ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-227/2016 от 01.06.2016 Казанского районного суда (Тюменская область)

№ 2а-227/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2016 года

село Казанское

Казанский район

Тюменская область

Казанский районный суд Тюменской области в составе

председательствующего судьи Первухиной Л.В.,

при секретаре Полукеевой Н.В.,

с участием представителя административного истца начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям ФИО1, заинтересованного лица – ФИО2, административного ответчика – прокурора Казанского района Тюменской области Пьянкова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям ФИО1 к прокурору Казанского района Тюменской области о признании незаконным и отмене представления,

установил:

Начальник Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене представления прокурора Казанского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям (далее – Пограничное управление) поступило представление от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Казанского района Тюменской области Пьянкова Е.А. об устранении нарушений законодательства о едином учёте преступлений, установленных в ходе осуществления прокуратурой Казанского района Тюменской области надзора за полнотой и достоверностью формирования документов первичного учёта дознавателями отдела дознания и административной практики Пограничного управления.

В представлении прокурор возлагает обязанности на начальника Пограничного управления: рассмотреть представление с обязательным участием представителя прокуратуры Казанского района, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их повторения впредь, за допущенное нарушение, старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Управления ФИО3, а также его непосредственного руководителя, привлечь к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный срок.

В обоснование своих требований прокурор приводит установленные им в ходе проверки факты игнорирования должностными лицами ОДАП Пограничного управления требований ст.4 Федерального закона от 29 января 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также установлены факты нарушения пунктов 45, 46 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений (далее- Положение), утвержденного совместным приказом Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений», выразившиеся в поступлении в прокуратуру Казанского района статистических карточек формы № 1.1 и № 3 по уголовным делам (приостановлено ДД.ММ.ГГГГ) и (приостановлено ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, что повлекло внесение в информационную базу указанных статистических документов по прошествии двух недель с даты принятия процессуального решения. Указанные нарушения стали возможны в результате халатного отношения к исполнению своих должностных обязанностей старшего дознавателя ОДАП Пограничного управления ФИО3, а также должностного лица непосредственно руководящего деятельностью дознавателей.

С представлением не согласен в полном объёме, поскольку п. 45 названного Положения регламентирует порядок и срок регистрации уголовного дела после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или его поступления по подследственности (подсудности), а п.46 - основания учёта уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений. Однако в представлении отсутствуют сведения о несвоевременной регистрации уголовного дела, порядок регистрации уголовных дел соблюден, так как в представлении имеется ссылка на порядковые номера уголовных дел (, ).

Необоснованным является обвинение прокурором должностных лиц ОДАП Пограничного управления во внесении «статистических документов» в информационную базу по истечении двух недель после принятия процессуальных решений и поступление их в прокуратуру Казанского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, повлекшем несвоевременный учёт сведений об уголовных делах и искажение государственной статистики.

Согласно п. 18 Положения, обязанность по незамедлительному учёту поступивших учётных документов, в том числе статистических карточек формы №1.1 и № 3, в рассматриваемом случае, возложена на Информационный центр УМВД России по Тюменской области. Конкретный срок, в течение которого учётные документы должны поступить прокурору либо в регистрационно-учётное подразделение от дознавателя, приказом о едином учёте преступлений не установлен.

Пунктом 17 Положения устанавливается обязанность дознавателя в течение суток направлять учётные документы (статистические карточки) в регистрационно-учётные подразделения, при этом указанный срок исчисляется с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу и подписания им соответствующих статистических карточек, и не зависит от даты принятия дознавателем процессуального решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу.

Однако в представлении прокурор подтверждает факт того, что статистические карточки формы №№ 1.1 и 3 в его адрес поступили ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, после чего незамедлительно подписаны и направлены в ОМВД России по Казанскому району для внесения в информационную базу соответствующего информационного центра, то есть требования, предусмотренные приказом о едином учёте преступлений, выполнены.

Таким образом, выводы прокурора о нарушении дознавателями ОДАП Пограничного управления требований действующего законодательства о едином учёте преступлений, изложенные в представлении, необоснованны.

Пограничное управление является пограничным органом федеральной службы безопасности и дознаватели ОДАП Пограничного управления, дислоцирующиеся в <адрес>, осуществляют предварительное расследование в форме дознания по подследственным уголовным делам на территории <адрес>. Согласно ст.24 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Нормативным актом, наделяющим прокуроров полномочиями по надзору за органами федеральной службы безопасности, является Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84, который, кроме того, разграничивает компетенцию прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур. Так, право осуществлять надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность и дознание, к которым относится и Пограничное управление, возложены на прокуроров субъектов Российской Федерации. В то время как полномочия по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Федеральной службы безопасности Российской Федерации, отнесены к компетенции военных прокуроров.

Пределы полномочий конкретного прокурора определяются местом органа прокуратуры, в котором он исполняет свои обязанности, в системе прокуратуры. Виды пределов прокурорского надзора установлены и регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В обжалуемом представлении прокурор указывает, что факты нарушения действующего законодательства о едином учёте преступлений выявлены прокуратурой Казанского района Тюменской области в ходе проверки в рамках осуществления надзора за полнотой и достоверностью формирования документов первичного учёта дознавателями ОДАП Пограничного управления. Осуществление надзора за исполнением названных законов и подзаконных актов относится к виду прокурорского надзора регламентированному главой 1 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и входит в юрисдикцию органов военной прокуратуры.

Таким образом, осуществление надзора за соблюдением дознавателями ОДАП Пограничного управления требований законодательства о едином учёте преступлений, обеспечением Федеральной службой безопасности Российской Федерации принципов закреплённых ст.4 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» выходит за пределы полномочий прокуратуры Казанского района Тюменской области.

Согласно Федеральному плану статистических работ, утверждённому Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, на Федеральную службу безопасности Российской Федерации, как на субъект официального статистического учёта, возложена обязанность обеспечения работы по формированию официальной статистической информации о количестве прибывших иностранных граждан в Российскую Федерацию и выехавших граждан Российской Федерации за границу, об осуществлении государственного контроля (надзора), а также об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то время, как обязанность по обеспечению работ по формированию официальной статистической информации о следственной работе и дознании, рассмотрении сообщений о преступлении, о преступлениях коррупционной направленности согласно Федеральному плану возлагается на Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая также относится к субъектам официального статистического учёта и обеспечивает исполнение принципов закреплённых Федеральным законом «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Кроме того, ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предписывает обязанности по ведению государственного единого статистического учёта заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также по установлению единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры, Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе издавать обязательные для органов государственной власти приказы по вопросам указанного статистического учета, к которым относится и совместный приказ о едином учёте преступлений, которым, в свою очередь, и руководствуются должностные лица ОДАП Пограничного управления при осуществлении деятельности по формированию государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учёта) с использованием документов первичного учёта (статистических карточек).

Соответственно именно Генеральная прокуратура Российской Федерации является ответственным органом в вопросах государственного единого статистического учёта, определяющим достоверность государственной статистики и уполномоченным, в случае выявления причин искажения показателей статистического учёта, издавать соответствующие приказы, в том числе устанавливающие срок и порядок предоставления должностным лицом производящим предварительное расследование по уголовному делу статистических карточек и надзирающему прокурору, и в регистрационно-учетное подразделение, и в информационный центр. Однако Генеральная прокуратура Российской Федерации такой срок не устанавливает, предъявляя требования лишь к сроку направления статистических карточек.

Требования прокурора, изложенные в представлении, носят обязательный характер для исполнения, поскольку буквальное толкование ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязывает орган или должностное лицо, в адрес которых внесено представление, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению указанных нарушений. За неисполнение этого требования должностное лицо или орган могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, если акт прокурорского реагирования не будет признан незаконным в судебном порядке.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась.

Просит признать представление прокурора Казанского района Тюменской области Пьянкова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ и изложенные в нём требования незаконными и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованное лицо – ФИО2 административные исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил, дополнительно пояснил, что постановления по уголовным делам о приостановлении производства по делу, копии материалов уголовного дела, а также статистические карточки формы №1.1 и №3 были направлены в адрес прокурора почтовой связью с целью проверки прокурором принятого решения в день вынесения процессуальных документов по указанным в представлении делам исходя из требований целесообразности. Сроков предоставления указанных документов прокурору законодательством не установлено. Если прокурор утверждает решение о приостановлении производства по делу, то статистические карточки им подписываются и направляются в Информационный центр, однако в соответствии с законодательством, дознаватель в течение судок должен направить статистические карточки в регистрационно-учетное подразделение. Оспариваемым представлением нарушены права начальника ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям, так как на него возложена незаконно обязанность по рассмотрению представления, по принятию мер к устранению выявленных нарушений, по привлечению дознавателя и его непосредственного руководителя, которым является начальник ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО2 к дисциплинарной ответственности.

Административный ответчик ? прокурор Казанского района Тюменской области Пьянков Е.А. в судебном заседании с заявленными в административном исковом заявлении требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в его письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что в соответствии с ч.3 ст.22, ч.1 ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор в случае установления факта нарушения действующего законодательства, вносит в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона. В ходе надзорной деятельности установлено, что нарушения допущены дознавателем Пограничного упрапвления. ФИО1 является начальником Пограничного управления, в связи с чем, представление внесено в его адрес.

Приказ Генерального прокурора от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» устанавливает пределы прокурорского надзора. Согласно данному приказу (п.6), надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, осуществляет военная прокуратура.

Вместе с тем, п.7.3 четко закрепляет, что в случаях обнаружения признаков преступления, при отдаленности или отсутствии специализированных прокуратур в районе совершения преступления, обеспечение надлежащего надзора за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность и дознание, которым является ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям в части расследования уголовных дел, возложено на прокуроров районов.

Военная прокуратура Тюменского гарнизона, осуществляющая непосредственный надзор за ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям на территории Тюменской области дислоцируется в г.Тюмени, структурных подразделений на территории Казанского района не имеет из чего следует, что осуществление надзора за дознавателями ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям при расследовании уголовных дел, о преступлениях совершенных на территории Казанского района Тюменской области, возложено на районную прокуратуру.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.01.2007 №282-ФЗ, статистическая отчетность формируется на основе принципа полноты и достоверности официальной статистической информации.

Обеспечение условий данного принципа возложено на субъекты официального статистического учета, одним из которых в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

На основании указанного распоряжения Правительства РФ ФСБ РФ формирует статистику о количестве прибывших иностранных граждан в Российскую Федерацию и выехавших граждан Российской Федерации за границу.

Уголовно-процессуальное законодательство (п.1 ч.3 ст. 150, п.3 ч.3 ст. 151 УПК РФ) закрепило обязанность за дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности расследовать уголовные дела о совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 322 УК РФ.

При расследовании уголовных дел о преступлениях предусмотренных ст.322 УК РФ - незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации формируется информация о лицах пересекающих границу Российской Федерации на незаконной основе, в число которых входят иностранные граждане и граждане Российской Федерации.

На основании ст.51 ФЗ «О прокуратуре РФ» на Генеральную прокуратуру РФ возложена обязанность вести государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.

Для полноценного и всестороннего исполнения требований указанной нормы существует приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 №39/1070/102/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее - Приказ).

Приказом утверждены формы статистических карточек, на основании которых в соответствующие Информационные центры вносятся сведения о преступлениях.

Также Приказ определяет порядок и сроки предоставления статистических карточек о постановке преступления на учет, при возбуждении уголовного дела (статистическая карточка 1.0), о результатах его расследования (статистическая карточка 1.1), о движении уголовного дела (статистическая карточка 3) и других учетных документов.

Приказом утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и преступлений - приложение №2 к Приказу.

Пункт 17 Положения определяет, что учетные документы (статистические карточки) в течение суток, за исключением выходных и праздничных дней, с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

Пункт 45 Положения устанавливает, что уголовное дело должно быть зарегистрировано по месту производства предварительного расследования в течение суток после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и согласования его с прокурором. Орган дознания одновременно с представлением учетного документа на преступление получает в регистрационно-учетном подразделении порядковый номер уголовного дела.

Пунктом 46 четко определены основания учета уголовных дел и впоследствии, принятых по ним процессуальных решений, среди которых имеется решение о приостановлении предварительного следствия.

Таким образом, у должностного лица, осуществляющего расследование уголовного дела, имеются 1 сутки для предоставления статистических документов с процессуальным решением надзирающему прокурору и еще 1 сутки после подписания указанных документов для передачи их в регистрационно-учетное подразделение.

Уголовные дела , находились в производстве старшего дознавателя ОДАП Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 о совершении иностранными гражданами преступлений, предусмотренных ст.322 УК РФ.

Дознавателем решения о приостановлении дознания по уголовным делам приняты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Статистические карточки формы №1.1 и №3 с решением о приостановлении дознания поступили в прокуратуру Казанского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, спустя более двух недель после принятия процессуальных решений.

Предоставление в учетно-регистрационное подразделение сведений о движении уголовных дел в указанные сроки привело к несвоевременному учету сведений об уголовных делах.

Более того, результаты расследования уголовного дела внесены в Информационный центр по окончанию отчетного периода - ДД.ММ.ГГГГ, что привело к искажению государственной статистики о результатах работы правоохранительных органов Тюменской области за год в целом.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзорной деятельности, прокуратурой района выявлялись подобные нарушения, допущенные дознавателями ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям. На тот момент, для недопущения аналогичных нарушений в будущем, в адрес руководителя была направлена информация. По результатам ее рассмотрения ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям пришли к выводу о том, что дознавателями нарушений не допущено.

Только после выявления в текущем году подобных нарушений, в адрес начальника ПУ ФСБ по Курганской и Тюменской областям направлен акт прокурорского реагирования, уже с требованием об их устранении, недопущении впредь и привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ФИО3, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, административное исковое заявление поддерживает в полном объеме (л.д.109).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона
от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" (далее- Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Согласно ст. 6 вышеупомянутого Закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Исходя из положений ст. 21 Закона о прокуратуре, предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

В силу ст.51 Закона о прокуратуре, Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.

Согласно п.6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 02.07.2015) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", осуществлять надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов возложено на военных прокуроров.

Вместе с тем, в соответствии с п..7,7.3 указанного выше Приказа, на прокуроров, в том числе, районов, возложена обязанность по обеспечению надлежащего надзора в случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям прокурором Казанского района Тюменской области внесено представление об устранении нарушений закона при производстве расследования уголовных дел в связи с установлением фактов нарушения действующего законодательства, требований ст.4 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.01.2007 г. №282-ФЗ, п.45 и п.46 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 г. №39/1070/102/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Указано, что в производстве у старшего дознавателя ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 находились уголовные дела , , срок по которым заканчивался ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, дознание по которым в указанное время приостановлено по п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ. Статистические карточки формы №1.1 и №3 с решением о приостановлении дознания поступили в прокуратуру Казанского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, после чего были незамедлительно подписаны и направлены в ОМВД России по Казанскому району, в информационную базу внесены спустя более двух недель после принятия процессуальных решений. Предоставление в учетно-регистрационное подразделение сведений о движении уголовных дел в указанные сроки привело к несвоевременному учету сведений об уголовных делах и исказило государственную статистику. (л.д.9-10).

В силу п.3 ч.3 ст.151 УПК РФ, дознание производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, начальником ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Казанского района Тюменской области направлены: постановление старшего дознавателя ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 о приостановлении дознания по уголовному делу , уголовное дело, карточки формы №1.1и №3. Данные документы согласно штампа входящей корреспонденции поступили в прокуратуру Казанского района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО2 в адрес прокурора Казанского района Тюменской области направлены: постановление старшего дознавателя ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 о приостановлении дознания по уголовному делу , уголовное дело, карточки формы №1.1 и №3. Данные документы согласно штампа входящей корреспонденции поступили в прокуратуру Казанского района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-76).

Статистические карточки были подписаны прокурором Казанского района Пьянковым Е.А. в день их поступления и направлены в регистрационно-учетное подразделение.

Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании участниками процесса.

Согласно ст.4 Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе: полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений" с 1 января 2006 года утверждены и введены в действие:

Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение N 1);

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение N 2);

Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3);

статистические карточки (приложение N 4), в том числе:

форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления;

форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела.

Так, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее- Положение) определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета. К учетным документам согласно п.2.7 относятся, в том числе, и статистические карточки (форма №1.1 – о результатах расследования преступления, форма №3 – о движении уголовного дела). Согласно п.2.4 объекты учета - преступление, лицо совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения. В силу п.2.8 учтенный объект – объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

В соответствии с п.3, п.4 Положения, субъектами регистрации являются в том числе, органы прокуратуры (включая военные прокуратуры), органы Федеральной службы безопасности (включая пограничные органы). Субъектами учета являются органы дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.

Раздел Ш регулирует учет преступлений. В силу п.17 Положения, учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

Регистрационно-учетные подразделения в течение суток <1> направляют все поступившие учетные документы в ИЦ, за исключением выходных и праздничных дней.

Допускается направление учетных документов на магнитных носителях либо по электронным каналам связи одновременно с направлением бумажного носителя почтой.

Так, разделом V Положения, состоящего из пунктов 45 и 46, регулируется порядок регистрации и учета уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений.

В силу п.п. 45,46 Положения, уголовное дело должно быть зарегистрировано по месту производства предварительного расследования в течение суток после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и согласования его с прокурором или поступления по подследственности или подсудности. Орган дознания, следователь одновременно с представлением учетного документа на преступление получает в регистрационно-учетном подразделении порядковый номер уголовного дела.

Основаниями учета уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений являются процессуальные решения, в том числе, о приостановлении предварительного следствия.

Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными старшим дознавателем отдела дознания и административной практике Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 дознание по уголовным делам и по преступлениям, предусмотренным ч.2 ст.322 УК РФ, приостановлены.

По указанным делам составлены статистические карточки формы № 1.1 и 3, которые ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, вместе с постановлениями о приостановлении дознания, уголовными делами направлены в адрес прокурора Казанского района Тюменской области, для проверки законности и обоснованности принятого решения, получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В соответствии с п.19 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов (далее - Инструкция), статистическая карточка формы N 1.1 учитывается ИЦ только при наличии подписи руководителя следственного органа, либо начальника подразделения дознания. Подпись прокурора в статистической карточке формы N 1.1 обязательна.

В соответствии с п.24 Инструкции, статистическая карточка формы N 3 составляется следователем, дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело, и представляется каждый раз при принятии, в том числе, процессуального решения о приостановлении производства по уголовному делу.

Исходя из анализа вышеприведенных требований нормативных актов в их совокупности, с учетом установленных судом обстоятельств, принимая во внимание общие принципы статистического учета (достоверность, своевременность предоставления сведений), суд приходит к выводу о том, что прокурор Казанского района, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законно и обоснованно выявив допущенные нарушения, внес представление в адрес начальника ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям в части нарушения сроков предоставления статистических карточек формы №1.1 и №3, установленных исходя из совокупности требований п.45 и п.46 Положения, требования рассмотрения оспариваемого представления и принятия конкретных мер к устранению выявленных нарушений и недопущению их повторения впредь.

Судом не установлено в этой части представления нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, создания препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, незаконного возложения каких-либо обязанностей.

Доводы представителя административного истца и заинтересованного лица ФИО2 об отсутствии у прокурора Казанского района полномочий на осуществление надзора за соблюдением дознавателя ОДАП ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям требований законодательства о едином учете преступлений не принимаются судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Вместе с тем, пункт 3 представления прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение старшего дознавателя ОДАП Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Курганской и Тюменской областям ФИО3, а также его непосредственного руководителя, по мнению суда не может быть признан законным в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что непосредственным руководителем старшего дознавателя ОДАП Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 является начальник отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО2.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ содержится требование о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение старшего дознавателя ОДАП Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Курганской и Тюменской областям ФИО3, а также его непосредственного руководителя (п.3 представления).

Между тем данные требования, содержащиеся в представлении прокурора, не соответствуют приведенным положениям Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих», военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Статьей 28.4, 28.9 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих в случае совершения дисциплинарного проступка.

Порядок и сроки рассмотрения командиром материалов о дисциплинарном проступке, а также виды решений, принимаемых командиром по результатам рассмотрения указанных материалов, определяются общевоинскими уставами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определен Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 года №1495.

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к военнослужащим мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора Казанского района императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности старшего дознавателя ОДАП Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3, а также его непосредственного руководителя, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих», Дисциплинарного Устава Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 г. N 84-0, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования в части признания незаконным представления в части требования о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение старшего дознавателя ОДАП Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Курганской и Тюменской областям ФИО3, а также его непосредственного руководителя, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218,226,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

Административное исковое заявление начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям генерала-майора ФИО1 о признании незаконным и отмене представления прокурора Казанского района Тюменской области Пьянкова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Признать незаконным представление прокурора Казанского района Тюменской области Пьянкова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение старшего дознавателя ОДАП Пограничного Управления Федеральной службы безопасности России по Курганской и Тюменской областям ФИО3, а также его непосредственного руководителя.

В остальной части заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.

Решение в окончательной форме изготовлено в печатном варианте 06 июня 2016 года.

Председательствующий судья:/подпись/

Копия верна.

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-227/2016 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.

Решение не вступило в законную силу

Судья Казанского районного суда

Тюменской области Л.В. Первухина