ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-227/20 от 27.04.2020 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2020 года г.Кимовск Тульской области

Судья Кимовского городского суда Тульской области Калачев В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело №2а-227/2020 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района об оспаривании бездействия, обязании обратиться в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды,

у с т а н о в и л:

Кимовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в необращении в Арбитражный суд Тульской области для взыскания задолженности по договору аренды муниципального имущества от 08.07.2013 . Обязать администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды муниципального имущества.

Административные исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района. Проверкой установлено, что администрацией не принимается мер к обеспечению поступления неналоговых доходов в бюджет муниципального образования. С ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» 08.07.2013 заключен договор аренды муниципального имущества №1. По состоянию на текущую дату имеется кредиторская задолженность ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» по арендной плате в размере 131666 рублей 62 копейки. Вместе с тем, вопрос о направлении искового заявления в арбитражный суд о взыскании указанной задолженности администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района не решен. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования. Непринятие органами местного самоуправления исчерпывающих мер по взысканию имеющейся задолженности по арендной плате и пополнению бюджета приводит к невозможности надлежащего решения вопросов местного значения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административному истцу и административному ответчику направлены копии определений о принятии административного дела и его подготовке, административному ответчику предложено в течение 10 дней со дня получения указанных копий определений представить в письменной форме в Кимовский городской суд Тульской области свои доказательства по делу (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а так же в связи с поступившим ходатайством истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, возражения относительно рассмотрения дела в таком порядке).

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Лавров В.А. представил письменное заявление, в котором указал, что не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

По ходатайству истца, в связи с отсутствием возражений представителя ответчика о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с определением судьи Кимовского городского суда от 23.03.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч.5.1 ст.292 КАС РФ сторонам предоставлен срок для представления в суд и направления ими друг другу доказательств, возражений относительно предъявленных требованийдо 08.04.2020, а также для предоставления в суд и направления друг другу дополнительно документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позициидо 24.04.2020.

Изучив административное исковое заявление, письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч.1 ст.45 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений и осуществлению бюджетного процесса. Частью 3 указанной статьи также закреплено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Согласно ст.62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46, 58, 63 и 63.1 настоящего Кодекса, в том числе за счет, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.

На основании ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, между администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» 08.07.2013 заключен договор аренды муниципального имущества №1. Согласно данному договору арендодатель предоставляет во временное владение и пользование для оказания услуг в сфере теплоснабжения населению и прочим потребителям муниципального образования Епифанское Кимовского района имущество (п.2.1. договора). Размер арендной платы в месяц составляет 30 833,33 руб. без учета НДС (п.5.2 договора).

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района. Проверкой установлено, что администрацией не принимается мер к обеспечению поступления неналоговых доходов в бюджет муниципального образования.

19.12.2019 межрайонной прокуратурой в администрацию муниципального образования Кимовский район внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Из сообщения администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района от 13.01.2020, адресованного заместителю Кимовского межрайонного прокурора, следует, что в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса РФ долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Представительный орган муниципального образования Епифанское Кимовского района не принимал решения о формировании бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 13.03.2019 разработка отдельного документа, устанавливающего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета, представляется излишней и Минфином России не планируется. На основании изложенного нет необходимости в разработке данного порядка на уровне муниципального образования. В целях недопущения нарушений бюджетного законодательства администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района на протяжении 2019 года принимались действенные меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате по договору аренды муниципального имущества от 08.07.2013 №1. Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2019 г. исковые требования АМО Епифанское к ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» удовлетворены. Задолженность по арендной плате ответчиком перед истцом за период, заявленный в иске, погашена полностью. С ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» судом взысканы пени в размере 38349 руб. 20 коп. В целях ликвидации образовавшейся задолженности по арендной плате в размере 177 499,83 руб. 11.09.2019 администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района в адрес ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» была направлена претензия о взыскании задолженности по арендной плате. 12.12.2019 администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района в адрес ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» также была направлена претензия о взыскании задолженности по арендной плате в размере 269 999,96 рублей. В результате проведенной администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района претензионной работы 13.12.2019 и 16.12.2019 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» частично ликвидирована задолженность по арендной плате на общую сумму 200 000,00 рублей.

Кимовской межрайонной прокуратурой установлено, что в настоящее время имеется кредиторская задолженность ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» по арендной плате в размере 131 666 рублей 62 копейки. Вместе с тем, вопрос о направлении искового заявления в арбитражный суд о взыскании указанной задолженности администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района не решен.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района обратиться в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды муниципального имущества от 08.07.2013 .

По смыслу ч.9 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, с учетом правового статуса административного ответчика, его реальных возможностей суд, определяет срок исполнения судебного решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района об оспаривании бездействия, обязании обратиться в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, выразившееся в необращении в Арбитражный суд Тульской области для взыскания задолженности по договору аренды муниципального имущества от 08.07.2013 .

Обязать администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды муниципального имущества от 08.07.2013 .

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий