ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2281/2032-2022 от 30.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-2281/32-2022

46RS0030-01-2022-003016-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего и.о.судьи Ленинского районного суда г. Курска Дмитричевой В.М.,

при помощнике Арепьеве Н.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котова Игоря Жановичу к генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Курской области, генеральному прокурору Краснову И.В., прокурору Курской области Цуканову А.Н., первому заместителю прокурора Курской области Орлову Р.В., заместителю прокурора Курской области Кочергину С.В. о признании незаконным бездействия

У С Т А Н О В И Л:

Котов И.Ж. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с административным исковым заявлением к прокуратуре Курской области, генеральному прокурору Краснову И.В. о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении права на личное обращение. При этом указав, что, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в организации личного приема прокурором области, он намерен был обжаловать ответ первого заместителя прокурора Курской области Орлова Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ, и заключение о прекращении переписки от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать бездействие незаконным, и обязать прокуратуру Курской области осуществить запись на прием к прокурору Курской области Цуканову А.Н., первому заместителю прокурора Курской области Орлову Р.В., заместителю прокурора Курской области Кочергину С.В., на генерального прокурора возложить обязанность организовать работу в строгом соответствии с законом.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены: генеральная прокуратура РФ, прокурор Курской области Цуканов А.Н., первый заместитель прокурора Курской области Орлов Р.В., заместитель прокурора Курской области Кочергин С.В.

В судебном заседании административный истец Котов И.Ж. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям и просил их удовлетворить.

Административные ответчики генеральная прокуратура РФ, прокурор Курской области Цуканов А.Н., первый заместитель прокурора Курской области Орлов Р.В., заместитель прокурора Курской области Кочергин С.В., генеральный прокурор Краснов И.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель прокуратуры Курской области, генеральной прокуратуры РФ по доверенностям Белых В.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку требования административного истца являются необоснованными, не указано какие права административного истца нарушены.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45 утверждена «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», которая разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно п. 7.4 Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Пунктом 7.8 Инструкции регламентировано, что ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с п. 7.11 Инструкции учет обращений и граждан, обратившихся на прием, ведется в компьютерной базе данных либо в книге регистрации приема посетителей согласно приложению.

Организация приема граждан в прокуратуре Курской области регламентирована приказом прокурора Курской области № 37 от 10.05.2017 года «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Курской области.

В соответствии с п. 24 указанного Приказа в аппарате прокуратуры области прием граждан, должностных и иных лиц организуется организационно-контрольным отделом, который составляет график приема, утвержденного прокурором области.

График приема граждан дежурного прокурора установлен пунктом 25 Приказа.

Согласно п. 26 Приказа дежурный прокурор в случае обращения гражданина на личный прием к прокурору области информирует об этом прокурора организационно-контрольного отдела, который определяет наличие или отсутствие оснований для приема граждан прокурором области, при отсутствии оснований для личного приема прокурором области, прокурор организационно-контрольного отдела дает заявителю соответствующее устное разъяснение.

В соответствии п. 27 указанного Приказа прокурор области ведет прием граждан каждую среду с 09 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 13 час. 45 мин. до 18 час. 00 мин.

Первый заместитель прокурора области ведет прием граждан каждый вторник с 09 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 13 час. 45 мин. до 18 час. 00 мин., заместители прокурора области ведет прием граждан каждый понедельник и четверг с 09 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 13 час. 45 мин. до 18 час. 00 мин

В силу положений п. 33 Приказа прием прокурором области осуществляется по жалобам, ответы на которые ранее давались заместителями прокурора области, руководителями подразделений аппарата прокуратуры области, старшими помощниками прокурора области, а также по обращениям, содержащим сведения о наиболее грубых нарушениях закона, права и свобод человека и гражданина. Прием может быть организован и по иным вопросам, требующим непосредственного вмешательства прокурора области в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013г. .

Пунктом 33.1 Приказа установлено, что личный прием прокурора области организует работник организационно-контрольного отдела.

Прием заместителями прокурора области в соответствии с пп. 34.1 пункта 34 Приказа организуется дежурным прокурором, который докладывает заместителю прокурора области суть жалобы. При отсутствии оснований для приема граждан заместителем прокурора области дежурный прокурор дает заявителю соответствующее устное разъяснение.

П. 34 Приказа установлено, что прием заместителями прокурора области осуществляется по обращениям, ответы на которые ранее давались руководителями подразделений аппарата прокуратуры области.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прием в прокуратуре Курской области осуществлял дежурный прокурор области.

Как следует из книги регистрации приема посетителей прокуратуры Курской области Котов И.Ж. ДД.ММ.ГГГГ не обращался на прием к дежурному прокурору прокуратуры Курской области по вопросу записи его на прием к прокурору Курской области или заместителям прокурора области.

Так, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Никитина Д.М. – прокурор организационно-контрольного отдела прокуратуры Курской области, показала, что ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня на рабочий телефон поступил звонок от Котова И.Ж. с телефона охраны. Он пояснил, что пришел на прием к прокурору Курской области и попросил спуститься к нему, чтобы начать процедуру подготовки к приему. Котов И.Ж. предъявил заключение о прекращении переписки подписанное первым заместителем прокурора Курской области. В соответствии с указанием прокурора Курской области разъяснения дает лицо, подписавшее документ и Котову было разъяснено, что он вправе обратиться к первому заместителю прокурора Курской области. Котов И.Ж. возмутился, и в итоге ушел. Иных документов, кроме заключения о прекращении переписки не предъявлял.

Данные показания свидетеля последовательны, непротиворечивы и подтверждены соответствующими письменными доказательствами, а именно книгой регистрации приема посетителей, сообщением начальника организационно-контрольного отела Горетого В.В. на имя начальника гражданско-судебного отдела.

В суде также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Котов И.Ж. обращался на прием к дежурному прокурору прокуратуры Курской области по вопросу личного приема заместителем прокурора, дежурным прокурором Рюмшиным А.М. разъяснено, что заместитель прокурора на совещание, может принять по окончанию. Котов не дождавшись, ушел.

Довод Котова И.Ж. о том, что имелись все основания для принятия его на личном приеме прокурором области ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Довод Котова, что им прокурору организационно-контрольного отдела прокуратуры Курской области Никитиной Д.М. предоставлялся ответ первого заместителя прокурора Курской области Орлова Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ является голословным и ничем не подтвержден.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, что у Котова И.Ж. имелись ДД.ММ.ГГГГ основания, предусмотренные ст. 33 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, для личного приема прокурором Курской области Цукановым А.Н. либо его заместителями.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. То есть закон устанавливает императивность наличия совокупности одновременно двух условий.

Административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав (при наличии предусмотренных законом оснований Котов И.Ж. не лишен права и возможности вновь обратиться в прокуратуру Курской области по вопросу записи его на личный прием к прокурору области, либо заместителям прокурора области), оснований для записи Котова И.Ж. на личный прием к прокурору Курской области, заместителям прокурора области ДД.ММ.ГГГГ не имелось, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований как о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении права на личное обращение, так и возложении обязанности осуществить запись на прием к прокурору Курской области Цуканову А.Н., первому заместителю прокурора Курской области Орлову Р.В., заместителю прокурора Курской области Кочергину С.В., на генерального прокурора возложить обязанность организовать работу в строгом соответствии с законом не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Котова Игоря Жановичу к генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Курской области, генеральному прокурору Краснову И.В., прокурору Курской области Цуканову А.Н., первому заместителю прокурора Курской области Орлову Р.В., заместителю прокурора Курской области Кочергину С.В. о признании незаконным бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, с которым могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: