ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2287/2022 от 13.10.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2287/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2022 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре Манжеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Калмыкия, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия о признании бездействия по созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Дубовая роща» незаконным; возложении обязанности установить и описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща»,

установил:

Северо-Каспийский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Калмыкия, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Дубовая роща» (далее – памятник природы «Дубовая роща»); возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны памятника природы «Дубовая роща» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Калмыкия; возложить на Правительство Республики Калмыкия обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», об установлении ее границ и утверждения положения о ней.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что по итогам проведенной Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности Правительства Республики Калмыкия (далее – Правительство) и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - Министерство) по факту не определения охранной зоны для памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.12.2008г. № 439 «Об объявлении отдельных природных объектов памятниками природы регионального значения» на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия создана особо охраняемая природная территория регионального значения памятник природы «Дубовая роща», утвержден паспорт указанного объекта, установлены его местоположение и границы. Однако работы по установлению охранной зоны памятника природы регионального значения и определению ее границ не проведены.

Вследствие указанных нарушений, у памятника природы «Дубовая роща» охранная зона не определена, сведения о границе данной зоны в едином государственном кадастре отсутствуют.

По мнению административного истца, выявленные нарушения органов власти нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, гарантированные статьями 2, 17, 18, 42 Конституции Российской Федерации.

Представитель административного истца Курмаева Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Калмыкия Минькеев О.Д., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Представил письменные возражения, в которых в котором просит суд: установить срок для добровольного исполнения Министерством обязанности по подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», установления ее границ – 1 год с момента вступления решения в законную силу; установить срок для добровольного исполнения Правительством РК обязанности по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», об установлении е границ и утверждения положения о ней – 1 месяц с момента выполнения Министерством возлагаемой на него решением суда обязанности.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Челеев Э.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, просил суд установить срок для добровольного исполнения решения суда до 31.12.2024г., вместо шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, сослался на недостаток бюджетных средств на проведение мероприятий по созданию охранных зон памятников природы, и что проведение работ по установлению и описанию границ охранной зоны данного памятника природы «Дубовая роща» требует значительного времени. Также представил письменный отзыв на административное исковое заявление.

Представитель ПАО «МРСК Юга» Батырова Г.В. в судебном заседании указала, что иск подлежит удовлетворению, принятие решения по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.

Годжурова Л.Б. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена в порядке, установленном гл.10 ГПК РФ.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне общественные отношения в сфере организации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2, пунктами 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ памятники природы, составляющие одну из категорий особо охраняемых природных территорий, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2 и 3 статьи 26 указанного Закона).

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.12.2008г. № 439 «Об объявлении отдельных природных объектов памятниками природы регионального значения» памятник природы «Дубовая роща» (создан на основании Постановления Совета Министров КАССР от 08.10.1981г. №473), признан особо охраняемой природной территорией. Утвержден паспорт указанного объекта, установлены его местоположение - территория Элистинского городского округа Республики Калмыкия, границы и площадь (3,96 га).

Сведения об указанном памятнике природы содержатся в перечне особо охраняемых природных территорий Республики Калмыкия по состоянию на 03.09.2021г., размещенном на официальном сайте Министерства (http://www.kalmpriroda.ru/).

Сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости (учетный номер 08:14-6.81 от 10.07.2017г.), произведено описание границ памятника природы с установлением точек координат, определена его площадь.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени охранная зона указанного памятника природы «Дубовая роща» не создана и ее границы не установлены.

Указанные обстоятельства установлены материалами дела и сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ).

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (пункта 10 статьи 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ).

В силу подпункта «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ст.1 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998г. № I-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия», правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Калмыкия на территории Республики Калмыкия и согласованную деятельность иных исполнительных органов Республики Калмыкия.

Как следует из ст.5 названного закона Правительств Республики Калмыкия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством РФ порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 (далее - Правила).

Согласно пункту 19 Правил решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пунктов 21, 22 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охране окружающей среды РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 19.08.2011г. № 274, Министерство является органом исполнительной власти РК, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в том числе в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования, развития и использования минерально-сырьевой базы, управления особо охраняемыми территориями, на территории РК в пределах установленных полномочий. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по охране и функционированию особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе готовит Правительству РК предложения, связанные с охранными зонами природных парков и памятников природы регионального, разрабатывает проекты положений об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения (пункты 14.2, 14.3, 14.4 Положения).

Также Правила создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденные Постановлением правительства российской Федерации от 19.02.2015г. 3 138, предусматривают, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям части 2 статьи 1, части 4 статьи 5, пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий признаются достоверными и систематизированными. Такие сведения являются актуальными и обязательными для всех третьих лиц.

Таким образом, с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах памятников природы регионального значения «Дубовая роща» соответствующие сведения объективно подтверждают доводы административного искового заявления прокурора о необходимости создания для этого памятника природы охранной зоны с установлением их границ.

Действующее законодательство предусматривает необходимость создания охранных зон памятников природы регионального значения в целях предотвращения неблагоприятного для них антропогенного воздействия (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ), следовательно, отсутствие охранных зон очевидно создает угрозу неблагоприятного воздействия на такие объекты.

Как указано выше, работы по установлению охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», расположенного на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, и определению ее границ не проведены, предложения по их разработке Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия в нарушение требований ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. № 33-ФЗ и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. № 218-ФЗ не готовились и в Правительство Республики Калмыкия не направлялись. Также, Правительство Республики Калмыкия в нарушение ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. № 33-ФЗ не подготовило проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», об установлении ее границ и утверждения положения о ней.

Вследствие указанных нарушений, у памятника природы «Дубовая роща» охранная зона до настоящего времени не определена и сведения о границах охранной зоны в едином государственном кадастре отсутствуют.

Также, в пределах территории этого памятника природы «Дубовая роща» расположены 2 земельных участка с кадастровыми номерами: №<данные изъяты>, площадью 600 кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО1; № <данные изъяты>, площадью 26 кв.м., находящийся в пользовании ПАО «МРСК Юга» на основании договора аренды №217/2-2019-д/а от 31.07.2019г.

Указанные обстоятельства установлены материалами дела и сторонами по делу также не оспариваются.

Свидетель ФИО2 (начальник отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК) суду показал, что памятник природы «Дубовая роща» расположен на территории Парка Дружбы Элистинского городского муниципального образования, до настоящего времени охранная зона этого памятника природы не создана и границы ее не определены, сведения об охранной зоне и ее границах в ЕГРН отсутствуют. Работы по определению границ охранной зоны согласно имеющихся методик должны проводиться в летний сезон, для проведения работ и подготовки документов потребуется значительное время, не менее года.

Оснований ставить под сомнение показания свидетеля не имеется, так как они материалам дела не противоречат, заинтересованности свидетеля в исходе дела не установлено.

С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что административным ответчиком – Министерством. допущено бездействие по созданию охранной зоны памятника природы «Дубовая роща», вследствие чего Министерством не были подготовлены и направлены в Правительство предложения о создании охранной зоны этого памятника природы и установлении ее границ. В свою очередь административным ответчиком – Правительством, не был обеспечен надлежащий контроль за осуществлением Министерством предоставленных полномочий в сфере управления и охраны особо охраняемых территорий, в результате этого охранная зона данного памятника природы «Дубовая роща» до настоящего времени не создана, границы ее не установлены, положение о такой охранной зоне не утверждено.

Кроме того, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений об охранной зоне памятника природы и ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на эту особо охраняемую природную территорию, также может повлечь за собой нарушение сохранности этого памятника природы как со стороны владельцев и пользователей земельных участков с кадастровыми номерами №<данные изъяты> и № <данные изъяты>, на которых находится памятник природы, так и со стороны иных лиц.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.

С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере природоохранного законодательства, а также принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым: возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия устранить допущенные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Дубовая роща», расположенного на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Калмыкия, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Также возложить обязанность на Правительство Республики Калмыкия устранить допущенные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, подготовить проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, об установлении ее границ и утверждения положения о ней, в течение в одного месяца со дня поступления из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, и об установлении ее границ.

В данном случае с учетом положений частей 1 и 2 статьи 39 КАС РФ и статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» природоохранный прокурор был вправе обратиться в суд с административным иском в порядке главы 22 КАС РФ в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Правительство РК и Министерство природных ресурсов и охраны окружающейц седы РК.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Калмыкия, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия о признании бездействия по созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Дубовая роща» незаконным; возложении обязанности установить и описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща», - удовлетворить.

Признать бездействие Правительства Республики Калмыкия, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия по созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Дубовая роща» незаконным.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия устранить допущенные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Калмыкия, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Правительство Республики Калмыкия устранить допущенные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, подготовить проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, об установлении ее границ и утверждения положения о ней, в течение в одного месяца со дня поступления из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Дубовая роща», расположенной на территории Элистинского городского округа Республики Калмыкия, и об установлении ее границ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Эминов

Мотивированное решение составлено 18 октября 2022 года.