ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-227/19 от 06.03.2019 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-227/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 06 марта 2019 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

при секретаре Андреевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведен анализ исполнения бюджетного законодательства в администрации МО «Покровский сельсовет». Установлено, что в настоящее время в МО «Покровский сельсовет» внешний финансовый контроль не осуществляется, контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности.

Отсутствие контрольно-счетного органа в Покровском сельсовете приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов МО Покровский сельсовет внесено представление «Об устранении нарушений бюджетного законодательства», в котором было указано на бездействие органа местного самоуправления по созданию контрольно –счетного органа. Представление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, в его удовлетворении отказано.

Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Покровского сельсовета Новосергиевского района по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля и возложить обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить указанные нарушения путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный контроль либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебное заседание административный истец, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Совета депутатов МО Покровский сельсовет – председатель Совета депутатов Панченко А.А. исковые требования не признал, поскольку Уставом МО Покровский сельсовет не предусмотрено создание контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний финансовый контроль. Имеется соглашение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции (далее - Закон N 131-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 38 Закона N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Законы N 6-ФЗ и N 131-ФЗ направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать правомерными доводы административного истца о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных законом N 6-ФЗ.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что в МО Покровский сельсовет в настоящее время внешний финансовый контроль не осуществляется, контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности. Отсутствие контрольно-счетного органа в Покровском сельсовете приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов МО Покровский сельсовет Новосергиевского района внесено представление «Об устранении нарушений бюджетного законодательства», в котором было указано на незаконность бездействия органа местного самоуправления по созданию контрольно-расчетного органа. Представление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, в его удовлетворении отказано.

Нормами Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования наделен специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций каким-либо комитетом представительного органа.

При этом суд учитывает, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не разрешает вопросы необходимости существования контрольно-счетного органа, а регламентирует общий порядок образования органов местного самоуправления, в связи с чем подлежит применению в системной связи с вышеперечисленным федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на представительный орган муниципального района обязанности создания контрольно-счетного органа, т.е. о понуждении органа местного самоуправления муниципального образования к соблюдению требований бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, либо передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы административного ответчика ошибочны, основаны на неверном понимании норм материального права, а потому судом отклоняются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля.

Обязать Совет депутатов МО Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства путем создания контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 06.03.2019 года

Председательствующий