Дело № 2а-227/2020
УИД 65RS0005-02-2020-000021-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года город Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Гаврилюк Н.А.,
при секретаре Шишкиной Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 4 декабря 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 АнатО.ча к комитету по управлению имуществом Корсаковского городского округа, Министерству экологии Сахалинской области, администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании отказов в согласовании и утверждении схем расположения земельных участков незаконными, возложении обязанности утвердить схемы расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к комитету по управлению имуществом Корсаковского городского округа, Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании отказов в согласовании и утверждении схем расположения земельных участков незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельных участков.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельных участков №, площадью 1 200 квадратных метров и №, площадью 600 квадратных метров, входящих в СНТ «Пограничник», на основании постановления мэра Корсаковского городского округа от 28 августа 2009 года № «О предоставлении гражданам в собственность для садоводства земельных участков в составе садоводческого некоммерческого товарищества «Пограничник» в районе бывшего пионерлагеря «Моряк» Корсаковского района Сахалинской области». Пунктом 2 постановления возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет земельных участков и государственную регистрацию права собственности. При подготовке схемы, кадастровым инженером скорректирована (установлена фактическая) площадь землепользования: участок № площадь 1 260 квадратных метров и участок № площадь 428 квадратных метров. Письмами администрации Корсаковского городского округа от 22 октября 2019 года № и № в утверждении схем отказано, а письмами Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 15 октября 2019 года № исх-3.28-9805/19 и № исх-3.28-9806/19 отказано в предварительном согласовании схем в связи с пересечением границ участков с землями лесного фонда. Указанные земельные участки образованы из земельного участка, находящегося у СНТ «Пограничник» (в/ч) в бессрочном и безвозмездном пользовании на основании Государственного акта на право пользования А-I № от 4 мая 1989 года. По сведениям ЕГРН земельный участок состоит на кадастровом учете с 4 мая 1989 года за номером №, площадью 45 000 квадратных метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: организация садоводческого товарищества. По сведениям Росреестра отсутствуют данные о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда, отсутствуют данные о наличии ограничений либо обременений земельного участка. К оспариваемым письмам Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не приложены кадастровые материалы, бесспорно свидетельствующие о пересечении границ испрашиваемых земельных участков или земельного участка СНТ «Пограничник» с земельными участками Корсаковского лесничества. Если права на земельные участки возникли до 1 января 2016 года, то при установлении их принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии – сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов. Утвержденная схема расположения земельного участка на КПТ является основанием для формирования межевого плана, на основании которого осуществляется постановка на кадастровый учет земельного участка. Отказав в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа лишил возможности осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право на переданные истцу в собственность земельные участки.
Определением суда от 10 февраля 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Корсаковского городского округа, департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, в качестве заинтересованных лиц ГКУ «Сахалинские лесничества» и СНТ «Пограничник».
26 июня 2020 года Министерство экологии Сахалинской области представило отзыв на административное исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласилось, указало, что ФИО2 подготовил схемы расположения земельных участков в целях их образования, то есть образования новых земельных участков, что не имеет отношение к представленному истцом в материалы дела Государственному акту на пользование землей.
14 августа 2020 года департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отказы в утверждении схемы расположения земельных участков, изложенные в письмах, направленных административному истцу основаны на законе, поскольку Министерство лесного и охотничьего хозяйства не согласовало схемы расположения земельных участков, в связи с их пересечением с землями лесного фонда Корсаковского лесничества.
Определением суда от 21 августа 2020 года статус административного ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области заменен на Министерство экологии Сахалинской области, в связи с переименованием.
Административный истец ФИО2, административные ответчики комитет по управлению имуществом Кораковского городского округа, администрация Корсаковского городского округа, департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, заинтересованные лица ГКУ «Сахалинские лесничества» и СНТ «Пограничник» в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1, пунктов 1 и 2 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Предоставление муниципальной услуги «Утверждением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий» осуществляется департаментом имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа (далее департамент) в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации Корсаковского городского округа от 28 января 2019 года № (далее регламент) и постановлением администрации Корсаковского городского округа № от 2 сентября 2019 года.
На основании части 4 подпункта 2.6.1 регламента для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет в администрацию, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что постановлением мэра Корсаковского городского округа от 28 августа 2009 года №ФИО2 предоставлены в собственность для садоводства земельные участки под №, площадью 600 квадратных метров и под №, площадью 1200 квадратных метров из земель войсковой части 2263 МО СССР (СНТ «Пограничник»), предоставленных на основании государственного акта на право пользования землей от 4 мая 1989 года А-I №.
Этим же постановлением на ФИО2 возложены обязанности произвести государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества (земельных участков) в Корсаковском районном филиале ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области, а также произвести государственную регистрацию права собственности в Корсаковском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области
10 сентября 2019 года ФИО2 обратился в администрацию Корсаковского городского округа с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на КПТ площадью 428 квадратных метров и 1260 квадратных метров для ведения садоводства в районе бывшего пионерлагеря «Моряк» Корсаковского района Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
На основании пункта 11 статьи 3.5 указанного федерального закона, основанием для отказа в утверждении схемы являются поступившие в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
В силу части 8 подпункта 2.8.2 регламента департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка в случае поступления в течение 30 ней со дня получения министерством лесного и охотничьего хозяйства схемы расположения земельного участка уведомление министерства лесного и охотничьего хозяйства об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка.
15 октября 2019 года Министерство лесного и охотничьего хозяйства письмами за исходящими номерами 3.28-9805/19 и 3.28-9806/19 отказала ФИО2 в согласовании схемы земельных участков площадью 428 квадратных метров и площадью 1260 квадратных метров, в связи с пересечением границ участков с землями лесного фонда Корсаковского лесничества.
22 октября 2019 года департаментом имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа за исходящими номерами 5.02-9707/19 и 5.02-9706/19 ФИО2 отказано в утверждении схемы испрашиваемых земельных участков.
Не согласившись, ФИО2 просит признать данные отказы административных ответчиков незаконными.
Нарушений порядка и сроков рассмотрения заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка департаментом имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа в судебном заседании не установлено, поскольку заявление рассмотрено в соответствии с требованиями регламента, а также с соблюдением положений, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и таковыми являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии оснований для возврата заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется. Согласование схемы в порядке, установленном настоящей статьей, не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком (пункт 10 ст. 3.5)
Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется данным Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Использование лесов в соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании Лесохозяйственного регламента, договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, решений органа исполнительной, власти о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка, договоров безвозмездного пользования лесным участком, а также проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушениями предусмотренных статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Довод стороны административного истца о том, что административным органом не представлено доказательств пересечения испрашиваемых ФИО2 земельных участков с землями лесного фонда, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
По сведениям Управления Росреестра по Сахалинской области, 31 октября 2006 года в кадастр недвижимости ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном земельном участке разрешенное использование: организация садоводческого товарищества, местоположение которого: <адрес>, декларированная площадь 45 000 квадратных метров, с кадастровым номером №. Границы объекта недвижимости не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке, категории: земли лесного фонда, разрешенное использование: лесной фонд, местоположение которого: <адрес>, декларированная площадь 1374135608 квадратных метров, с кадастровым номером №. Указанный земельный участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входили обособленные земельные участки. Впоследствии из данного земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах образовано 242 многоконтурных земельных участков.
28 февраля 2018 года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ФГБУ «Рослесинфорг» заключен государственный контракт № на оказание услуг по проведению лесоустройства на территории Корсаковского лесничества.
Директором департамента лесов министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области утвержден акт № 1-М/К/К от 14 декабря 2018 года, которым внесена документированная информация в государственный лесной реестр: таксационное описание Корсаковского лесничества, Корсаковского участкового лесничества, книга 1 (кв.кв. с 16 по 118), книга 2 (кв.кв. с 119 по 206), книга 3(кв.кв. с 207 по 291); план лесонасаждений Корсаковского лесничества, Корсаковского участкового лесничества, площадь 23040 га, масштаб 1:25 000; планшеты Корсаковского лесничества, Корсаковского участкового лесничества со 2 по 26, масштаб 1:10 000.
В судебном заседании специалист В. пояснила, что испрашиваемые административным истцом земельные участки полностью находятся в границах лесного фонда и наложены на лесной планшет.
Указанные пояснения подтверждаются представленными министерством скриншотами системы ИАС «Градоустройство» (квартальная сесть земель земельного фонда).
ФИО2 фактически постановлением мэра от 28 августа 2009 года были предоставлены земельные участки № площадью 600 квадратных метров и № площадью 1200 метров, тогда как с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков административный истец обращается с иной площадью: земельный участок площадью 428 квадратных метров, расположен в 205 квартале (части выделов 8,9,20) и земельный участок площадью 1260 квадратных метров, расположен в 205 квартале (часть выдела 20).
Согласно выписки из государственного лесного реестра, утвержденного министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, земельный участок 205 квартала (выделы 8,19,20) относится к землям Корсаковского лесничества, целевое назначение лесов – защитные леса, зеленые зоны, что подтверждается также картой – схемой расположения границ лесного участка от 7 февраля 2020 года.
Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Доказательства нахождения испрашиваемых земельных участков в границах лесничества в ходе рассмотрения дела уполномоченным органом были представлены, материалы лесоустройства и сведения, внесенные в государственный лесной реестр в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
С учетом приведенных правовых норм и на основании представленных в дело доказательств, включая картографические материалы, судом установлено, что границы испрашиваемых истцом земельных участков пересекают границы 205 квартала Корсаковских лесничеств, в связи, с чем Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа обосновано отказали ФИО2 в предварительном согласовании схем расположения земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков.
Требование ФИО2 о возложении на администрацию Корсаковского городского округа обязанности утвердить схемы расположения земельных участков № площадью 428 квадратных метров и № площадью 1260 квадратных метров, как вытекающее из требований об оспаривании отказов в предварительном согласовании схем расположения земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков, суд также оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 АнатО.ча к комитету по управлению имуществом Корсаковского городского округа, Министерству экологии Сахалинской области, администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании отказов в согласовании и утверждении схем расположения земельных участков незаконными, возложении обязанности утвердить схемы расположения земельных участков отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 сентября 2020 года.
Председательствующий Н.А. Гаврилюк