ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2283/19 от 05.06.2019 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2283/2019

22RS0066-01-2019-002135-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июня 2019 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Рише Т.В.,

при секретаре Оленберг О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее Комитет) от 27.03.2019 №160/4-254ж/01-19 об отказе внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес>; обязать Комитет устранить нарушения права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, в части установления территориальной зоны Ж.4, предназначенной для индивидуальной жилой застройки в отношении земельного участка по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 27.03.2019 ей получено решение Комитета об отказе внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес> В основу решения положено расположение спорного земельного участка в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.

В свою очередь решением Алтайского краевого суда по делу №3а-823/2017 решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (ред. от 28.10.2016) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» (далее – Правила) в части установления территориальной зоны Р.1 (зона городских парков, садов, скверов) в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка, на котором расположен жилой дом, по адресу: <адрес> признано недействующим.

Административный истец полагает, что оснований для отказа внесения изменений в Правила в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка у административного ответчика отсутствовали.

Отказ нарушает права как собственника жилого дома, фактически использующего расположенный под ним земельный участок и препятствует реализации интересов на получение в собственность земельного участка.

В порядке подчиненности жалоба не подавалась.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена телефонограммой, направила в суд своего представителя ФИО2, которая на удовлетворении административных исковых требованиях настаивала по вышеизложенным основаниям, показала, что зона Р.1 в границе земельного участка отменена решением Алтайского краевого суда, право собственности на жилой дом не оформлялось.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, показала, что вопрос о внесении изменений в Правила относится к полномочиям иных органов, решение Алтайского краевого суда от 2017 года было исполнено, в настоящее время действует другая редакция, в связи с чем был дан соответствующий ответ содержащий сведения о зоне Р.1.

Суд с учетом положений ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд, а соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина. Отсутствие такой совокупности влечет отказ в удовлетворении требований.

Согласно положениям частей статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела оспариваемые решение Комитета вынесено 27.03.2019, с настоящим иском административный истец обратилась в суд 07.05.2019, препятствий для разрешения административного дела по существу не имеется.

Из материалов дела усматривается и установлено решением Алтайского краевого суда от 29.09.2017 №3а-823/2017 земельный участок примерной площадью по данным технического учета 771,50 кв.м. и расположенный на нем самовольно возведенный жилой дом 1967 года постройки, расположенные по адресу: <адрес> находятся в фактическом пользовании ФИО1 Административный истец проживает в жилом доме.

Как следует из материалов дела ФИО1 обращалась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением в котором просила признать недействующим решение Барнаульского городской Думы от 09.10.2012 № 834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части отдельных положений.

Алтайский краевой суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку препятствует реализации предусмотренного законом прав на приобретение земельного участка в собственность, в связи с чем признал решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 «Об отверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» (в редакции от 14.08.2017) в части установления территориальной зоны Р.1 (зона городских парков, садов, скверов) в границах находящегося в пользовании ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Распоряжением администрации города Барнаула от 26.11.2018 предварительно согласовано предоставление без проведения торгов земельного участка ориентировочной площадью 0,0703 га по адресу: <адрес>

ФИО1 обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности.

Согласно письменному ответу от 21.02.2019 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города из сведений ЕГРН следует, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не установлено. Дополнительно сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (в редакции решения от 05.10.2018 №183), испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой территориальная зона не определена. Градостроительный регламент в границах территории, для которой территориальная зона не определена, не установлен. В целях установления определенной территориальной зоны рекомендуют обратиться в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

27.02.2019 ФИО1 обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением, в котором просила определить территориальную зону земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер

Письмом от 27.03.2019 N 160/4-254ж/01-19 Комитет сообщил, что вопрос рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта Правил. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Согласно Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 № 245, земельный участок по указанному адресу расположен в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования. На основании изложенного комиссией рекомендовано установить в отношении земельного участка по адресу: <адрес> территориальную зону городских парков, садов, скверов (р.1). Данное предложение будет учтено при ближайшем внесении изменений в Правила.

На основании п. 1.1 Положения о Комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.07.2010 №333, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности.

В силу п. 3.10 указанного Положения в пределах своей компетенции Комитет осуществляет рассмотрение и проверку проекта Правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - города Барнаула, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), на которой устанавливаются границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ). Действующим законодательством прямо предусмотрено, что Правила должны соответствовать Генеральному плану в части функционального зонирования территории.

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон учитываются на карте градостроительного зонирования.

Карта градостроительного зонирования представляет собой карту, на которой отображаются границы территориальных зон и их кодовые обозначения, а также границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.

Исходя из положений части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, карта градостроительного зонирования является составной частью Правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В городе Барнауле Правила землепользования и застройки утверждены решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края".

Статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопросы утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления – Барнаульской городской Думы (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из административного искового заявления ФИО1 просит признать незаконным решение Комитета от 27.03.2019 №160/4-254ж/01-19 об отказе внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес>; обязать Комитет устранить нарушения права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, в части установления территориальной зоны Ж.4, предназначенной для индивидуальной жилой застройки в отношении земельного участка по адресу: <адрес>

На данных требованиях наставила и в ходе рассмотрения дела представитель административного истца.

Таким образом, рассматривая требования административного истца в заявленных пределах, суд приходит к следующему.

В силу ст. 9 Правил Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Комиссия по подготовке проекта Правил) создается в целях организации разработки проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - проект Правил), внесения в них изменений, а также проведения общественных обсуждений по проекту Правил (ч. 1).

Комиссия по подготовке проекта Правил является постоянно действующим органом, состав и порядок деятельности утверждается постановлением администрации города (ч. 2).

Комиссия по подготовке проекта Правил принимает решения по следующим вопросам: 1) организация подготовки проекта Правил, а также его доработки в случае несоответствия проекта Правил требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, схемам территориального планирования городского округа - города Барнаула, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации; 2) рассмотрение предложений о внесении изменений в Правила и подготовка соответствующего заключения (ч. 3).

После завершения общественных обсуждений по проекту Правил Комиссия по подготовке проекта Правил с учетом результатов таких общественных обсуждений обеспечивает внесение изменений в проект Правил и представляет указанный проект главе города. Протоколы общественных обсуждений по указанному проекту и заключение о результатах таких общественных обсуждений являются обязательными приложениями к проекту Правил, за исключением случаев, если их проведение не требуется (ч. 4).

Подготовка и утверждение Правил, а также внесение в них изменений осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (5).

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен ст. 31 - ст. 33 ГрК РФ.

Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).

Как следует из положений частей 5 и 6 ст. 31 ГрК РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

В силу указанных выше положений закона принятие решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила находится в компетенции Главы местной администрации.

Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края создана в целях организации разработки проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, внесения в них изменений, а также проведения общественных обсуждений по проекту Правил. Комиссия является постоянно действующим органом (п. 1.1 Постановления Администрации города Барнаула от 10.12.2018 N 2049 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края").

Согласно материалам дела административный истец обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства Комитет не уполномочен на внесение изменений в Правила землепользования и застройки.

Кроме того, в обжалуемом письменном ответе Комитетом доведено до сведения административного истца, что комиссией рекомендовано установить в отношении земельного участка по адресу: г. <адрес> территориальную зону городских парков, садов, скверов (Р.1), однако данный ответ не может расцениваться как нарушающее права истца, учитывая не только рекомендательный характер этого решения, но и то обстоятельство, что соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки вносятся представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, указание в письменном ответе о рекомендации установить в отношении земельного участка территориальную зону Р.1 само по себе не влечет изменения территориальной зоны.

Разрешая заявленные ФИО1 требования об обязании Комитета внести изменения в Правила в части установления территориальной зоны Ж.4, суд приходит к выводу, что данные требования также не подлежат удовлетворению, поскольку из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.

При вынесении решения суд не учитывает довод стороны административного истца о том, что ФИО1 лишена возможности получить в собственность земельный участок, поскольку действующим законодательством установлена процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки, кроме того, административный истец не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган повторно.

Указание в письме Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об обращении в целях установления территориальной зоны в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города, и обращение административного истца в Комитет с учетом норм действующего законодательства и исходя из обстоятельств дела не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований вышеизложенные и иные доводы представителя административного истца о незаконности решения Комитета.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого письменного ответа (решения) требованиям закона и нарушение этими ответом прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Таким образом, исходя из заявленных пределов, требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства не привлеченного к участию в деле ФИО4 о вступление в дело в качестве административного истца, поскольку ФИО1 обжалуется ответ на ее обращение, сведений о наличии права собственности на объект недвижимости – жилой дом в материалы дела заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Рише