Дело № 2а-228/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2020 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мартыновой Л.Н.
при секретаре Мифтаховой Г.Р.
с участием представителей административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, ФИО3,
представителя Межрайонной ИНФС № 3 по РБ ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО5 ФИО10 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении налоговой льготы, обязании предоставить налоговую льготу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Управлению ФНС по Республике Башкортостан об отказе в предоставлении налоговой льготы, выразившееся в сообщении от 04.06.2018 № 169753 и решении УФНС по Республике Башкортостан от 17 октября 2018 г. № 271/17 незаконным; обязании предоставить налоговую льготу в отношении объектов с кадастровыми номерами №
В обосновании иска указала, что на праве собственности ей принадлежат нежилые строения: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер № склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер №), на которые истец имеет налоговые льготы.
Сообщением от 04.06.2018 № 169753 МИФНС № 3 по РБ отказала истцу в предоставлении налоговой льготы, мотивируя тем, что по объектам с указанными выше кадастровыми номерами в соответствии с п.5 ст.407 НК РФ, приказом Минземимущества от 29.12.2016 № 2007 налоговая льгота не представляется. Решением Управления ФНС России по РБ жалоба оставлена без удовлетворения, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.
Определением Стерлитамакского городского суда от 28.11.2019 в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
На судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, направила в суд своего представителя.
Представители административного истца по доверенности ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, просили отменить решения налогового органа по доводам, указанным в иске.
Административный ответчик- представитель Межрайонной ИНФС № 3 по РБ ФИО4 по доверенности административный иск не признала, указала, что согласно приказа Минземимущества по Р Б от 29.12.2016 № 2007, в отношении объектов, принадлежащих истцу, налоговая льгота не предоставляется.
Административный ответчик- Управление ФНС России по РБ на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о дне и времени рассмотрения дела, о причинах не явки суд не уведомили.
Заинтересованное лицо- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что спорные объекты в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан не числятся.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу закрепленных в статье 3 Кодекса основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.04.2004 № 143/2004 ФИО1 приобрела в собственность нежилые строения: штамповочный цех, количество 2 этажей общей площадью 1782, 4 кв.м.(Литера А), кадастровый номер № склад обувного производства, количества 2 этажей общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1), кадастровый номер №, расположенные на земельном участке площадью 2659 кв.м. по адресу: <адрес>.
30 августа 2004 г. ФИО1 выданы свидетельства о государственной регистрации права на указанные объекты.
Административный истец представил в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, в которой состоит на налоговом учете, заявление на предоставление налоговой льготы.
Согласно сообщения № 169753 от 04.06.2018 ФИО1 отказано в предоставлении налоговой льготы в соответствии с п.5 ст.407 НК РФ, льгота не предоставляется по КН № и № приказ Минземимущества РБ от 29.12.2016 (л.д.14).
Решением УФНС России по РБ от 17.10.2018 № 271/17 жалоба ФИО1 на сообщение нижестоящего налогового органа об отказе в подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы по налогу на имущество оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 № 2007 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В указанный Перечень на 2017 год под пунктами 8515,8516 включены здания с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.93).
При этом истцу принадлежат объекты с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> являются самостоятельным объектом гражданских прав, поскольку поставлены на кадастровый учет под иными кадастровыми номерами.
Так, статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень), в который входят, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки для целей исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Таким образом, доказательств, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> в 2017 году входили в состав здания с кадастровыми номерами №, которые включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 № 2007, суду не представлено, а потому требования ФИО1 подлежат удовлетворению. Кроме того, как следует из приложения к уведомлению №2119937 от 20.05.2019, спорные объекты отнесены к иным строениям и сооружениям.
Учитывая то обстоятельство, что ФИО1, имеющая право на получение налоговой льготы представила все необходимые для его получения документы, суд возлагает на Межрайонный ИФНС № 3 по Республики Башкортостан обязанность предоставить ФИО1 налоговую льготу на объекты недвижимого имущества: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер №) и склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер №) за 2017 год.
Довод представителя Межрайонной ИНФС № 3 по Республики Башкортостан на ответ МЗиИО РБ, согласно которого объект недвижимости с кадастровым номером № включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не состоятелен, поскольку в данном ответе Министерство ссылается на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Тогда как истцом оспаривается решение об отказе в предоставлении налоговой льготы за 2017 год.
В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или используется не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (подпункт 2).
В пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, содержащем определение торгового центра (комплекса) содержатся аналогичные положения применительно к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 2.1 Закона о налоге на имущество организаций к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3);
- расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4).
Понятия "административное помещение" и "офисное здание административного назначения" не являются идентичными, в связи с чем для решения вопроса об отнесении объекта налогообложения, размещенного на таком земельном участке, к административно-деловому центру требуется установление вида его фактического использования, поскольку техническая документация также не свидетельствует о том, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение объектов, названных в статье 378.2 НК РФ, а наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно техническому паспорту и поэтажному плану спорного здания его помещения имеют следующее назначение и фактическое использование: штамповочный цех, склад обувного производства, крыльцо, (1362,4 кв. м).
Доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что в отношении спорного здания проводились мероприятия по определению его вида фактического использования до включения в Перечень на 2017 год, материалы дела не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признан незаконными отказ Межрайонной ИНФС № 3 по Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года № 169753 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республики Башкортостан от 17 октября 2018 года № 271/17 в отказе в подтверждении права ФИО5 ФИО11 на предоставление льготы на объекты недвижимого имущества: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер №) и склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер №).
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Республике Башкортостан предоставить ФИО5 ФИО12 налоговую льготу на объекты недвижимого имущества: штамповочный цех, общей площадью 1782, 4 кв.м. (литера А, кадастровый номер №) и склад обувного производства, общей площадью 602, 0 кв.м. (литера А1, кадастровый номер №) за 2017 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд со дня его принятия в окончательной форме -07 февраля 2020 года.
Судья Л.Н. Мартынова