ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/19 от 01.04.2019 Ирбейского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е копия

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года с. Ирбейское

Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Петровой С.Д.,

с участием заместителя прокурора Ирбейского района – Юрьевой А.В.,

административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика - Верхнеуринского сельского Совета депутатов Ирбейского района Красноярского края – его заместителя ФИО3,

при секретаре – Гузенковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Верхнеуринскому сельскому Совету депутатов Ирбейского района Красноярского края о признании незаконными и подлежащими отмене решения Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 «Об удалении Главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в отставку, в связи с утратой доверия»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Верхнеуринскому сельскому Совету депутатов Ирбейского района Красноярского края о признании незаконным и подлежащим отмене решения Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 «Об удалении Главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в отставку, в связи с утратой доверия». Требования мотивированы тем, что решением Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 он, как глава Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района был удален в отставку в связи с утратой доверия. Считает, что данное решение было принято с нарушениями установленной действующим законодательством процедуры. В частности, инициатива его удаления была выдвинута не в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 25.1 Устава Верхнеуринского сельсовета, а представлением прокуратуры Ирбейского района Красноярского края. Нарушена процедура проведения сессии Совета депутатов и процедура принятия решения в отсутствие необходимого кворума депутатов, указав, что на заседании Совета 19.03.2019 года присутствовало шесть депутатов, что менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов – 10. Просит признать оспариваемое решение Верхнеуринского сельского Совета депутатов незаконным, обязать Верхнеуринский сельский Совет депутатов отменить оспариваемое решение.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по заявленным основаниям. Суду показал, что 11.03.2019 года он был приглашен на сессию Верхнеуринского сельского Совета депутатов, которая планировалась на 13.03.2019 года, и был ознакомлен с представлением прокуратуры Ирбейского района, в котором ставился вопрос о его отставке, как главы Верхнеуринского сельсовета в связи с наличием конфликта интересов. По результатам сессии Совета депутатов 13.03.2019 года принято решение о создании комиссии по проведению проверки в отношении главы сельсовета, результаты работы комиссии решено заслушать на сессии Совета депутатов 14.03.2019 года. Поскольку 14.03.2019 года прибыть на сессию Совета он не мог, то письменные объяснения предоставил депутатам на сессии Совета 13.03.2019 года. Однако его письменные пояснения депутаты принять отказались, ограничившись его устными пояснениями. При этом 13.03.2019 года на сессии Совета присутствовало пять депутатов. В последующем 18.03.2019 года он устно уведомлен о сессии Совета депутатов на 19.03.2019 года, где должен был разрешаться вопрос о его отставке. Повестку дня и проект решения сессии Совета ему не вручались. 19.03.2019 года на сессии Совета депутатов присутствовало шесть депутатов, которые проголосовали за повестку дня, а так же зачитали представление прокуратуры Ирбейского района с требованием удалить главу сельсовета ФИО4 в отставку в связи с наличием конфликта интересов. Он представил свои письменные объяснения, которые были приняты депутатами. После чего депутаты проголосовали об удалении его, как главы сельсовета, в отставку в связи с недоверием. При этом Советом депутатов не доказан факт совершения им каких-либо действий, которые можно было бы расценить, как вызвавшие утрату доверия.

Представитель ответчика Верхнеуринского сельского Совета Депутатов Ирбейского района, его заместитель ФИО3 требования административного истца не признала. Суду показала, что депутаты Верхнеуринского сельского Совета депутатов в январе обратились в прокуратуру Ирбейского района с просьбой провести проверку в отношении главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в соответствии с законом «О противодействии коррупции». 19.02.2019 года в Совет депутатов поступило представление прокуратуры Ирбейского района, где изложены основания считать наличие в действиях главы Верхнеуринского сельсовета ФИО4 конфликта интересов, а так же требование о разрешении вопроса об удалении главы Верхнеуринского сельсовета в отставку. На 13.03.2019 года была назначена сессия Совета депутатов для рассмотрения представления прокуратуры, создании комиссии по проведению проверки и определена дата чрезвычайной сессии на 14.03.2019 года для заслушивания результатов проверки, проведенной комиссией. 13.03.2019 года ФИО4 присутствовал на сессии Совета депутатов, давал устные пояснения по представлению прокурора, сообщил, что не сможет явиться на сессию Совета 14.03.2019 года. Действительно 13.03.2019 года на сессии Совета присутствовало пять депутатов. 14.03.2019 года в 10 часов 30 минут состоялось заседание комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов, на котором принято решение об установлении в действиях главы Верхнеуринского сельсовета ФИО4 нарушений Федерального закона РФ № 273 «О противодействии коррупции» и Устава Верхнеуринского сельсовета, о чем составлен протокол. ФИО4 на заседании данной комиссии не присутствовал. 18.03.2019 года председателем Верхнеуринского сельского Совета депутатов ФИО6 вынесено распоряжение № 4 о созыве чрезвычайной закрытой сессии с приглашением главы сельсовета ФИО4 по решению вопроса об удалении главы сельсовета в отставку на 19.03.2019 года, сформирована повестка сессии и проект решения. 18.03.2019 года она и депутат Портовская уведомили главу сельсовета ФИО4 о необходимости явиться на сессию Совета депутатов, назначенную на 19.03.2019 года, предложили получить повестку предстоящей сессии и проект решения, однако ФИО4 получить уведомление, повестку и проект решения отказался, о чем составлен акт. О предстоящей 19.03.2019 года сессии все депутаты уведомлялись по телефону и СМС-рассылкой. На заседание чрезвычайной закрытой сессии Совета депутатов 19.03.2019 года, явились шесть депутатов Совета, приглашенный глава сельсовета ФИО4, а также представители из районного Совета депутатов Ирбейского района ФИО7, ФИО8, ФИО9, заместитель прокурора Ирбейского района Юрьева А.В., представитель общественности ФИО11. Депутатами было принято решение о допуске прибывших лиц на закрытую сессию Совета, принято решение по повестке сессии, где на сессию были поставлены два вопроса: о результатах проверки комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции в отношении главы сельсовета ФИО4 и об удалении его в отставку в связи с утратой доверия. Заслушали выступающих депутатов, главу сельсовета ФИО4, приняли письменные пояснения ФИО4, после чего депутаты проголосовали единогласно об отправке главы сельсовета ФИО4 в отставку в связи с утратой доверия. 19.03.2019 года данное решение Совета депутатов было опубликовано в муниципальной газете «Ведомости», а 20.03.2019 года - на сайте администрации Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района. Полагает, что удаление главы Верхнеуринского сельсовета состоялось в рамках процедуры, установленной Решением Верхнеуринского сельского Совета депутатов Ирбейского района № 86 от 26.12.2017 года «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, занимающих муниципальные должности в связи с утратой доверия», нарушений которой не имеется. Просит в удовлетворении административных требований отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, изучив представленные суду документы, обозрев оригинал оспариваемого решения и протокола заседания сессии Верхнеуринского сельского Совета депутатов от 19.03.2019 года, заслушав заключение заместителя прокурора Ирбейского района Юрьевой А.В., полагавшей удовлетворить административное исковое заявление в связи с нарушением порядка принятия решения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности главы муниципального образования и удалением в отставку урегулированы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, Законом Красноярского края от 10.01.1996 года № 8-209 "О местном самоуправлении в Красноярском крае", Уставом муниципального образования.

Согласно п. 4.1 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно пп. 2.1 п. 6 указанной статьи полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается в силу п. 1 ч.3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на государственных и муниципальных служащих.

В силу семейного законодательства свойство – это отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Тетя и племянница находятся в третьей степени родства.

Статья 14 СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками: родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Этот перечень является исчерпывающим, следовательно, боковое родство третьей и последующей степеней не является препятствием к заключению брака. Такое родство не имеет правового значения в семейном праве.

П. 3 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.

Пунктом «е» ст. 4 Приказа Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец ФИО1 до вынесения оспариваемого решения на законных основаниях являлся главой Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района Красноярского края (далее главой сельсовета).

Прокуратурой Ирбейского района Красноярского края в феврале 2019 года по обращению депутатов Верхнеуринского сельского Совета проведена проверка в отношении главы данного сельсовета на предмет выполнения требований закона «О противодействии коррупции», в результате которой в деятельности главы сельсовета ФИО1 установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, а именно: ФИО1 на основании приказа МУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Ирбейского района» от 11.03.2016 года № 26 л/с принят на работу в МБУК «ЦКС администрации Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района» по совместительству руководителем кружка. Приказом № 84 л/с от 20.10.2015 года с 01.11.2015 года в эту же организацию на должность художественного руководителя принята супруга главы сельсовета ФИО1 – ФИО5. Администрация Верхнеуринского сельсовета является учредителем МБУК «Централизованная клубная система администрации Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района» (далее МБУК «ЦКС»). Директором МБУК «ЦКС» является ФИО13, которая полномочна издавать приказы о выплатах стимулирующего характера работникам. ФИО13 приходится родной тетей супруги главы сельсовета ФИО1. Прокуратурой Ирбейского района в действиях главы сельсовета ФИО4 установлены нарушения ст. 10, ст. 11, ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

По результатам прокурорской проверки в адрес председателя Верхнеуринского сельского Совета депутатов 19.02.2019 года направлено представление № 7-01-2019, с требованием незамедлительного рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры Ирбейского района, принятия мер к устранению выявленных нарушений, рассмотрев вопрос о прекращении полномочий главы поселения в связи с утратой доверия, проинформировав о результатах рассмотрения представления прокуратуру Ирбейского района в месячный срок.

Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, согласно ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 4 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 5 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 6 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч. 7 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (ч. 9 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ч. 14 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (ч. 15 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос (ч. 16).

Аналогичный порядок удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрен в ст. 25.1 Устава Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Красноярского края от 10.01.1996 года № 8-209 "О местном самоуправлении в Красноярском крае", муниципальное образование имеет устав, в котором указываются: основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Исходя из указанных норм закона, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть инициирован не менее 1/3 частью депутатов представительного органа муниципального образования или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, прокурор не вправе был в своем представлении, адресованном в Верхнеуринский сельский Совет депутатов Ирбейского района Красноярского края, требовать рассмотрения вопроса о прекращении полномочий главы сельского поселения Верхняя Уря в связи с утратой доверия, поскольку такие права ему не предоставлены ни Федеральным законом 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, ни Законом Красноярского края от 10.01.1996 года № 8-209.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона. (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Исходя из указанных норм, прокурор был вправе внести представление с требованием об инициировании уполномоченными лицами вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с вывяленными прокуратурой района нарушениями Федерального закона Российской Федерации "О противодействии коррупции".

В судебном заседании установлено, что 19.02.2019 года прокуратурой Ирбейского района председателю Верхнеуринского сельского Совета депутатов было направлено представление № 7-01-2019, в котором требовалось незамедлительно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению выявленных нарушений, рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы поселения в связи с утратой доверия, о результатах информировать прокуратуру Ирбейского района в месячный срок.

13.03.2019 года состоялось заседание Верхнеуринского сельского Совета депутатов (далее Совета) где рассмотрено представления прокуратуры, создана комиссия в составе пяти депутатов по проведению проверки в отношении главы сельсовета ФИО4, определен порядок проведения проверки, о чем вынесено Решение № 105 от 13.03.2019 года, которое вступает в законную силу после опубликования в газете «Ведомости» органов местного самоуправления с. Верхняя Уря.

Доказательств опубликования данного решения Совета, в суд сторонами не представлено.

Согласно порядка проведения проверки заседание комиссии для проведения проверки, рассмотрения представления прокурора и заслушивания главы сельсовета ФИО4 назначено на 14.03.2019 года в 10 часов 30 минут.

Согласно протокола заседания комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов от 14.03.2019 года, члены комиссии в полном составе, приняли решение о наличие в действиях главы сельсовета ФИО4 нарушений законодательства о противодействии коррупции и Устава Верхнеуринского сельсовета, отраженные в представлении прокурора. При этом в протоколе отражено, что при принятии решения комиссия изучила представление прокурора, устное пояснение главы сельсовета ФИО1. Однако ФИО1 на заседании комиссии не присутствовал, пояснения не давал, письменных пояснений не представлял.

18.03.2019 года председателем Совета ФИО6 издано Распоряжение № 4 о созыве чрезвычайной сессии Совета на 19.03.2019 года в 14 часов, проведении закрытого заседания с приглашением главы сельсовета ФИО4. Сформирован проект повестки, который включал два вопроса: 1. результаты проверки заседания комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов, 2. об удалении главы сельсовета в отставку в связи с утратой доверия. Поручено секретарю Совета ФИО10 довести до сведения депутатов Совета информацию о созыве чрезвычайной сессии, о времени и месте проведения, о повестке дня сессии и проектах решений по вопросам повестки.

При этом суду представлены: проект повестки дня сессии и проект решения сессии, которые не утверждены, не подписаны, не имеют печатей и штампов.

Согласно акта от 18.03.2019 года, подписанного ФИО21 и депутатами Совета ФИО2, ФИО22, глава сельсовета ФИО4 отказался от получения уведомления о проведении чрезвычайной сессии Совета по вопросу «удаления в отставку главы сельсовета и досрочного прекращения его полномочий в связи с утратой доверия».

При этом из данного акта не усматривается, что ФИО1, предлагалось получить не только уведомление о дне и времени сессии Совета, но и проекты повестки дня сессии и решения.

19.03.2019 года состоялась чрезвычайная сессия Совета, на которой присутствовало 6 (шесть) депутатов Совета. Председательствовал председатель ФИО17ФИО6. По решению депутатов на закрытую сессию были допущены представитель Ирбейской районной прокуратуры – заместитель Юрьева А.В., члены различных партий: ФИО7, ФИО8, ФИО9, представитель общественности ФИО11. Утверждена повестка дня сессии, которая полностью соответствовала ее проекту. Были заслушаны результаты проведенной комиссией проверки в отношении главы сельсовета, пояснения главы сельсовета ФИО1.

По результатам работы сессии Совета вынесено Решение № 106 от 19.03.2019 года, которым прекращены в связи с утратой доверия полномочия главы Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района ФИО1.

В тексте оспариваемого решения отраженно, что рассмотрев представление прокуратуры Ирбейского района №7-01-2019 от 19.02.2019 года, принято решение в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, ст.ст. 13, 15, 22 Устава Верхнеуринского сельсовета, а так же решения комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов от 13.03.2019 года.

Вместе с тем, повестка сессии Совета от 19.03.2019 года не содержала вопроса о рассмотрении представления прокуратуры Ирбейского района. Протокол заседания сессии Совета от 19.03.2019 года не содержит сведений о включении этого вопроса в повестку и в фактическое рассмотрение, не содержится в протоколе и принятого решения по представлению, удовлетворено представление или нет, не обозначено.

Из содержания оспариваемого решения № 106 от 19.03.2019 года также усматривается, что при решении вопроса об удалении главы в отставку Совет руководствовался ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ст. 13, ст. 15, ст. 22 Устава Верхнеуринского сельсовета.

Однако, статьей 74 Федерального закона № 131-ФЗ не предусмотрен порядок удаления главы муниципального образования в отставку, этот прядок установлен ст. 74.1 названного закона. Причем этот порядок полностью дублируется в ст. 25.1 Устава Верхнеуринского сельсовета. И при принятии решения об удалении главы муниципального образования в отставку, помимо необходимости соблюдения всех процедурных вопросов, необходимо получение 2\3 числа голосов депутатов Совета от установленной численности депутатов Совета.

Уставом Верхнеуринского сельсовета (в редакции от 09.07.2018 г.) в ст. 6 установлена численность сельского Совета депутатов в количестве 10 депутатов.

Согласно математических расчетов 2/3 от 10 составляет 7. Таким образом, для принятия решения об удалении главы сельсовета в отставку необходимо было получить согласие от 7 (семи) депутатов Совета. В рассматриваемом случае решение об удалении главы сельсовета ФИО4 в отставку принималось 6 (шестью) депутатами, что является незаконным.

Более того, статьи 13, 15, 22 Устава Верхнеуринского сельсовета каждая, содержат ряд частей и пунктов. В ст. 15 Устава, отражено значительное количество оснований, по которым прекращаются полномочия главы сельсовета. Однако основания, по которым глава сельсовета может быть удален в отставку, отражены в с. 25.1 Устава.

В связи с изложенным оспариваемое решение не содержит конкретных статей, пунктов и частей законов, послуживших основанием к удалению главы сельсовета ФИО4 в отставку.

Доводы представителя административного ответчика о том, что кворум голосов депутатов для принятия решения об удалении главы сельсовета в отставку имелся, поскольку Совет депутатов состоит из депутатов двух избирательных округов, по пять депутатов от каждого округа, и если считать избирательный округ по с. Верхняя Уря, то от пяти депутатов кворум необходимый для принятия решения об удалении главы сельсовета в отставку имелся; суд не принимает, поскольку требования ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 25.1 Устава Верхнеуринского сельсовета являются четко определенными и не двусмысленными, прямо определяющими, что решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Не признает суд и довод представителя административного ответчика о том, что решение об удалении главы в отставку принято в порядке, предусмотренном Решением Верхнеуринского сельского Совета депутатов от Ирбейского района № 86 от 26.12.2017 года «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, занимающих муниципальные должности в связи с утратой доверия», поскольку в оспариваемом решении № 106 от 19.03.2019 года, а так же протоколе заседания сессии Совета от 19.03.2019 года, нет ссылок на данный порядок и обозначенное Решение № 86. Более того, из содержания указанного Решения № 86 от 26.12.2017 года следует, что для увольнения лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, необходим тот же кворум в 2\3 голосов депутатов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, признанию незаконным Решения Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 «Об удалении Главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в отставку, в связи с утратой доверия», возложению обязанности на Верхнеуринский сельский Совет депутатов Красноярского края отменить оспариваемое решение, о чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного судебного решения сообщить в суд и административному истцу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Решение Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 «Об удалении Главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в отставку, в связи с утратой доверия» признать незаконным.

Обязать Верхнеуринский сельский Совет депутатов Красноярского края отменить решение Верхнеуринского сельского Совета депутатов Красноярского края от 19.03.2019 года № 106 «Об удалении Главы Верхнеуринского сельсовета ФИО1 в отставку, в связи с утратой доверия», о чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного судебного решения сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 08.04.2019 года.

Председательствующий С.Д. Петрова