2а-227/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23.06.2020 года с. Азово Омская область
Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Кулешова А.А., при секретаре Грановской Л.Б., помощника судьи Амержановой А.А., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса, с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 Фёдора А., ФИО6, ФИО4, ФИО7 к председателю постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО8, председателю Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО9, заместителю председателя Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО10 об оспаривании действий должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Члены инициативной группы граждан по реализации правотворческой инициативы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО6, ФИО4, ФИО7 обратились в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просят восстановить срок исковой давности и признать действия председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству Совета Шербакульского городского поселения ФИО8, председателя Совета Шербакульского городского поселения ФИО9, заместителя председателя Совета Шербакульского городского поселения ФИО10 по процедуре проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы, собранных в поддержку правотворческой инициативы, подготовки к рассмотрению проекта правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области», внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, нарушение порядка реализации правотворческой инициативы граждан, неправомерными.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 июня 2019 года состоялось общее собрание местного отделения ПП «Справедливая Россия» в Шербакульском районе Омской области, где представители от жителей р.п. Шербакуль обратились с просьбой оказать поддержку и содействие по реализации правотворческой инициативы граждан, заключающейся в несогласии с тем, что главы поселений и района избираются на основании конкурсного отбора кандидатур, т.к. конкурсные комиссии формируются в основном из заинтересованных лиц. Для того, чтобы граждане имели возможность воспользоваться своим избирательным правом, необходимо внести изменения в устав поселения. Т.к. сами жители с этими инициативами не справятся – нужна целенаправленная организованная помощь в реализации правотворческой инициативы граждан, согласно принятого Порядка на территории Шербакульского городского поселения. Общим собранием было принято решение поддержать предложение граждан и оказать содействие в образовании инициативной группы граждан для принятия, в конечном итоге, к рассмотрению органом местного самоуправления Шербакульского городского поселения проекта правового акта о внесении изменения в Устав Шербакульского городского поселения.
5 июля 2019 года обращение о регистрации правотворческой инициативы проекта правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поступило в Совет Шербакульского городского поселения, где было зарегистрировано 08.07.2019 г.
В соответствии с Порядком реализации правотворческой инициативы граждан, утвержденных Решением Совета Шербакульского городского поселения минимальная численность инициативной группы граждан, в поддержку инициативы должны составлять 3% от числа жителей Шербакульского городского поселения, обладающих избирательным правом (3% от 5752 граждан, т.е. 173 подписи). По состоянию на 29.07.2019 г. удалось собрать более двухсот подписей. Подписные листы в количестве 14, содержащие 214 подписей граждан по акту приема-передачи 30.07.2019 г. представлены в Совет Шербакульского городского поселения и вручены председателю постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству депутату ФИО8, которой не проведена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы. Акт проверки, заключение комиссии результатов проверки соблюдения порядка сбора подписей отсутствуют, вместе с итоговым протоколом не были направлены инициаторам выдвижения проекта правового акта, а также не представлены ни на заседании комиссии с участием членов инициативной группы 24.09.2019 г., ни на заседании сессии Совета 02.10.2019 г.
Заседание комиссии по вопросу рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы состоялось ...., где председатель комиссии и члены комиссии не подвергали сомнению порядок сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность подписей участников инициативы. После веских доводов представителей инициативной группы комиссия приняла решение внести Проект решения правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, на рассмотрение сессии Совета Шербакульского городского поселения. Поскольку проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления только после проверки представленных документов, то решение постоянной комиссии от .... о вынесении проекта правового акта на рассмотрение сессии Совета указывает на то, что проект правового акта представлен инициативной группой граждан без нарушений.
В соответствии со ст. 77 Регламента Совета в прениях выступает депутат – член соответствующей постоянной комиссии Совета, осуществлявший предварительное рассмотрение проекта правового акта. В нарушение требований законодательства выступление в прениях председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству либо члена постоянной комиссии, которые предварительно рассматривали и обсуждали проект правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, отсутствовал. Акты проверки, заключения комиссии, итоговый протокол результатов проверки соблюдения порядка сбора подписей, представлены не были. Председательствующая на сессии депутат ФИО10, она же исполняющая обязанности Председателя Совета Шербакульского городского поселения в своём выступлении подвергла сомнению честность, демократичность и объективность муниципальных выборов, тем самым, открыто проявив неуважение к избирателям. Взгляды ФИО10 вступают в противоречия с законодательством РФ и Конституцией РФ. ФИО10 безосновательно поставила под сомнение объективность представленных сведений инициативной группы по реализации правотворческой инициативы граждан. Действия (бездействия) административных ответчиков в процессе предварительного рассмотрения проекта правового акта, являются неправомерными, направлены на нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. Председательствующая на сессии Совета ....ФИО10 внесла предложение об отклонении проекта правового акта и поставила вопрос на голосование. Депутаты, присутствующие на заседании сессии, руководствуясь мнением председательствующего, проголосовали единогласно за отклонение проекта правового акта.
.... инициативная группа, через контактное лицо ФИО1 обратилась с запросом к Председателю постоянной комиссии ФИО8, Председателю Совета Шербакульского городского поселения (либо лицу его заменяющему) о предоставлении копий протоколов заседания постоянной комиссии Совета Шербакульского городского поселения, в том числе заседания комиссии от ...., связанных с вопросом рассмотрения проекта правового акта, с приложением к протоколам итогов рассмотрения комиссией вышеуказанного вопроса, а также иных документов, связанных с процедурой предварительного рассмотрения вопроса, с приложением повестки рассматриваемых вопросов, стенограммы доклада Председателя постоянной комиссии, Председательствующего заседания сессии. Однако, ответом от .... и Председателем постоянной комиссии ФИО8 и председателем Севета ФИО12 в выдаче копий запрашиваемых документов инициативной группе было отказано. эти действия должностных лиц Совета Шербакульского городского поселения лишили возможности своевременно обратиться с административным иском в суд. прокуратурой района .... в адрес Председателя Совета Шербакульского городского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений. Представление с участием прокурора рассмотрено на сессии Совета 20.12.2019 г. Контактном лицу инициативной группы граждан ФИО1.... вручено заказное письмо, содержащее только копию протокола заседания постоянной комиссии Совета от 24.09.2019 г., копи протокола заседания сессии Совета от .... Отсутствие запрашиваемых документов подтверждает факт нарушения процедуры соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы, собранных в поддержку правотворческой инициативы, а следовательно подтверждает и факт нарушения порядка реализации правотворческой инициативы граждан.
Волокита со стороны должностных лиц Совета Шербакульского городского поселения в предоставлении инициативной группе документов, необходимых для составления искового заявления в суд, повлекли нарушения сроков обжалования.
Действия (бездействия) Председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству Совета Шербакульского городского поселения ФИО8, Председателя Совета Шербакульского городского поселения ФИО9, Заместителя председателя Совета Шербакульского городского поселения ФИО10 являются неправомерными, поскольку повлекли за собой принятие решения, в виде отклонения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, что существенно нарушает права, свободу и законные интересы граждан.
Просят признать действия административных ответчиков по процедуре проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы, собранных в поддержку правотворческой инициативы, подготовки к рассмотрению Проекта правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области», внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, неправомерными.
Определением Азовского районного суда Омской области от 28.05.2020 г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Совет Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.
От административных ответчиков поступило заявление о прекращении производства по делу, поскольку истцами фактически оспариваются действия депутатов, которые носят внутренний, организационный характер деятельности Совета, и не связаны с наличием отношений «власть-подчинение». В силу положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат Совета депутатов не относится к должностным лицам органов местного самоуправления. В связи с чем, депутат представительного органа местного самоуправления (в том числе, который является председателем Совета депутатов) не наделен собственной компетенцией и не обладает властными полномочиями и, соответственно, не является субъектом, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок выступления граждан с правотворческой инициативой регламентируется ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ и Решением Совета Шербакульского городского поселения 09.12.2005 г. № 28. В вышеуказанном федеральном законе не предусмотрено право инициативной группы по обжалованию действий (бездействий) должностных лиц. Следовательно, административные истцы не уполномочены на предъявление заявленных исковых требований. Административное исковое заявление не подписано истцами ФИО13 и ФИО14, что влечет невозможность его рассмотрения.
От заинтересованного лица Совета Шербакульского городского поселения поступил отзыв, в котором указано, что действия председателя и депутатов Совета не могут быть оспорены по правилам главы 22 КАС РФ. Закрепленное статьями 46, 133 Конституции РФ, статьями 3,4. 128 КАС РФ право на доступ к правосудию не предполагает возможности обращения в суд любого лица по любому поводу, а реализация этого права осуществляется на основании норм федерального законодательства, принятых в развитие конституционных положений. Из положений статей 34, 35, 36, 37, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, а депутат является членом этого представительного органа, не наделен собственной компетенцией и не обладает властными полномочиями.
Административные истцы оспаривают действия по не проведению процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформлению подписных листов, достоверности подписей, по не предоставлению инициативной группе соответствующего акта проверки, заключения, итогового протокола. Однако, данные действия к компетенции депутатов не относятся. Последний не наделен полномочиями по самостоятельному проведению вышеуказанных действий и предоставлению каких-либо документов.
Совет считает, что не проведение оспариваемых действий и не предоставление документов не нарушают права и законные интересы заявителя и граждан. административные ответчики не создавали никаких препятствий для инициативной группы. Проект нормативного акта на заседание Совета был вынесен и рассмотрен. Отказ в утверждении изменений в Устав Шербакульского городского поселения инициативной группы не был оспорен в установленном порядке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивает на удовлетворении административного искового заявления в полном объёме, приведя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, кроме того отмечает, что обжалуются действия именно должностных лиц, а не действия Совета или главы поселения. Они не получили все документы, которые истребовали. Непонятно, как комиссия по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству могла заседать без членов инициативной группы. Неправомерные действия именно процедура проверки подписей, оформления подписных листов, достоверность подписи и нарушение порядка правил правотворческой инициативы. Это все связано с нарушением порядка реализации правотворческой инициативы граждан нормативного акта, который подписан. Также, им должны были выдать мотивированное решение, на что указал и прокурор.
Административный истец ФИО2 настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Административный истец ФИО3 настаивала на удовлетворении административных исковых требований, пояснив, что лично собирала подписи граждан, никаких нарушений не было, всем разъясняли, для чего собираются подписи. Голосов хватало.
Административный истец ФИО4 настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил, что заново проходить данную процедуру они не успеют, т.к. 13 сентября день общего голосования. Не надо лишать народ его законного права.
ФИО7, ФИО11, ФИО6 в судебном заседании участия не принимали, в адрес суда направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Заслушав административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административные истцы ставят вопрос о соблюдении процедуры порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы, собранных в поддержку правотворческой инициативы, подготовки к рассмотрению Проекта правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области», а также не получение ответа на их обращение Председателю постоянной комиссии, Председателю Совета.
Каких-либо внесудебных процедур для оспаривания данных действий действующим законодательством не предусмотрено. Иного судопроизводства для оспаривания действий (бездействий) органа местного самоуправления, которым, по мнению административных истцов, нарушены их права, кроме как в порядке, установленном КАС РФ, выбрано быть не могло. Обжалуемые действия (бездействия) носят персонифицированный характер, непосредственно касаются административных истцов, которые не являются депутатами.
В связи с чем производство по делу подлежит рассмотрению по существу.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
В силу п. 10 ч. 1 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. уставом муниципального образования должны определяться порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. (ч. 4 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. )
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. (ч. 5 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г.)
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть ( ч. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г.).
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (часть 2 статьи 46 названного федерального закона).
При этом в отношении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, являющейся одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в населения в осуществлении местного самоуправления, часть 2 статьи 26 того же федерального закона устанавливает требование об обязательном рассмотрении такого проекта органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения с обеспечением представителям инициативной группы граждан возможности изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта на заседании представительного органа.
Решением Совета Шербакульского городского поселения от 13 марта 2017 года № 102 утвержден Регламент Совета Шербакульского городского поселения в новой редакции. Деятельность Совета осуществляется путём проведения сессий Совета, заседаний постоянных и временных комиссий Совета (ст. 5). Правом правотворческой инициативы (инициативы принятия правовых актов) в Совете обладают инициативные группы граждан (п. «б» ч. 1 ст. 45). Субъект правотворческой инициативы, внесший в Совет проект правового акта, обязан назначить лицо, которому поручается представление правового акта в Совете. (ч. 5 ст. 45). Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Шербакульского городского поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.(ст. 11).
Порядок реализации правотворческой инициативы граждан утвержден Решением Совета Шербакульского городского поселения от 09.12.2005 года. Право на правотворческую инициативу реализуется гражданином путем сбора подписей за проект правового акта с последующей его передачей в орган местного самоуправления, в компетенции которого находятся вопросы, ставшие предметом правотворческой инициативы граждан. Сбор подписей, необходимых для внесения правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, начинается после регистрации в администрации Шербакульского городского поселения.(ст. 3) Проект правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которых относится рассмотрение соответствующего акта. в течение трех месяцев со дня его вынесения. Представителям инициативной группы граждан обеспечивается возможность изложения позиции при рассмотрении проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан (ст. 10).
Заявление о регистрации правотворческой инициативы проекта правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области» поступило в Совет Шербакульского городского поселения, где было зарегистрировано 08.07.2019 г.
Подписные листы в количестве 14 штук, содержащие 214 подписей граждан, представлены в Совет Шербакульского городского поселения по акту приёма-передачи от 30.07.2019 г.
Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству Совета Шербакульского городского поселения от 24 сентября 2019 года решено вынести проект решения «о внесении изменений и дополнений в Устав Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, в порядке реализации правотворческой инициативы граждан на рассмотрение сессии Совета Шербакульского городского поселения.
По данным Председателя Совета Шербакульского городского поселения в Совете Шербакульского городского поселения отсутствует комиссия по вопросу сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы граждан, в связи с чем акт проверки, заключение комиссии, итоговый протокол по проверки сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы граждан не составлялись.
Согласно протоколу заседания 52 сессии 3-го созыва Совета Шербакульского городского поселения 2 октября 2019 года на рассмотрение сессии вносился вопрос о внесении изменений в Устав Шербакульского городского поселения. На сессии присутствовала инициативная группа граждан, включая ФИО1, ФИО3, ФИО4 Для выступления по вопросу внесения изменений в Устав слово предоставлялось представителю инициативной группы граждан ФИО1, по вопросу выступала исполняющая обязанности председателя Совета Шербакульского городского поселения ФИО10, которая изложила свою позицию, заявляя о нецелесообразности предложенных изменений, мотивируя это экономией бюджета, низкой явкой на муниципальных выборах, тем, что переход к избранию через комиссию может открыть возможности для повышения эффективности органов местного самоуправления, т.к. комиссия состоит из опытных управленцев. Кроме того, сообщила о поступлении в Совет устных и письменных заявлений граждан о том, что тем недостаточно корректно была разъяснены ситуация при сборе подписей. За отклонение проекта Устава проголосовали все. Против, воздержавшихся - не было.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, проект устава был рассмотрен органом местного самоуправления – на сессии Совета, в течение трёх месяцев со дня его внесения, представитель инициативной группы граждан – ФИО1 представляла данный правовой акт на сессии Совета, изложила свою позицию при рассмотрении указанного проекта на сессии.
Оснований для признания неправомерной процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей участников инициативы, с возвращением на стадию проверки подписей нет, т.к. проект Устава уже рассмотрен на сессии Совета. Отсутствие указанных административными истцами документов, таких как акт проверки, заключение комиссии, итоговый протокол, не повлияло на включение в повестку сессии Совета проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, и вынесение его на рассмотрение. Действия Председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству ФИО8, в частности на заседании комиссии 24.09.2019 г., также не препятствовали реализации инициативы группы граждан. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления только после проверки представленных документов уполномоченным органом местного самоуправления. Поскольку состоялось решение постоянной комиссии от 24.09.2019 г. о внесении проекта правового акта на рассмотрение сессии Совета, то действия (бездействия) председателя постоянной комиссии не явились препятствием для рассмотрения вопроса обсуждения проекта Устава на сессии Совета.
Ссылка Председателем Совета Шербакульского городского поселения ФИО10 на поступление письменных и устных сообщений граждан дана только, после изложения своей позиции по обсуждаемому вопросу. Доказательств того, что это повлекло за собой принятие решения в виде отклонения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, не представлено, тем более суд не осуществляет проверку целесообразности решения депутатов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует.
Доводов о том, каким конкретно образом нарушены права административных истцов при участии членов инициативной группы, представителя инициативной группы на сессии Совета в административном иске не приведено, доказательств наступления для них негативных последствий в результате совершения оспариваемых действий не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьёй 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
На имя Председателя Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области прокурором района 10.12.2019 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, о необходимости предоставления запрашиваемых документов представителю инициативной группы граждан.
Представление прокурора рассмотрено 20 декабря 2019 года на сессии Совета Шербакульского городского поселения, с участием прокурора района, главы Шербакульского городского поселения, специалистов Шербакульского городского поселения.
Таким образом, действиям Председателя Совета уже была дана оценка прокурором района, что выразилось в направлении представления, направлении ответа по результатам проверки представителю инициативной группы, рассмотрения представления на сессии Совета. Все документы, которые составлялись, при их наличии, были направлены заявителю. В частности копия протокола заседания постоянной комиссии Совета от 24.09.2019 г., копия протокола заседания Сессии Совета от 02.10.2019 г., что не отрицается административными истцами. Не направление иных запрашиваемых документов по процедуре проверки подписей связано с тем, что данные документы не составлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 Фёдору А., ФИО6, ФИО4, ФИО7 в удовлетворении административного иска к председателю постоянной комиссии по социальным вопросам, законодательству и правотворчеству Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО8, председателю Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО9, заместителю председателя Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области ФИО10 об оспаривании действий должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Кулешов