ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/20 от 20.05.2020 Сызранского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бормотовой И.Е.

при секретаре Карпушкиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-228/2020 по административному исковому заявлению Богомолова С.Г. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка и предоставить земельный участок в безвозмездное пользование либо в аренду,

у с т а н о в и л:

Богомолов С.Г. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, в аренду, собственность или безвозмездное пользование. Администрация Сызранского района письмом от 18.02.2020 исх.№494 отказала в предоставлении земельного участка, ссылаясь на ст.39.8, подпункт 6 пункта 2 ст. 39.3, ст.39.17, ст.39.20 Земельного кодекса РФ. Ранее письмом от 17.12.2019 исх.№3483 администрация Сызранского района отказала в удовлетворении его заявления об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «коммунальное обслуживание» на вид «ведение личного подсобного хозяйства».

Полагает действия администрации Сызранского района по отказу в предоставлении земельного участка и отказе в изменении вида разрешенного использования являются незаконными и необоснованными.

Постановлением администрации Сызранского района от 26.02.2019 был образован земельный участок площадью 324 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , относящегося по категории к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером .

В начале мая-июня 2019 на указанном земельном участке была возведена постройка. По результатам мероприятий по проверке соблюдения требований земельного законодательства администрацией Сызранского района был выявлен факт возведения самовольной постройки на земельном участке, в связи с чем Управлением Росреестра было вынесено решение о привлечении Богомолова С.Г. к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

16.09.2019 администрация сельского поселения Усинское Сызранского района направила в адрес Богомолова С.Г. уведомление о приведении самовольной постройки в соответствии с установленными требованиями. В соответствии с п.2 ч.4 ст. 222 ГК РФ Богомолову С.Г. установлен срок приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства РФ – в течение 2-х лет с момента получения данного уведомления.

04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым, а также с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ, факт нахождения на испрашиваемом земельном участке самовольной постройки не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования, а также препятствовать изменению вида разрешенного использования. При этом использование земельного участка должно осуществляться с учетом принятого органом местного самоуправления решения по самовольной постройке с учетом положений ст. 222 ГК РФ.

Ссылаясь на подпункт 7.1 пункта 7 статьи 39.8, подпункт 3.1 пункта 3 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, которые подробно регламентируют особенности заключения договора аренды (безвозмездного пользования) земельного участка в случае нахождения на нем самовольной постройки, на подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, полагает, что действия администрации Сызранского района по отказу в предоставлении земельного участка и изменению вила разрешенного использования нарушают его права и законные интересы, противоречат действующему земельному и градостроительному законодательству, лишают возможности выполнения требований Уведомления о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, не позволяют устранить допущенные нарушения в оформлении документов в соответствии с установленными правилами землепользования.

Просит признать незаконным отказ администрации муниципального района Сызранский Самарской области в предоставлении Богомолову С.Г. земельного участка с КН № площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района Сызранский устранить нарушения прав Богомолова С.Г.:

- изменить вид разрешенного использования земельного участка с КН № площадью 324 кв.м., распложенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, на вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства,

- предоставить земельный участок КН № площадью 324 кв.м., распложенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, Богомолову С.Г. в безвозмездное пользование или в аренду.

Представитель административного истца Богомолова С.Г. – Миронов Е.В. (по доверенности от 23.10.2017) в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. Ранее в судебных заседаниях административный иск поддержал, подтвердил его доводы, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района Сызранский Самарской области Машин Д.Г. (по доверенности от 15.01.2020) в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия, заявленные требования не признает. Ранее в судебных заседаниях с административным иском не согласился, поддержал доводы письменного отзыва (л.д.39), из которого следует, что административный истец неправильно истолковывает приведенным им в иске положения подпункта 7.1 пункта 7 статьи 39.8 и подпункта 3.1 пункта 3 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, которые по мнению истца, регламентируют особенности заключения договора аренды (безвозмездного пользования) земельного участка в случае нахождения на нем самовольной постройки. Считает, что данные положения закона указывают только на необходимость включения в договор аренды либо безвозмездного пользования земельного участка специального условия об обязательстве арендатора либо пользователя земельного участка использовать в соответствии с законом имеющуюся на нем самовольную постройку. При этом административный истец не мотивирует свои требования нормами законами о возможности предоставления именно ему земельного участка с находящейся на нем самовольной постройкой без проведения торгов, так как подобных положений Земельный кодекс РФ не содержит. В отношении земельных участков с расположенными на нем самовольными постройками Земельный кодекс РФ предусматривает положения о невозможности приобретения таких земельных участков без их преобразования и проведения торгов (пункт 5 ст. 46, пункт 6.2 ст. 54). При этом согласно подпункту 13 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности должно содержать сведения об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев. Таким образом, земельный участок с расположенной на нем самовольной постройкой может быть предоставлен только при обязательном приведении самовольной постройки в соответствии с условиями закона на торгах. В связи с этим спорный земельный участок не может быть предоставлен конкретно административному истцу без приведения расположенной на нем самовольной постройки в соответствии с условиями закона и без торгов, следовательно, административный иск Богомолова С.Г. является незаконным. Спорный земельный участок был образован постановлением администрации Сызранского района от 26.02.2019 на основании заявления ООО «Садовод» с указанием вида разрешенного использования «коммунальное обслуживание» и справки Главы сельского поселения Усинское от 20.02.2019 №71 о цели использования земельного участка для строительства котельной. При этом на данный момент земельный участок никому не предоставлен, процедура торгов в отношении его предоставления не проведена. В связи с этим требования административного истца об изменении вида разрешенного использования с «коммунальное обслуживание» на ведение личного подсобного хозяйства» также являются немотивированными и незаконными. Просит в иске Богомолову С.Г. отказать.

Заинтересованное лицо – администрация сельского поселения Усинское Сызранского района в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв в лице главы сельского поселения Галкина А.Ю., из которого следует, что основанием обращения Богомолова С.Г. в суд явился факт направления в его адрес администрацией сельского поселения Усинское Уведомления о решении приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями (исх.№725 от 16.09.2019). В данном уведомлении на основании пункта 2 части 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ Богомолову С.Г. был установлен срок приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации – в течении 2-х лет с момента получения данного уведомления. Администрация с.п. Усинское полагает возможным удовлетворение исковых требований административного истца, поскольку только положительное судебное решение позволит административному истцу оформить права на земельный участок, что соответственно позволит исполнить направленное в его адрес Уведомление о решении приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Невозможность длительное время оформить прав на земельный участок объективно не позволяется истцу легализовать принадлежащий ему объект, находящийся на указанном земельном участке. Действующая в настоящее время редакция абзаца 4 п.2 ст. 222 ГК РФ прямо допускает приведение самовольных построек в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом. В связи с чем просит удовлетворить заявленные требования Богомолова С.Г.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административный иск Богомолова С.Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п.п.15 п.2).

Согласно п.7.1 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

В соответствие с п.п.6 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Согласно п. 3.1 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, договор безвозмездного пользования таким земельным участком должен предусматривать обязательство лица, с которым заключается договор безвозмездного пользования таким земельным участком, за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство указанного лица осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет. В этом случае срок договора безвозмездного пользования земельным участком устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

Согласно п.8 ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:… на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствие с ч.11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны:

1) осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением;

2) осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для сноса самовольной постройки;

3) осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. При этом необходимо, чтобы в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, такие лица представили в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что 15.11.2018 ООО «Садовод» в лице директора Богомолова С.Г. обратилось в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в целях образования земельного участка в кадастровом квартале площадью 324 кв.м., местоположение <адрес>, категория земель - Ж-1, разрешенное использование – коммунальное обслуживание (л.д.40-41).

Согласно справки администрации сельского поселения Усинское Сызранского района от 20.02.2019 земельному участку для строительства отопительной котельной <адрес> будет присвоен почтовый адрес: Самарская область, Сызранский район, <адрес> (л.д.41 оборот).

Постановлением администрации Сызранского района от 26.02.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , относящегося по категории к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.40, 42).

Указанный земельный участок площадью 324 кв.м. 11.04.2019 поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.04.2019 (л.д.15-18).

15.05.2019 ООО «Садовод» в лице директора Богомолова С.Г. обратилось в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка с КН № для строительства объекта коммунального назначения (л.д.86).

Согласно информации Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района Самарской области от 03.06.2019, предоставленной по запросу администрации Сызранского района, на земельном участке с КН № площадью 324 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, находится объект капитального строительства (л.д.88).

Письмом от 10.06.2019 №1695 администрация Сызранского района предложила ООО «Садовод» к заявлению о предоставлении в аренду земельного участка приложить документы, подтверждающие регистрацию их права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на данном земельном участке (л.д.87).

26.07.2019 ООО «Садовод» в лице директора Богомолова С.Г. направило в администрацию Сызранского района заявление с ходатайством не рассматривать заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и заявление о предоставлении земельного участка с КН № в аренду от 15.05.2019 в связи с отсутствием правовой заинтересованности в использовании указанного земельного участка (л.д.89).

В тот же день 26.07.2019 в администрацию Сызранского района обратился Богомолов С.Г. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН № с «коммунальное обслуживание» на «ведение личного подсобного хозяйства» с целью дальнейшего его предоставления в пользование, для осуществления реконструкции самовольной постройки, расположенной в границах данного земельного участка (л.д.90).

Распоряжением администрации Сызранского района от 06.08.2019 постановлено провести внеплановую проверку соблюдения требований земельного законодательства в отношении Богомолова С.Г., проживающего по адресу: Сызранский район, <адрес>, в части земельного участка с КН №, расположенного по адресу: Сызранский район, <адрес> (л.д.10-11).

По результатам проведенной муниципальным инспектором по муниципальному земельному контролю администрации Сызранского района проверки соблюдения земельного законодательства Богомоловым С.Г. в части указанного земельного участка площадью 324 кв.м. с КН №, установлено, что на земельном участке расположено двухэтажное капитальное здание площадью застройки 104 кв.м. на землях, государственная собственность на которые не разграничена. По имеющимся сведениям в администрации Сызранского района разрешения на строительство данного здания никто не получал. Возведение данного строения производил Богомолов С.Г. Выявлен факт самовольного капитального строения на земельном участке, на котором не допускается размещение данного объекта, и усматриваются признаки нарушения статей 25, 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Строение возведено в 2019 году (акт проверки соблюдения требований земельного законодательства от 13.08.2019 на л.д. 13-14).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в городском округе Сызрань и муниципальном районе Сызранский по использованию и охране земель от 11.10.2019 Богомолов С.Г. привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, который им оплачен (л.д.64-68).

Письмом от 22.08.2019 №2510 администрация Сызранского района дала ответ Богомолову С.Г. о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на ст.ст. 33, 55.32 Градостроительного кодекса РФ, п.4 ст.222 ГК РФ, в связи с выявлением самовольной постройки на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, необходимые на дату начала строительства. Тем самым, принятие решения о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок не представляется возможным (л.д.91-92).

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В силу пункта 3.1 настоящей статьи решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

В силу пункта 4 настоящей статьи органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Установлено, что администрацией сельского поселения Усинское Сызранского района принято решение о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, о чем 16.09.2019 направлено уведомление в адрес администрации Сызранского района и Богомолова С.Г. В данном уведомлении администрация с.п. Усинское Сызранского района указывает на необходимость приведения самовольной постройки, расположенной по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, в соответствие с установленными требованиями в течение 2-х лет с момента получения настоящего уведомления. Основанием принятия такого решения указан п.2 ч.4 ст. 222 ГК РФ (л.д.19-20).

После этого Богомолов С.Г. 20.11.2019 обратился в администрацию Сызранского района с заявлением, в котором с целью исполнения выданных предписаний о приведении в соответствие с установленными требованиями возведенной самовольной постройки, просит изменить вид разрешенного использования указанного выше земельного участка с «коммунального обслуживания» на «ведение личного подсобного хозяйства» с последующей передачей земельного участка с КН № в аренду или собственность, указав, что наличие на земельном участке самовольной постройки, при отсутствии каких-либо споров и возражений третьих лиц, не является препятствием для изменения вида разрешенного использования (л.д.93).

Письмом от 17.12.2019 №3483 администрация Сызранского района на обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, повторно разъяснила Богомолову С.Г., что при утверждении схемы расположения земельного участка администрация выразила свое согласие на образование земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена в соответствие с установленным видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание». Полагают, что у Богомолова С.Г. отсутствуют основания для обращения в администрацию с требованием об изменении вида разрешенного использования на «ведение личного подсобного хозяйства», так как оно по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством процедуры предоставления земельных участков на торгах (л.д.94).

05.02.2020 Богомолов С.Г. обращается в администрацию Сызранского района с заявлением, в котором с целью исполнения решения Главы сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский о приведении в соответствие с установленными требованиями возведенной самовольной постройки согласно уведомлению от 16.09.2019 №725 просит рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с КН № площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Сызранский район, <адрес> в аренду, собственность или безвозмездное пользование (л.д.95).

Письмом от 18.02.2020 №494 администрация Сызранского района, ссылаясь на подпункт 8 пункта 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, статью 10.6 Закона Самарской области от 10.03.2005 №94-ГД «О земле», и руководствуясь ст. 39.8, подпунктом 6 пункта 2 ст. 39.3, ст. 39.17, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, отказал Богомолову С.Г. в предоставлении земельного участка с КН № с видом разрешенного использования «коммунальное хозяйство» площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Сызранский район, <адрес> (л.д.96).

Именно данный отказ в предоставлении земельного участка оспаривается заявителем.

Основанием для обращения Богомолова С.Г. 05.02.2020 в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, собственности или безвозмездного пользования, явилось принятое администрацией сельского поселения Усинское Сызранского района в соответствии с п.2 ч.4 ст. 222 ГК РФ решение о приведении самовольной постройки в соответствии с установленными требованиями от 16.09.2019.

Суд принимает во внимание, что данное решение администрации сельского поселения Усинское никем не оспорено.

Между тем, суд учитывает требования п.2 ч.4 ст. 222 ГК РФ и приходит к выводу, что данное решение администрации сельского поселения Усинское о необходимости приведения самовольной постройки, расположенной по адресу: Сызранский район, <адрес>, в соответствие с установленными требованиями в течение 2-х лет с момента получения уведомления о принятом решении, не соответствует указанным нормам закона.

Орган местного самоуправления, руководствуясь п.2 ч.4 ст. 222 ГК РФ, должен принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. Основанием принятия такого решения является возведение или создание самовольной постройки на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Суд установил, что основания принятия органом местного самоуправления решения от 16.09.2019 не относятся к требованиям, предусмотренным п.2 ч.4 ст.222 ГК РФ, поскольку Богомолов С.Г. возвел самовольную постройку на земельном участке, на который у него отсутствовали правоустанавливающие документы, необходимые на дату начала строительства. Кроме того, принятие органом местного самоуправления решения только в части приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, также не соответствует требованиям п.2 ч.4 ст.222 ГК РФ, так как он должен был принять решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Альтернативный вариант в данном случае законом не предусмотрен.

Возведение Богомоловым С.Г. самовольной постройки на земельном участке, на который у него отсутствуют правоустанавливающие документы, а необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки в соответствие с п.1 ч.4 ст.222 ГК РФ.

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании свидетель Свидетель №1 как начальник отдела архитектуры УСАЖКДХ администрации Сызранского района.

Таким образом, решение администрации сельского поселения Усинское о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, согласно уведомления от 16.09.2019, принято в нарушение ч.4 ст. 222 ГК РФ.

Тем самым данное решение администрации сельского поселения Усинское Сызранского района, принятое с нарушением ч.4 ст. 222 ГК РФ, не может являться основанием для предоставления спорного земельного участка на праве аренды или безвозмездного пользования в соответствие с п.7.1 статьи 39.8, п.3.1 ст.39.10 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается административный истец, и соответственно не влечет выполнение им обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Богомолов С.Г. не обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на торгах посредством проведения аукциона, тогда как наличие на земельном участке расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что предусмотрено п.8 ч.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Суд приходит к выводу, что отказ администрации Сызранского района в предоставлении Богомолову С.Г. спорного земельного участка с КН № на праве собственности, аренды, безвозмездного пользования, выраженный в письме от 18.02.2020, является обоснованным и соответствует требованиям закона по изложенным выше основаниям.

Требования ст. 39.18 Земельного кодекса РФ при рассмотрении заявления административного истца административным ответчиком выполнены, принято решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Богомолова С.Г. при отказе в предоставлении земельного участка, выраженного в письме администрации Сызранского района от 18.02.2020. Срок обращения в суд административным истцом соблюден.

Таким образом, требования административного истца в части признания незаконным отказа администрации Сызранского района в предоставлении земельного участка с КН № площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, и возложении обязанности на администрацию Сызранского района предоставить указанный земельный участок в безвозмездное пользование или в аренду удовлетворению не подлежат.

В части требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка с «коммунальное обслуживание» на «ведение личного подсобного хозяйства» суд считает необходимым отказать, поскольку требований об оспаривании решения администрации Сызранского района в части отказа в изменении вида разрешенного использования административным истцом не заявлено. Возложение обязанности на административного ответчика по изменению вида разрешенного использования без оспаривания решений и действий органа местного самоуправления КАС РФ не предусмотрено. Суд полагает, что в этой части заявленных требований административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Богомолова С.Г. об оспаривании отказа администрации муниципального района Сызранский Самарской области в предоставлении земельного участка с КН № площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования и предоставить земельный участок в безвозмездное пользование или на праве аренды отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.05.2020.

Судья-