ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2287/2021 от 21.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-002693-98

2а-2287/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2021 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2287/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, устранении допущенных нарушений,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявления указано, что 11.06.2004 между ФИО1 и Инвестиционно-строительной компанией «Спектр Недвижимости» заключен агентский договор № 28050028, предметом являлось заключение договора долевого участия на имя ФИО1 на объект недвижимости по адресу: <...>, площадью 67,1 кв.м, стоимостью 25840 у.е. Денежные средства в сумме 805 200 руб. полностью внесены ИСК «Спектр Недвижимости». 11.05.2005 между ФИО1 и ООО ИСК «Спектр Недвижимости» достигнуто соглашение о расторжении Договора № 28050028 от 11.06.2004г. по инициативе ФИО1 в связи с переходом на другой объект недвижимости, а именно квартиры № 30 на 6 этаже площадью 45,50 кв.м. В связи с чем 29.07.2004 между ФИО1 и ООО «Проспект-Инвестстрой» заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома по ул.Тухачевского, 10 (строительный) № 28 050 030А, полной стоимостью 509 600 руб., а также перезаключен агентский договор № 28 050 030 от 11.05.2005, предметом которого являлась покупка квартиры № 30 на 6 этаже, площадью 45,5 кв.м, стоимостью 18 200 у.е. Обязанность по оплате объекта исполнена в полном объеме.

Решением Министерства строительства Самарской области, оформленным уведомлением от 19.02.2021 № МС/1211, ФИО1 отказано во включении в Реестр пострадавших участников долевого строительства со ссылкой на п.2.5 Порядка, а именно, в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в ст.5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД.

С данным решением истец не согласна, просит признать его незаконным и обязать Министерство строительство Самарской области устранить в полном объеме нарушение ее прав, заново рассмотрев и приняв решение по заявлению от 30.12.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности ФИО3 иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что 11.06.2004 между ФИО1 и Инвестиционно-строительной компанией «Спектр Недвижимости» заключен агентский договор № 28050028, по условиям которого агентство обязалось заключить договор долевого участия на объект недвижимости по адресу: <...>, площадью 67,1 кв.м, стоимостью 26840 у.е. (л.д. 20).

Договор долевого участия на указанный объект не был заключен, ввиду того, что при проектировании жилого дома произошли изменения, которые коснулись квартиры истца, о чем свидетельствуют обращение Департамента строительства и архитектуры от 25.06.2004 в адрес ООО «Проспект-Инвестстрой» и письмо ООО «Проспект-Инвестстрой» в адрес ФИО1

29.07.2004 между ФИО1 и ООО «Проспект-Инвестстрой» заключен договор № 28 050 030 А о долевом участии в строительстве жилого дома по ул.Тухачевского, 10 (строительный) в отношении другого объекта – однокомнатной квартиры №30 на 6 этаже площадью 45,50 кв.м. Стоимость квартиры определена в размере 509 600 руб. (л.д. 14-15).

11.05.2005 агентский договор № 28050028 от 11.06.2004 между ФИО1 и ИСК «Спектр Недвижимости» расторгнут по инициативе ФИО1 в связи с переходом на другой объект недвижимости (л.д. 21).

Одновременно заключен агентский договор № 28 050 030 от 11.05.2005, предметом которого являлось заключение договора долевого участия на квартиру № 30 на 6 этаже, площадью 45,5 кв.м, стоимостью 18 200 у.е. (л.д. 16).

Оплата по агентскому договору произведена ФИО4 в полном размере, что подтверждается квитанциями №666 от 12.05.2005 на сумму 312 200 руб. и №662 от 11.05.2005 на сумму 278 400 руб. (л.д. 17).

Согласно акту сверки расчетов №28050030 от 29.12.2004, составленному ООО «Проспект-Инвестстрой» и ИСК «Спектр Недвижимости», расчеты по договору долевого участия № 28 050 030А от 29.07.2004, заключенному между ООО «Проспект-Инвестстрой» и ФИО1 по квартире №30 площадью 45,50 кв.м произведены полностью в согласованные сроки, стороны претензий друг к другу и к дольщику не имеют (л.д. 19).

Из уведомления Министерства строительства Самарской области от 31.05.2015 следует, что в отношении ФИО1 было принято решение о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (л.д. 32).

Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.

В соответствии с указанным Порядком ФИО1 обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Уведомлением от 19.02.2021 №МС/1211 ей сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а», «г» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, и непредставлением документов, указанных в пункте 2.2 Порядка (л.д. 22).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;

2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;

6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.

Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются:

а) паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;

б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком;

в) платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);

г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);

д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);

е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);

ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).

В оспариваемом решении ответчик ссылается на то, что не представлены платежные документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору долевого участия от 29.07.2004 № 28 050 030А. Кроме того, агентский договор на заключение договора долевого участия составлен 11.05.2005, после заключения договора долевого участия от 29.07.2004. Из чего ответчик делает вывод, что договор долевого участия заключался без намерения создать соответствующие правовые последствия и, соответственно, является ничтожным.

Между тем, исполнение ФИО1 обязательств по договору долевого участия подтверждается актом сверки расчетов №28050030 от 29.12.2004, квитанциями №666 от 12.05.2005 на сумму 312 200 руб. и №662 от 11.05.2005 на сумму 278 400 руб., а также ведомостью расчетов ИСК «Спектр Недвижимости».

Перезаключение между ФИО1 и ИСК «Спектр Недвижимости» агентского договора с после того, как был заключен основной договор долевого участия, не влияет на отношения между дольщиком ФИО1 и застройщиком ООО «Проспект-Инвестстрой», возникшие на основании договора долевого участия от 29.12.2004.

Кроме того, ранее Министерство признавало ФИО1 участником долевого строительства, чьи права нарушены, о чем свидетельствует включение ее в Реестр, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403.

В соответствии с ранее действовавшими Правилами ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, для включения в Реестр требовалось представление документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (подпункт 3 пункта 10 Правил).

Следовательно, факт включения ФИО1 в указанный Реестр подтверждает исполнение ею обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному с недобросовестным застройщиком. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представлено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 19.02.2021 № МС/1211.

Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1, заново рассмотрев и приняв решение по заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021.