УИД 10RS0010-01-2021-000461-53
Дело № 2а-227/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2021 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательст-вующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с участием представителя административного ответчика по доверенности Андреевой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сойвио Любови Владимировны к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Сойвио Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указала, что вступившим в законную силу хх.хх.хх г. решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. взысканы с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «ЕИРЦ Олонецкого ГП» денежные средства в размере 1 822 573,58 руб. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. произведена замена стороны взыскателя на Сойвио Л.В. Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. произведена замена должника администрации Олонецкого городского поселения на администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее – Администрация). Исполнительный лист, выданный хх.хх.хх г., направлен в финансовый орган публично-правового образования Администрации для исполнения за счет казны муниципального образования, однако финансовым управлением Администрации от хх.хх.хх г.№ документы были возвращены в связи с тем, что финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования. В этой связи истцом исполнительный лист был направлен в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, однако документы были также возвращены со ссылкой на то, что исполнительный лист необходимо направить для исполнения снова в финансовое управление Администрации. После этого истцом повторно направлен исполнительный лист в финансовый орган Администрации. В связи с невыплатой в срок денежных средств вступившим в законную силу решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. взысканы с Администрации в пользу истца проценты за пользование денежными средствами по ч. 1 ст. 395 ГК РФ за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме 450 496,17 руб., а также за период с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства, а также расходы по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист по данному решению суда, выданный хх.хх.хх г., направлен в финансовый орган Администрации хх.хх.хх г.. До настоящего времени задолженность по исполнительным листам не погашена в полном объеме. С учетом изложенного, полагает незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении в установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) трехмесячный срок судебного решения на протяжении 7 лет, и просит суд признать незаконным бездействие Администрации по неисполнению в установленный законом срок решения Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, определения Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 на сумму 1 822 573,58 руб., а также решения Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу №, апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № на сумму 450 496,17 руб. и процентов, начиная с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства. Также просит возложить на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения путем совершения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации действий по включению в бюджет Олонецкого национального муниципального района взысканных указанными выше судебными постановлениями денежных сумм.
Истец Сойвио Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Андреева Я.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенном в отзыве на иск.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства № №-ИП, материалы гражданского дела №, рассмотренного Олонецким районным судом Республики Карелия, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-1846/2013 МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Сойвио (Буярова) Л.В.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» взыскана задолженность в сумме 1 822 573,58 руб. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. решение оставлено без изменения. Арбитражным судом Республики Карелия хх.хх.хх г. выдан исполнительный лист ФС №.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 произведена замена взыскателя по исполнительному листу ФС № с МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» на правопреемника Сойвио Л.В.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх г. на основании указанного исполнительного листа по заявлению Сойвио Л.В. от хх.хх.хх г. в отношении должника администрации Олонецкого городского поселения возбуждено исполнительное производство №-ИП. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 в удовлетворении заявления заместителя начальника ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия о процессуальном правопреемстве отказано, так как данным судебным постановлением установлено, что по состоянию на хх.хх.хх г. администрация Олонецкого городского поселения являлась действующим юридическим лицом, ее ликвидация не была завершена. Согласно протоколу заседания ликвидационной комиссии № от хх.хх.хх г. и письма администрации Олонеского городского поселения от хх.хх.хх г.№ задолженность по решению суда по делу № А26-2505/2014 включена в ликвидационный баланс.
В связи с установлением факта стадии ликвидации должника постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх г. исполнительное производство №-ИП окончено. Более исполнительный лист ФС № к исполнению в ОСП по Олонекому району УФССП России по Республике Карелия не предъявлялся.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу А26-2505/2014 Сойвио Л.В. отказано в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. определение отменено, произведена замена должника с администрации Олонецкого городского поселения на процессуального правопреемника – администрацию Олонецкого национального муниципального района. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от хх.хх.хх г. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. оставлено без изменения.
Сойвио Л.В. хх.хх.хх г. направила в Администрацию исполнительный лист ФС № и документы для его исполнения, однако письмом от хх.хх.хх г. Администрация возвратила Сойвио Л.В. исполнительный лист и иные приложенные к письму документы со ссылкой на то, что в соответствии с п. 4 ст. 242.2 БК РФ финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
В связи с возвратом Администрацией документов Сойвио Л.В. письмом от хх.хх.хх г. направила в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия исполнительный лист ФС № и иные необходимые документы для его исполнения, однако в ее адрес хх.хх.хх г. направлено уведомление о возврате исполнительного документа, в котором разъяснены положения БК РФ и необхо-димость предъявления исполнительного документа для исполнения в финансовое управление Администрации.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 разъяснено, что взыскание в пользу Сойвио Л.В. денежных средств в размере 1 822 573,58 руб. должно производиться за счет средств казны муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район».
В связи с неисполнением исполнительного документа решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., взысканы с Администрации в пользу Сойвио Л.В. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 450 496,17 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ, начиная с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства.
Письмами от хх.хх.хх г. Сойвио Л.В. направила в финансовый орган публично-правового образования Администрации исполнительные листы ФС № и ФС № с приложением иных документов, необходимых для исполнения исполнительных документов. Все документы получены Администрацией хх.хх.хх г., что подтверждается уведомлением о вручении и подтверждено представителем Администрации в ходе рассмотрения дела.
До настоящего времени решение Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 и решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № Администрацией не исполнены.
Полагая бездействие Администрации по исполнению судебных решений незаконным, Сойвио Л.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, АПК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ. В соответствии с положениями главы 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Согласно ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (п. 1).
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнительные листы ФС № по делу № А26-2505/2014 и ФС № по делу № соответствуют резолютивным частям решений и получены Администрацией хх.хх.хх г.. Следовательно, орган, исполняющий судебные акты, обязан был исполнить судебные постановления в срок не позднее хх.хх.хх г..
Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 разъяснено, что согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произве-дено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
При этом, как указано в данном постановлении Пленума, положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, финансовый орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Согласно ч. 7 ст. 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
В соответствии со ст. 6 БК РФ к финансовым органам относятся Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Из Положения о Финансовом управлении Администрации Олонецкого национального муниципального района следует, что Финансовое управление создано в соответствии с решением Совета Олонецкого национального муниципального района от 27.01.2010 № 4 и является финансовым органом Администрации, исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, подчиняется главе администрации района, реализует финансовую политику Олонецкого национального муниципального района и в пределах своей компетенции осуществляет бюджетный процесс, организует исполнение районного бюджета (п. 1.1).
Финансовое управление наделено правами юридического лица, имеет печать с собственным наименованием, угловой штамп, бланки, расчетный и другие счета в банковских учреждениях и органах федерального казначейства Российской Федерации, необходимые для его деятельности (п. 1.4).
Согласно п. 1.6 Положения Финансовое управление представляет интересы администрации района в арбитражном и третейских судах, судах общей юрисдикции по вопросам финансово-бюджетной сферы.
В соответствии с разделом 2 Положения основными задачами финансового управления являются:
- разработка и реализация в пределах своей компетенции финансовой и налоговой политики района;
- составление проекта бюджета, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении районного бюджета;
- совершенствование методики финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.
Исходя из положений раздела 3 Положения, Финансовое управление осуществляет следующие функции:
- организует бюджетный процесс в районе;
- разрабатывает основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики района;
- составляет проект районного бюджета и проект консолидированного бюджета района на очередной финансовый год, представляет его главе местного самоуправления для проведения публичных слушаний и внесения на рассмотрение Совета Олонецкого национального муниципального района;
- составляет и ведет бюджетную роспись районного бюджета;
- организует исполнение и исполняет районный бюджет;
- участвует в работе комиссии Администрации и Совета Олонецкого национального муниципального района по финансовым вопросам, дает свои заключения по рассматриваемым вопросам;
- рассматривает обращения налогоплательщиков и иных лиц и дает заключения по вопросу целесообразности предоставления льгот по местным налогам.
В соответствии с п. 4.2.2 Положения Финансовое управление обязано соблюдать требования действующего законодательства и правовых актов органов местного самоуправления района по вопросам деятельности финансового управления.
Структуру финансового управления составляют: начальник финансового управления, бюджетный отдел, отдел учета и контроля (п. 5.1). Ответственность за деятельность финансового управления возлагается на начальника управления, Финансовое управление несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством (п. 6.1, 6.2).
Таким образом, Финансовое управление Администрации является юридическим лицом, наделенным соответствующей компетенцией по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций бюджета муниципального района, по санкционированию оплаты денежных обязательств и, соответственно, лицом, обязанным исполнять судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования. Администрация в данном случае является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку не является финансовым органом.
Согласно п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В ч. 2 ст. 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В соответствии с п. 1 ст. 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.
В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Следует отметить, что бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ).
В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абз. 10 ст. 6, абз. 1 п. 3 ст. 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представи-тельным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст. 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, положения п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения – при возникновении такой необходимости – бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
При таких обстоятельствах, поскольку надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является Финансовое управление Администрации, с учетом положений ч. 1 ст. 178 КАС РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Администрации, не имеется.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлено в действиях участников процесса признаков преступления, оснований для принятия мер реагирования путем направления сообщения об этом в органы дознания или предварительного следствия в соответствии с ч. 4 ст. 200 КАС РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Сойвио Любови Владимировны к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
Копия верна. Судья И.А. Курсов
Мотивированное решение суда изготовлено 16.04.2021.