленного для размещения запроектированных объектов, что лишает возможности оценить соблюдение такого предельного параметра разрешенного строительства как «минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений».
Администрацией Марковского муниципального образования в нарушение частей 1, 7, 11, 13 ст. 51 ГрК РФ выданы разрешения на строительство в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, с учетом внесенных в нее изменений, в части объектов капитального строительства, включенных проектной документацией в состав одного этапа строительства, а также несоответствия проектной документации градостроительным планам земельных участков.
Строительство объектов капитального строительства в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, с учетом внесенных в нее изменений, несоблюдение требований градостроительного законодательства нарушает право на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц.
С учетом выявленных нарушений прокуратурой района **/**/**** принесены протесты на выданные разрешения на строительство №-RU№ от **/**/**** и №-RU№ от **/**/**** в адрес администрации Марковского муниципального образования.
По результатам рассмотрения протестов в удовлетворении требований прокурора администрацией Марковского муниципального образования **/**/**** отказано.
Просит признать незаконными решения администрации Марковского муниципального образования о выдаче ООО «НОРДВЕСТ» разрешений на строительство №-RU№ от **/**/****, №-RU№ от **/**/****, отменить разрешения на строительства строительство № от **/**/****, №-RU№ от **/**/****.
Помощник прокурора ....ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель администрации Марковского муниципального образования ФИО5 в судебном заседании требования признала.
Представитель заинтересованного лица ООО «НОРДВЕСТ» ФИО6 возражал против удовлетворения требований истца, принятия признания требований административного ответчика по доводам, изложенным в возражениях.
Административный ответчик глава Марковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц службы архитектуры ...., ООО «ГАБР», АО «Кубанский центр сертификации и экспертизы «Кубань-Тест», ООО «Регион» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
От ООО «ГАБР» поступили возражения на иск, в которых просит отказать в принятии признания административным ответчиком административных исковых требований.
В отзыве на иск ООО «Регион» указало, что право собственности на линейный объект зарегистрировано в установленном порядке, никем не оспорено, не признано отсутствующим.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия публичного органа, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов истца, либо лиц, в защиту прав которых подан административный иск.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки и межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами.
Установлено, администрацией Марковского муниципального образования **/**/**** и **/**/**** выданы ООО «НОРДВЕСТ» разрешения на строительство объектов «Проект застройки участка в р..... с разработкой многоквартирной жилой блок-секции»:
№-RU№ от **/**/**** на строительство указанной блок - секции в соответствии с проектной документацией в границах земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:010403:407, №;
№-RU№ от **/**/**** на строительство указанной блок - секции в границах земельных участков с кадастровыми номерами №.
В соответствии с Генеральным планом Марковского городского поселения, утверждённым Решением Думы Марковского муниципального образования от **/**/****№/Дгп (в ред. от **/**/****№/Дгп), правилами землепользования и застройки Марковского городского поселения, утв. Решением Думы Марковского муниципального образования от **/**/****№/Дгп (в ред. от **/**/****№/Дгп) вышеуказанные земельные участки расположены в границах функциональной, территориальной зон «Зона застройки малоэтажными жилыми домами 1-4 эт.».
В соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно пункту 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства. Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Из анализа проектной документации (шифр 7620-ПЗУ.Т) архитектурно- строительное проектирование осуществлено в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №, общая площадь которых составляет 17,6756 га. Указанная территория включает в себя земельные участки под малоэтажное (1-4 эт.) жилищное строительство, территорию под размещение одного детского сада на 250 мест (на площади земельного участка 20000 кв. м), территорию под ФАП (на площади земельного участка 1600 кв. м) с учетом размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с ведомостью жилых и общественных зданий и сооружений содержащейся в графических материалах проектной документации (76-20-ПЗУ.Т. 76-20-ПОС. Т); в составе первого этапа строительства предусмотрено строительство 21 жилой блок-секции (Тип «А» - 18 ед., Тип «В» - 2 ед., Тип «Г» - 1 ед.,); в составе второго этапа предусмотрено строительство 21 жилой блок-секции (Тип «А» - 15 ед., Тип «Б» - 1 ед., Тип «В» - 1 ед., Тип «Г» - 4 ед.,); в составе третьего этапе предусмотрено строительство 29 жилых блок-секций (Тип «А» - 19 ед., Тип «Б» - 8 ед., Тип «Г» - 2 ед.,). Всего проектной документацией в составе 1, 2, 3 этапа строительства предусмотрено строительство 71 жилой блок-секции.
Разрешение на строительство №-RU№ от **/**/**** выдано в отношении 42 объектов капитального строительства, разрешение на строительство №-RU№ от **/**/**** в отношении 19 объектов капитального строительства.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство в отношении части объектов капитального строительства, включенных в этап строительства. Несоблюдение указанного условия влечет за собой строительство объектов капитального строительства, которые не могут эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, поскольку возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
....ов (главной улицы, внутриквартальных проездов) с асфальтобетонным покрытием, спортивных и детских площадок, площадок для отдыха взрослого населения, стоянки автомашин, выданными разрешениями на строительство не предполагается, поскольку рассмотренные разрешения на строительство выданы в отношении земельных участков, согласно проектной документации предназначенных для размещения непосредственно жилых блок-секций.
Суд не может согласиться с позицией заинтересованного лица ООО «НОРДВЕСТ» о том, что этапы строительства предусмотрены исключительно в целях обоснования временных рамок строительства и максимального количества подлежащих строительству объектов, поскольку из представленных в материалы дела доказательств не следует, что каждый объект строительства (блок – секция) может эксплуатироваться автономно, независимо от строительства иных объектов капитального строительства, при проектировании каждой блок – секции были произведены расчеты и предусмотрена возможность подключения к инженерному оборудованию, сетям для дальнейшего ввода и эксплуатации.
То обстоятельство, что каждая блок-секция (многоквартирный дом) была запроектирована в рамках отдельного (самостоятельного) земельного участка, не свидетельствует о ее автономности и возможности эксплуатации отдельно без возведения всей очереди строительства.
Из анализа градостроительных планов земельных участков, на основании которых осуществлено проектирование жилой застройки, следует, что подключение проектируемых объектов капитального строительства будет осуществлено к сетям канализации ООО «Регион», выданы технические условия.
Установлено, что на момент рассмотрения дела разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, предполагающие строительство и ввод в эксплуатацию сетей канализации «ЖК Хрустальный» были отменены постановлением главы Марковского муниципального образования от **/**/****№.
Согласно информации, поступившей по запросу суда, **/**/**** от МУП «Водоканал» ...., объект, расположенный по адресу: ...., кадастровый №, не имеет непосредственного присоединения к сетям централизованной канализации, обслуживаемым МУП «Водоканал» ...., сеть локальная, используется для сбора хозяйственно – бытовых стоков от абонентов, расположенных в микрорайоне «Изумрудный» (ЖК «Хрустальный»), договоры в МУП «Водоканал» .... на подключение у централизованным сетям канализации, на прием сточных вод, проходящих через сеть канализации с кадастровым номером №, не заключались.
Из представленных документов, в том числе проектной документации, положительного заключения экспертизы не следует, что разрешении вопроса о подключении проектируемых объектов капитального строительства к сетям канализации ООО «Регион», учтены технические возможности данной сети.
В соответствии с подпунктом п) пункта 12 Положения раздел 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
В нарушение вышеуказанных норм схема планировочной организации земельного участка, содержащаяся в проектной документации, не отражает границ земельного участка, предоставленного для размещения запроектированных объектов, что лишает возможности оценить соблюдение такого предельного параметра разрешенного строительства как «минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений».
В нарушение частей 1, 7, 11, 13 ст. 51 ГрК РФ администрацией выданы разрешения на строительство в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, с учетом внесенных в нее изменений, в части объектов капитального строительства, включенных проектной документацией в состав одного этапа строительства, а также несоответствия проектной документации градостроительным планам земельных участков.
Строительство объектов капитального строительства в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, с учетом внесенных в нее изменений, несоблюдение требований градостроительного законодательства нарушает право на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц.
Наличие заключения негосударственной экспертизы, выданное АО «КЦСЭ «КТ» на разработанную ООО «ГАБР» для ООО «НОРДВЕСТ» проектную документацию, не свидетельствует об отсутствии установленных при рассмотрении дела нарушений, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу прямого указания, содержащегося в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных материалов следует, что выявлены нарушения, допущенные при выдаче разрешений на строительство, были прокурором при проведении проверки по жалобе ФИО7, поступившей в прокуратуру из СУ СК по .....
**/**/**** прокурором .... в адрес заявителя ФИО7 был дан ответ на обращение о законности выдачи разрешения на строительство.
**/**/**** прокурором .... принесены протесты на выданные разрешения на строительство в адрес администрации Марковского муниципального образования. **/**/**** в удовлетворении требований прокурора администрацией Марковского муниципального образования отказано. С исковым заявление прокурор обратился **/**/****, то есть в течение трехмесячного срока с момента отказа администрации в удовлетворении протестов прокурора, при указанных обстоятельствах, суд признает срок на обращения в суд с настоящим исковым заявлением не пропущенным.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными решения о выдаче разрешений на строительство, их отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора ...., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Марковского муниципального образования, главе администрации Марковского муниципального образования, удовлетворить.
Признать незаконными решения администрации Марковского муниципального образования о выдаче ООО «НОРДВЕСТ» разрешений на строительство №-RU№ от **/**/****, №-RU№ от **/**/****.
Отменить разрешения на строительство №-RU№ от **/**/****, №-RU№ от **/**/****.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен **/**/****.
Судья Т.Ю. Сорокина