ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2285/2022 от 24.05.2022 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

2а-2285/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 24 мая 2022 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Реутских П. С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Быкова Д. С. об оспаривании действий (бездействия) военного комиссариата Пермского района Пермского края,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском об оспаривании действий военного комиссариата Пермского района Пермского края, указав в обоснование, что согласно ответу военного комиссара от ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете в военном комиссариате Пермского района Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ выбыл в военный комиссариат <адрес>. Пунктом 53 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания. Действия административного ответчика по снятию Быкова Д.С. с воинского учета являются незаконными, поскольку заявления о снятии с воинского учета он не писал. Вследствие незаконных действий военного комиссариата истец не состоял на воинском учете в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что может повлечь за собой нарушение его законных интересов при назначении на должность судьи, поскольку в настоящее время квалификационными коллегиями судей уделяется значительное внимание соблюдение в прошлом правил воинского учета кандидатами на должность судьи. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд надлежит исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, когда согласно почтовому штемпелю письмо с ответом военного комиссара получено истцом, и он узнал, что был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ До этого момента истец не знал и не мог знать о данном обстоятельстве, поскольку всегда был уверен в том, что состоял на воинском учете в военном комиссариате Пермского района Пермского края в период времени ДД.ММ.ГГГГ<адрес> необходимости снятия с учета у истца не было, поскольку он на тот момент фактически проживал в <адрес>, что косвенно подтверждается тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял на государственной службе в специализированном отделе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в <адрес>. Об этом обстоятельстве военному комиссариату было известно, поскольку при прохождении призывной комиссии в мае 2007 г. Быков Д.С. сообщил о намерении туда трудоустроиться, кроме того, сведения о лицах призывного возраста регулярно направляются организациями в военный комиссариат. На основании изложенного, просит признать незаконными действия Военного комиссариата Пермского района Пермского края по снятию ДД.ММ.ГГГГ с воинского учета Быкова Д. С.; признать Быкова Д.С., состоявшим на воинском учете в Военном комиссариате Пермского района Пермского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» Костарева Л.И. направила письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что срок подачи заявления значительно пропущен, доказательств нарушения прав Быкова Д.С., им не приведено, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 поименованного Закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГБыков Д.С. поставлен на воинский учет в военном комиссариате Пермского района Пермского края. При постановке на учет признан годным к военной службе, категория годности «А».

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ из дела с протоколами заседаний призывной комиссии Пермского муниципального района, административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ, на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) призывной комиссией Пермского района Быкову Д.С. предоставлялась отсрочка от призыва, на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на время работы в ГУВД <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Из записи в трудовой книжке ТК Быкова Д.С. видно, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил в органах внутренних дел, а с ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную гражданскую службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности краевого и военного судов в г. Перми (л.д.7).

На основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в редакции на 12.04.2007 г., отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Таким образом, с момента увольнения из органов внутренних дел административный истец утратил право на отсрочку от призыва на военную службу.

Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 2006 г. определен порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (п. 2 Положения).

На основании пп. «а», «д» п. 50 Положения, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), - в органах местного самоуправления.

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.

Из письменных возражений административного ответчика следует, что документы по снятию с учета призывников в связи с переменой ими места жительства и пересылке призывного материала (заявления, запросы, препроводительные), в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.1997 г. № 33 «Об утверждении Перечня документов со сроками их хранения», хранятся в течение 2 лет, следовательно, уничтожены в 2010 году. Личные дела призывников хранятся в течение 3 лет, таким образом, все документы, касательно снятия в 2007 г. Быкова Д.С. с воинского учета, постановки на воинский учет, его личное дело уничтожены, в связи с истечением сроков хранения.

Согласно Выписке из алфавитной книги учета призывников ДД.ММ.ГГГГ рождения военного комиссариата <адрес>, Быков Д.С. убыл в ВК <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В ноябре 2012 г. административный истец обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче военного билета, который получил ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 53 Положения, граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.

Поскольку, исходя из указанного Положения, существует определенный порядок снятия с воинского учета, при котором необходимы личная явка в ВК гражданина, подлежащего призыву на военную службу и написание им заявления, без чего снятие с учета невозможно, в алфавитной книге учета призывников ВК <адрес> имеется запись о том, что Быков Д.С. убыл в ВК <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, следует признать, что установленный порядок военным комиссариатом был соблюден и необходимое заявление истцом написано.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таких доказательств административным истцом суду не приведено.

Обосновывая заявленные требования, Быков Д.С. указывает также, что вследствие незаконных действий военного комиссариата <адрес> он не состоял на воинском учете в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что может повлечь за собой нарушение его законных интересов при назначении на должность судьи, поскольку в настоящее время квалификационными коллегиями судей уделяется значительное внимание соблюдения в прошлом правил воинского учета кандидатами на должность судьи.

Вместе с тем, указанный довод судом во внимание не принимается, поскольку Кодексом административного судопроизводства не предусмотрены защита и восстановление нарушенного в будущем предполагаемого права.

Процессуальное законодательство дает возможность обращаться за судебной защитой только права, нарушенного на момент обращения в суд, а не какого-либо предполагаемого в будущем.

В соответствии с ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд полагает, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением, т.к. им оспариваются действия пятнадцатилетней давности по снятию ДД.ММ.ГГГГ с воинского учета. Быков Д.С. знал, что состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ, и, проявив необходимую осмотрительность и должную добросовестность, имел возможность явиться в любой из военных комиссариатов, и объявить о прекращении оснований для предоставления отсрочки, получив при этом всю необходимую информацию, касающуюся воинского учета. Таким образом, уважительных причин для восстановления срока обращения в суд с заявленными требованиями суд не усматривает.

Учитывая, что права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемыми действиями (бездействием) не нарушены, срок подачи административного иска пропущен, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 и 227, 293-294.1 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Быкова Д. С. об оспаривании действий Военного комиссариата Пермского района Пермского края по снятию ДД.ММ.ГГГГ с воинского учета Быкова Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признании Быкова Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящим на воинском учете в Военном комиссариате Пермского района Пермского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Федеральный судья: П. С. Реутских