ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2288/2021 от 11.06.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 11 июня 2021 года

Дело № 2а- 2288/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 10 июня 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием истца – ФИО1, представителя истца – ФИО2, представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц – Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконными действий Администрации города Ялта по отказу в выдачи ему заявления о переходе права собственности на жилое помещение к нему и членам его семьи; возложении на Администрацию города Ялта обязанности выдать ему заявление о переходе права собственности на квартиру № <адрес> к нему и членам его семьи – ФИО4 и ФИО5

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Администрации города Ялта от 27 марта 2019 года квартира № №<номер> по адресу: <адрес> была отнесена к служебному помещению и предоставлена для проживания ему и членам его семьи. Постановлением Администрации города Ялта от 22.12.2019 года была разрешена приватизация вышеуказанной квартиры. На основании вышеперечисленных постановлений, он обратился в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым за регистрацией права собственности, однако ему было отказано, в связи с отсутствием заявления Администрации города Ялта о переходе права собственности. 15.02.2021 года он направил в Администрацию города Ялта заявление с просьбой направить в его адрес заявление о переходе права собственности, однако ответа на него до настоящего времени не получил, что нарушает права его и членов его семьи на приватизацию жилого помещения.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Представитель ответчика против исковых требований возражал, по тем основаниям, что Администрация города Ялта своим постановлением от 17.05.2021 года в порядке самоконтроля отменила постановление о разрешении приватизации служебной квартиры и передаче ее в собственность ФИО1, в связи с чем основания для обращения в Госкомитет за регистрацией перехода права собственности отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 18 апреля 2016 года было принято и включено в казну муниципального образования городской округ Ялта недвижимое имущество, находящееся на балансе МУП «Комбинат благоустройства - Гаспра», в том числе квартира № <адрес>

21.07.2016 года квартира была включена в Реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта, что подтверждается Выпиской от 11.04.2017 года.

Постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 27 марта 2019 года двухкомнатная квартира № №<номер> по адресу: <адрес>, была отнесена к специализированному жилищному фонду, к служебному жилому помещению муниципального образования городской округ Ялта и предоставлена ФИО1 с составом семьи 3 человека (ФИО1, сын – ФИО4, дочь – ФИО5), состоящему на квартирном учете на основании постановления Администрации города Ялта от 17.07.2018 года №<номер> проживающему на съемной квартире, работающему в должности инспектора МКУ «ЦП и МТО», являющемуся инвалидом второй группы, награжденному медалью «За защиту Крыма», медалью «Участнику Крымской весны», медалью «За возвращение Крыма», медалью «За заслуги в воссоединении Крыма с Россией». Его сын – ФИО4 награжден Указом Президента РФ медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 11 степени.

17 мая 2019 года между Администрацией города Ялта и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение в виде благоустроенной двухкомнатной квартиры № <адрес>

Пунктом 18 Договора было установлено, что он прекращается в том числе в связи с истечением срока трудового договора.

Постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 12.12.2019 года, на основании обращения истца, было разрешено приватизацию служебной квартиры общей площадью 43,5 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес> и передачу в собственность ФИО1 составом семьи 3 человека (сын – ФИО4, дочь – ФИО5).

На основании вышеперечисленных документов, 27.07.2020 года ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым о регистрации долевой собственности на квартиру № <адрес>

Сообщением государственного регистратора Госкомитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым от 06.11.2020 года истцу было отказано в государственной регистрации права собственности, в том числе в связи с непредоставлением заявления о переходе прав от собственника регистрируемого объекта недвижимости.

15.02.2021 года истец направил в адрес Администрации города Ялта заявление, в котором просил направить в его адрес заявление о переходе прав от собственника в отношении квартиры № <адрес> для регистрации за ним права собственности на квартиру.

Судом установлено, что в рамках поступившего от истца обращения, Департаментом имущественных и земельных отношений было подготовлено служебную записку на имя Главы Администрации города Ялта, в которой указано, что стаж работы ФИО1 в муниципальном казенном учреждении «Центр информационного и материально – технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта» составил менее года. В каких-либо иных трудовых отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта он не находится и не находился после увольнения, в связи с чем постановление о даче разрешения на приватизацию служебного помещения вынесено преждевременно и подлежит отмене.

Постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 17.05.2021 года постановление Администрации города Ялта от 12.12.2019 года №<номер> «О разрешении приватизации служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и передаче в собственность ФИО1» было отменено.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Часть 1 статьи 48 указанного федерального закона №131-Ф предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц -органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им либо упраздненным органом ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону либо иному нормативному правовому акту.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями статьи 1 названного Закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В связи с вынесением Администрацией гор. Ялта постановления №<номер> от 17.05.2021 года, спорное жилое помещение на сегодняшний день является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Ялта, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда города.

В соответствии со ст. 93 Жилищного Кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Пунктом 2.14.2 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 03.12.2015 года установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо увольнение со службы являются основаниями прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Учитывая, что вынесенное ответчиком в порядке самоконтроля постановление Администрации города Ялта №<номер> от 17.05.2021 года на сегодняшний день истцом не оспорено, незаконным не признано, а соответственно спорное жилое помещение отнесено к служебному фонду, приватизация которого возможна лишь с согласия собственника, которое на день рассмотрения судом настоящего спора отсутствует, требования истца о признании незаконными действий Администрации города Ялта и возложении на ответчика обязанности выдать ему заявление о переходе права собственности на квартиру удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Ялта о признании незаконными действий, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова