ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/19 от 12.03.2019 Сасовского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-228/19 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года р.п. Пителино

Сасовский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Рожковой Г.А.

при секретаре Федюшкиной Г.М.

с участием административного истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 предъявил административный иск к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м.; расположенных вблизи <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> На основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 № 853/вп от 20.12.2018 года, 23 января 2019 года с 11 час 00 мин. до 17 час. 00 мин продолжительностью 6 часов была проведена внеплановая выездная проверка в отношении него как физического лица по данным земельным участкам. В результате проведения данной проверки государственным инспектором ФИО3 были выявлены нарушения ст.ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ № 101 от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТ 16265-89. Кроме того, им не выполнено в полном объеме предписание № 469/вп от 04.09.2018 г. со сроком исполнения до 15.12.2018 года, зарастание земельных участков не устранено. Ответственным за данное правонарушение является он как физическое лицо, следовательно, в его действиях имеет место совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, дата и время совершения административного правонарушения 00:01 час 16.12.2018 года, местом совершения правонарушения является место регистрации виновного лица. По результатам вышеуказанной проверки 23.01.2019г. государственным инспектором ФИО3 составлен Акт проверки № 853/вп, а также вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 853/вп, согласно которому ранее вынесенное предписание №469/вп от 04.09.2018 года со сроком исполнения до 15.12.2018 года им не выполнено в полном объеме, зарастание земельных участков не устранено, ему предписано в срок до 23 июня 2019 года устранить указанные нарушения в установленном законодательством РФ порядке. Считает, что одним из основных требований к предписанию уполномоченного органа является критерий его исполнимости, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, следовательно, предписание должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и иметь конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения. Считает, что предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушения законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на него могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, должно исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу. При вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него, предписание должно быть реально исполнимым. По смыслу действующего законодательства, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения. При этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, а также устанавливается срок для устранения выявленный нарушений. Целью выдачи предписания является понуждение лица, допустившего совершение правонарушения, совершить определенные действия, направленные на его устранение. Считает, что в предписании № 853/вп от 23 января 2019 года не содержится конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ему, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, обжалуемое предписание вынесено государственным инспектором ФИО3 при неверном толковании нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и не может быть признано законным.

Просит признать незаконным Предписание государственного инспектора ФИО3 № 853/вп от 23 января 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении него, ФИО1, и отменить данное Предписание.

Административным ответчиком представлен Отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просят в заявленных требованиях отказать, мотивируя тем, что Предписание № 853/вп от 23 января 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации является законным и не подлежащим отмене. 23 января 2019 года государственным инспектором Касимовского межрайонного отдела ФИО3 проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении физического лица ФИО1, в результате которой установлено ненадлежащее использование земельных участков. 23 января 2019 года в период времени с 11 часов 30 минут до 16 часов 07 минут по адресу: <адрес>, при проведении внеплановой проверки в отношении физического лица ФИО1 на основании приказа Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям № 853/вп от 20.12.2018 года на предмет исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № 469/вп от 04.09.2018 года установлено, что ФИО1 не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв на земельных участках сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства: с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м. Данные земельные участки длительное время не используются под пашню, сенокошение и пастьбу скота, многолетние культурные насаждения отсутствуют, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся. Нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ № 101 от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТ 16265-89. ФИО1 не выполнено в полном объеме предписание № 469/вп от 04.09.2018 г. со сроком исполнения до 15.12.2018 года, зарастание земельных участков не устранено. Физическому лицу ФИО1 предписано устранить указанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 23 июня 2019 года. Проверка в отношении ФИО1 проводилась в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ч.4 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении, в том числе граждан, применяются положения вышеуказанного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. В настоящее время понятие «освоение земельного участка» в федеральных законах не раскрывается. Вместе с тем, ст. 284 ГК РФ указывает на то, что земельный участок сельскохозяйственного назначения независимо от состояния его почвы должен использоваться его правообладателем (в том числе новым собственником) именно для сельскохозяйственного производства с первого дня приобретения прав владения и пользования таким земельным участком. Считают также, что в соответствии с ч.1 ст.34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому Управление не имеет права навязывать конкретный способ исполнения выявленных нарушений. Считают, что в заявлении отсутствуют какие-либо обстоятельства, указывающие на то, что Предписание П№853/вп от 23 января 2019 года об устранении выявленного нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации необходимо отменить и производство по делу прекратить.

Административный истец ФИО1 в суде поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что он занимается органическим земледелием. Он совершенно не признает, что на его участках произрастает сорная трава. Во всех справочниках и Интернет-изданиях указано, что любая сорная трава - это трава, которая не возделывается культурно человеком. Россельхознадзор сразу относит траву, произрастающую на его участках, к сорной траве. Он же использует естественный травостой как кормовую базу, которая в 2,5 раза дешевле и продуктивнее. Если применять культурные растения, которые рекомендует Россельхознадзор с помощью технологий Монтанты, то это приведет к дополнительным энергозатратам. В Постановлении № 369 указано, что на земельном участке закочкоренность, заболоченность и насаждение кустарников не должно быть более 30%. После визуального осмотра в предписании написано, что у него 40 % и 50 %. Он же считает, что у него засоренность 20%. Не подсчитано количество деревьев, не посчитана площадь зарастания, а только на глаз указано. Властные органы говорят о том, что делать и как делать. На сегодняшний день они говорят, чтобы он убрал сорную растительность, но так он лишится кормовой базы, где он тогда будет пасти скот, как развивать хозяйство и наращивать поголовье.

Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.

Заслушав административного истца ФИО1, исследовав представленные по делу доказательства, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ одной из обязанностей собственников земельных участков является обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевых назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение, на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; залесенность и (или) закустаренность на пашне свыше 15% площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%.

Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность посредством организации и проведения проверок указанных граждан, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранений нарушений в области земельных отношений.

В соответствии с пунктами 1, 5 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора осуществляют плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства РФ, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществляют контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591.

Согласно п. 85 Административного регламента, в случае нарушений требований законодательства РФ должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства РФ, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены правонарушителем самостоятельно.

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи д. <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи <адрес>.

На основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям № 469/вп от 15.08.2018 в отношении ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению им земельного законодательства на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения с 04.09.2018 по 01.10.2018 (л.д. 36).

О проведении указанной проверки ФИО1 уведомлен 24.08.2018 (л.д. 37-38).

В ходе проверки 04 сентября 2018 года выявлено, что на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи <адрес> – произошло зарастание его части многолетней сорной растительностью на 40% площади и древесно-кустарниковой растительностью на 60% площади; на земельном участке с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи д. <адрес> - произошло зарастание его части многолетней сорной растительностью на 80% площади и древесно-кустарниковой растительностью на 20% площади; на земельном участке с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м. - произошло зарастание его части многолетней сорной растительностью на 100% площади, также на участке имеются отдельно стоящие деревья. Данные земельные участки не используются под пашню, сенокошение и пастьбу скота, отсутствуют многолетних культурных насаждений, не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятий (л.д. 43-45). Административный истец ФИО1 не участвовал при проведении проверки.

04 сентября 2018 года государственным инспектором Касимовского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО3 составлено предписание № 469/вп (л.д. 39-40), данное предписание направлено административному истцу ФИО1, которое им получено 14.09.2018 (л.д. 41-42), и предложено в срок до 15 декабря 2018 года устранить допущенные нарушения, указывая на то, что устранение зарастания земельного участка сорной растительностью возможно путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов, арборицидов и др.) и фитосанитарных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Предписание является актом реагирования Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства. Управление обязано установить срок исполнения, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенных нарушений. Выданное предписание ФИО4 не обжаловал, незаконным оно не признано, следовательно, предписание носит обязательный характер.

В установленный срок ФИО1 вышеуказанное предписание не выполнено, что зафиксировано актом от 23.01.2019 (л.д. 64-65) и протоколом осмотра от 23.01.2019 внеплановой выездной проверки (л.д. 66-67), проведенной на основании приказа № 853/вп от 22.12.2018 Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. Земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный вблизи <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный вблизи д. <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный вблизи <адрес>, заросли сорной и древесной растительностью, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТ 16265-89.

23 января 2019 года государственным инспектором Касимовского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО3 составлено предписание № 853/вп (л.д. 68-69), которое направлено административному истцу ФИО1, и получено им 08.02.2019 (л.д. 81-82). В предписании отражены выявленные нарушения и предложено в срок до 23 июня 2019 года устранить допущенные нарушения.

Административным истцом не представлено материалов, подтверждающих защиту земель от негативного воздействия, от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями и по восстановлению плодородия почв.

Из анализа собранных по делу доказательств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на основании выявленных нарушений земельного законодательства, с соблюдением Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года № 1, в соответствии с полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327, согласно процедуре, определенной Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 591 от 27.12.2016. Процедура выдачи предписания и его содержание соответствуют действующему законодательству.

Доводы административного истца о том, что предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, судом отклоняются. Исполнитель вправе самостоятельно избрать для себя способ устранения выявленных нарушений, поскольку Управлением при проверке выполнения данного предписания оценивается лишь конечный результат, который выражается в исполнении земельного законодательства, при этом избранный способ для Управления не имеет значения.

Вопреки доводам административного истца, срок, установленный для ФИО1 для исполнения предписания является разумным и соразмерным затратам, необходимым для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Кроме того, административный истец ФИО1 вправе для решения вопроса об устранении выявленных нарушений земельного законодательства обратиться в Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям с ходатайством о продлении срока устранения нарушений, о чем указано в предписании.

Суд, учитывая вышеизложенное, отказывает административному истцу ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 23.01.2019.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 227-228 КАС РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований по административном иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд (р.п. Пителино) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.А.Рожкова