Дело № 2а-2283/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Федотовой С.В.
с участием представителя истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного общества «Муссон-Тур» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованное лицо - Правительство Севастополя об оспаривании нормативной оценки земли,
установил:
Акционерное общество «Муссон-Тур» обратилось в суд с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, просит установить нормативную цену принадлежащих обществу земельных участков, расположенных в <адрес>, на уровне 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, что составляет 55 112 204,25 рублей для земельного участка общей площадью 53133 кв.м кадастровый номер участка 91:04:005002:137 и 11 101 686,75 рублей - для земельного участка общей площадью 10703 кв.м кадастровый номер участка №
Исковое заявление обосновано тем, что 17.03.2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя Акционерному Обществу «Муссон-Тур» выданы две справки о нормативной цене земельного участка по состоянию на 01.01.2015 года, согласно которым Акционерному обществу «Муссон-Тур» определена нормативная цена земельного участка общей площадью 53133 кв.м., предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость», в размере 442 534 130,40 рублей, а также определена нормативная цена земельного участка общей площадью 10703 кв.м., предназначенного для обслуживания пляжа, в размере 89 143 146,40 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с проведенной по заказу Акционерного общества «Муссон-Тур» ООО «Севастопольская экспертная компания» оценкой рыночной стоимости земельного участка общей площадью 63836 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в том числе участка № общей площадью 53133 кв.м кадастровый номер участка № и участка № общей площадью 10703 кв.м кадастровый номер участка 91:04:005002:138, среднее значение рыночной стоимости для типичных земельных участков соответствующего целевого назначения определено в размере 1383 руб/кв.м.
По мнению истца, поскольку на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли не должна превышать 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, то нормативная цена земельных участков, принадлежащих АО «Муссон-Тур», не должна превышать 1037,25 рублей за один квадратный метр.
АО «Муссон-Тур» считает, что установленная Управлением государственной регистрации права и кадастра <адрес> нормативная цена на принадлежащие обществу земельные участки превышают 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, то есть основания для установления нормативной цены принадлежащих обществу земельных участков на уровне 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, что составляет 55 112 204,25 рублей для земельного участка общей площадью 53133 кв.м кадастровый номер участка 91:04:005002:137 и 11 101 686,75 рублей для земельного участка общей площадью 10703 кв.м кадастровый номер участка №
В судебном заседании представитель истца иск поддержал по изложенным основаниям.
Ответчик - Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя и заинтересованное лицо – Правительства Севастополя о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки представителей суд не известили, письменных возражений на иск не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ без их участия.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
Акционерному обществу «Муссон-Тур» на основании Государственного акта II-КМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией, принадлежит на праве постоянного пользования земельный участок площадью 6,3836 га для обслуживания строений и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» и обслуживания сооружений пляжа с отнесением этих земель к землям населенных пунктов рекреационного назначения (л.д.11-14).
Как следует из содержания Государственного акта II-КМ №, землепользование АО «Муссон-Тур» состоит из двух участков: участок № площадью 5,3133 га, предоставленный для обслуживания детского оздоровительного лагеря «Радость», а также участок № площадью 1,0703 га, предназначенный для обслуживания сооружений пляжа.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставленное ранее Акционерному обществу «Муссон-Тур» на основании Государственного акта II-КМ №002423, выданного 26.11.2001 года Севастопольской городской государственной администрацией, право постоянного пользования земельным участком площадью 6,3836 га для обслуживания строений и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость» и обслуживания сооружений пляжа соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. А в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно ч. 8 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано постановление № «Об утверждении нормативной цены земли».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя Акционерному Обществу «Муссон-Тур» выдана справка №, в соответствии с которой Акционерному обществу «Муссон-Тур» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена нормативная цена земельного участка общей площадью 53133 кв.м, предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость», в размере 442 534 130,40 рублей, а также выдана справка №, в соответствии с которой Акционерному обществу «Муссон-Тур» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена нормативная цена земельного участка общей площадью 10703 кв.м, предназначенного для обслуживания пляжа, в размере 89 143 146,40 рублей (л.д.8,9).
Порядок определения нормативной цены земли определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке определения нормативной цены земли».
Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке определения нормативной цены земли»).
В соответствии с п. 3 Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 указанного постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Суд приходит к выводу, что нормативная стоимость земельного участка служит тем же целям, что и кадастровая стоимость земельного участка, а именно: используется для целей налогообложения. Как для величины кадастровой стоимости, так и для нормативной стоимости законом установлены ограничения в виде соответственно рыночной стоимости земельного участка и 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что нормативная цена земельных участков, определяемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не может превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
АО «Муссон-Тур» представлен отчет № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка, общей площадью 63836 кв.м (участок № общей площадью 53133 кв.м, кадастровый номер участка 91:04:005002:137; участок № общей площадью 10703 кв.м кадастровый номер участка 91:04:005002:138), расположенного по адресу: <адрес> (л.д.33-90).
Как следует из п. 1.2. отчета для оценки применялся сравнительный подход. Согласно п. 9 отчета сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход основан на предположении, что стоимость объекта определяется величиной, за которую может быть приобретен объект аналогичной полезности на рынке.
Согласно п. 9 отчета итоговая величина стоимости объекта оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов и методов оценки.
Как следует из п. 12.1 отчета, рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Суд приходит к выводу, что применение сравнительного подхода при оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 63836 кв.м соответствует требованиям п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли».
По результатам оценки среднее значение рыночной стоимости для типичных земельных участков соответствующего целевого назначения определено в размере 1383 рублей за квадратный метр.
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя не представило своих возражений относительно представленного истцом отчета № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 63836 кв.м, поэтому у суда нет оснований не принимать выводы, изложенные в указанном отчете.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ АО «Муссон-Тур» обращалось в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о пересмотре установленной Акционерному обществу «Муссон-Тур» нормативной цены земельных участков. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя уведомило АО «Муссон-Тур» об отказе в рассмотрении заявления о пересмотре нормативной цены земельных участков.
Поскольку нормативная цена земли не должна превышать 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, суд приходит к выводу, что нормативная цена земельных участков, принадлежащих АО «Муссон-Тур», не должна превышать 1037,25 рублей за один квадратный метр (1383 :100 х 75).
Исходя из приведенного уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, суд приходит к выводу, что предельная нормативная цена земельного участка общей площадью 53133 кв.м, предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость», составляет 55 112 204,25 рублей, что меньше нормативной цены, установленной Управлением государственной регистрации права и кадастра; а предельная нормативная цена земельного участка общей площадью 10703 кв.м, предназначенного для обслуживания пляжа, составляет 11 101 686,75 рублей, что также меньше нормативной цены, установленной Управлением государственной регистрации права и кадастра.
Учитывая изложенное, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании ст.ст. 14, 111, 62, 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Акционерного общества «Муссон-Тур» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованное лицо - Правительство Севастополя об оспаривании нормативной оценки земли удовлетворить.
Установить нормативную цену земельного участка общей площадью 53133 кв.м, принадлежащего Акционерному обществу «Муссон-Тур» на основании Государственного акта II-КМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией, и предназначенного для обслуживания зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря «Радость», на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, а именно в размере 55 112 204,25 рублей.
Установить нормативную цену земельного участка общей площадью 10703 кв.м, принадлежащего Акционерному обществу «Муссон-Тур» на основании Государственного акта II-КМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией, и предназначенного для обслуживания пляжа, на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, а именно в размере 11 101 686,75 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 июля 2016 года.
Судья–подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.И. Фисюк