ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2290/20 от 16.06.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2290/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июня 2020 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Мишуковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к Администрации МО «Город Архангельск». В обоснование иска указала, что на всем протяжении внутридомового проезда многоквартирного жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в г. Архангельске имеются повреждения: ямы, выбоины, трещины, разрушено асфальтовое покрытие, данные повреждения делают невозможным и затруднительным перемещение по указанной территории. Данный участок дороги не относится к общему имуществу многоквартирного дома, земельный участок не сформирован. В связи с чем, полагает, что внутридомовой проезд жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в г. Архангельске является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности на участке дороги внутридомового проезда жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в г. Архангельске, обязать Администрацию МО «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в надлежащее состояние дорогу, расположенную во внутридомовом проезде жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в г. Архангельске.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, В случае удовлетворения административного иска срок исполнения решения суда оставила на усмотрение суда.

Представитель администрации МО «Город Архангельск» ФИО2 в судебное заседание не явилась, ранее направила отзыв на административное исковое заявление, в котором с административным иском не согласилась, не оспаривала, что внутридомовой проезд придомовой территорией дома по адресу: <адрес> канал, <адрес> г. Архангельске, не является, и находится в ненадлежащем состоянии. Однако указала, что орган местного самоуправления самостоятелен в расходовании денежных средств, в осуществлении полномочий местного самоуправления. При удовлетворении требований просила установить срок для устранения нарушений не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «АРХСИТИГРУПП» ФИО3 в судебном заседании с административным иском согласилась, указала, что внутридомовой проезд многоквартирного жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в г. Архангельске не относится к общему имуществу многоквартирного дома, находится в собственности административного ответчика.

ГИБДД УМВД России по г. Архангельску представили Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

ФИО1 проживает по адресу: <адрес> канал, <адрес>, в связи с чем регулярно пользуется внутридомовым проездом многоквартирного <адрес> канал в г. Архангельске.

Административный истец указала, что на протяжении внутридомового проезда <адрес> канал в г. Архангельске имеются повреждения: выбоины, ямы, продольные поперечные трещины, разрушение асфальтового покрытия. Указанные повреждения делают невозможным и очень затруднительным перемещение по указанной территории, создается множество неудобств и препятствий при передвижении на колясках, автомобилях, передвижения людей.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, фотоматериалами, представленными в суд, административным ответчиком не опровергнуты.

В силу п. п. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному сотрудником ГИБДД по запросу суда, на спорном участке выявлены следующие недостатки в содержании дороги: повреждения покрытия проезжей части (провалы, выбоины, продольные и поперечные трещины), временные дорожные знаки, информирующие водителей об опасности, на вышеуказанном участке, отсутствуют.

Наличие выявленных нарушений администрацией Мо «Город Архангельск» не оспаривается.

По сообщению Департамента градостроительства Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ, по данным публичной кадастровой карты земельный участок по <адрес> канал, <адрес> сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет , вид разрешённого использования: для объектов жилой застройки. Вместе с тем, внутридомовой проезд придомовой территорией дома не является.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что внутридомовой проезд по <адрес> канал, <адрес>, является объектом дорожного хозяйства, который должен содержаться администрацией МО «Город Архангельск».

Доказательств того, что спорный проезд, предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства только <адрес> канал и отвечает требованиям пп. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, где перечислен объем и дана характеристика общей собственности собственников многоквартирного дома, и может быть при формировании земельного участка многоквартирного дома предоставлен в общую собственность, в деле не имеется.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017) предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В силу указаний п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ, на момент рассмотрения дела ремонтные работы на спорном участке дороги не выполнены.

Положение об администрации МО «Город Архангельск» утверждено решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу указания п. 1.1 Положения Администрация МО «Город Архангельск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск», наделенным Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.

К компетенции администрации города относятся среди прочего: исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, главы муниципального образования «город Архангельск», Администрации города; управление муниципальной собственностью в соответствии с законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу закона ответственность за содержание спорного участка дороги возложена на Администрацию МО «Город Архангельск» как орган местного самоуправления, которая вправе решать вопросы местного значения, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов с иными учреждениями и организациями, именно указанный ответчик обязан осуществлять контроль за надлежащим выполнением условий контракта и содержанием дорог.

Таким образом, административный ответчик Администрация МО «Город Архангельск» допустил незаконное бездействие при осуществлении дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги, чем нарушил права административного истца на безопасность при дорожном движении, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

С учетом количества выявленных повреждений дорожного покрытия, необходимости проведения значительного объёма работ по его восстановлению, а также выполнения всех необходимых мероприятий по осуществлению дорожной деятельности, сезонности выполнения ремонтных работ, перечня объектов подлежащих ремонту в текущем году, недостаточности бюджетных средств на эти цели, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца на Администрацию МО «Город Архангельск» суд полагает необходимым возложить обязанность организовать осуществление дорожной деятельности на спорном участке автомобильной дороги в соответствие требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный срок является разумным для выполнения всех необходимых мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности на участке дороги внутридомового проезда жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в городе Архангельске.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность организовать дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, на участке дороги внутридомового проезда жилого <адрес> по проспекту Обводный канал в городе Архангельске.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года.