УИД 19RS0001-02-2021-002257-08 Дело № 2а-2290/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 20 мая 2021 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Займер» к начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Займер» (далее по тексту – ООО МФК «Займер») обратилось с иском к начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, о признании действий незаконными. Требования мотивированы тем, что ООО МФК «Займер» является взыскателем по исполнительным документам в отношении должников-граждан проживающих в на территории Республики ФИО1, а именно: по исполнительным документам № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО33; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО34; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО13; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО36; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО37; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО39; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО40; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО41; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО42; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО43; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО44; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО25; № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО45; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО46; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО47; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО19; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО20; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО21; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО26; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО22; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО27; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО23; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО28; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО14; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО24; № от ДД.ММ.ГГГГ отношении ФИО29; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО31; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО38; № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО15ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО МФК «Займер» направил в УФССП по РХ данные исполнительные документы с заявлениями о возбуждении исполнительных производств. ДД.ММ.ГГГГ УФССП по РХ были возвращены данные исполнительные документы для направления по территориальности. Считают, что действия начальника отдела организационно-контрольной работ документационного обеспечения и работы с обращениями граждан О.А. ФИО1 выразившееся в возвращении исполнительных документов ООО МФК «Займер», незаконными. В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП РФ по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 ФЗ. Главный судебный пристав субъекта направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения. В исполнительных документах и заявлениях адресом места жительства должников значится Республика ФИО1, соответственно местом совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является Республика ФИО1. Взыскатель ООО МФК «Займер», находящийся в <адрес>, в целях правильного определения места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соответственно структурного подразделения, в котором должны быть возбуждены исполнительные производства, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч. 4 ст. 30 ФЗ, направил в УФССП по РХ исполнительные документы с заявлением, в котором просил направить их в соответствующие структурные подразделения для возбуждения исполнительных производств. Сам факт направления исполнительных документов в УФССП по РХ, подразумевал, что взыскателю неизвестно в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. Ранее данные исполнительные документы не предъявлялись для исполнения в службу судебных приставов. Исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительные документов изложен в ст. 31 ФЗ. Таким образом, главный судебный пристав, получив исполнительные документы обязан был направить их в соответствующее подразделение судебных приставов, в установленные сроки, а судебный пристав-исполнитель данного подразделения, в свою очередь обязан был принять по ним процессуальное решение в виде вынесения соответствующего постановления, в соответствии со ст. 30, 31 ФЗ «Об исполнительном производстве». Аналогичный порядок определен Инструкцией по делопроизводству ФССП. В сопроводительном письме о возврате исполнительных документов указывается на возможность получение необходимой информации о структурных подразделениях УФССП на официальном сайте Управления r19.fssp.gov.ru. При проверке данного сервиса установлено, что в данном разделе указываются названия отделов судебных приставов с адресом месторасположения и адресом электронной почты. Иной информации в виде территориальности подведомственности нет. Просили признать действие начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан ФИО4 выразившееся в направлении исполнительных документов в ООО МФК «Займер» незаконными; признать незаконным возврат административным ответчиком взыскателю ООО МФК «Займер» исполнительных документов без принятия по ним процессуальное решения; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем направления исполнительных документов в соответствующие подразделения судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В судебное заседание представитель административного истца ООО МФК «Займер» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО30, ФИО32, ФИО35, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и их явка суда не признана обязательной.
Представитель административного ответчика УФССП по РХ ФИО67, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы изложенные в письменных возражения на исковое заявление ООО МФК «Займер», дополнительно пояснила, поступившие ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в УФССП по РХ заявления ООО МКК «Займер» о возбуждении исполнительных производств с приложением оригиналов исполнительных документов возвращены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Направить заявление и исполнительный документ в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения взыскатель вправе только в том случае, если ему неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. Поскольку в исполнительных документах в силу закона содержится полная информация об адресе регистрации по месту жительства должников-граждан, имеются все основания полагать, что заявителю известно, в каком подразделении приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, так как на официальном интернет-сайте Управления (http://rl9.fssp.gov.ru) в разделе Контакты/Контактная информация структурных подразделений УФССП по РХ (https://rl9.fssp.gov.ru/sto/) размещены почтовые адреса, служебные телефоны подразделений судебных приставов Управления. Также, на официальном интернет-сайте Управления реализован сервис «Определение отдела судебных приставов», который при вводе адреса должника определяет подразделение судебных приставов Управления, в который следует направить исполнительный документ. Учитывая, отсутствие в заявлениях ООО МКК «Займер» ссылок на обстоятельства и не представление доказательств, свидетельствующих о невозможности самостоятельно установить соответствующее подразделение службы судебных приставов, в которое надлежит направить исполнительные документы, указанные заявления были возвращены в адрес взыскателя. Просила в удовлетворении заявления ООО МФК «Займер» отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно гл. 22 КАС РФ, п. 1 ст. 121 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение норм закона.
Как следует из материалов дела, ООО МФК «Займер» направило в УФССП по РХ заявления о возбуждении исполнительных производств в отношении физических лиц ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО30, ФИО32, ФИО35, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, являющихся в соответствии с исполнительными документами должниками, проживающими на территории Республики Хакасия. К заявлениям были приложены соответствующие судебные приказы.
Согласно сведениям, содержащимся в исполнительных документах, должники проживают в различных населенных пунктах Республики Хакасия.
Письмом начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП по РХ ФИО4 от 17.02.2021 в адрес ООО МФК «Займер» возвращены заявления о возбуждении исполнительных производств с приложением судебных приказов, и с указанием на необходимость направления исполнительных документов в территориальные подразделения службы судебных приставов Республики Хакасия.
Кроме того, ООО МФК «Займер» разъяснено, что информация о территориальных подразделениях УФССП по РХ находится в открытом доступе на сайте http://rl9.fssp.gov.ru, к письму приложена контактная информация об указанных территориальных подразделениях.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 30 названного закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 33 названного закона если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения (ч. 4 ст. 30 закона).
Изучив представленные истцом копии исполнительных документов, суд приходит к выводу о том, что исполнительные документы содержат информацию об адресах должников, в том числе сведения о соответствующих населенных пунктах и районах Республики Хакасия.
В чем выражается сложность для административного истца в определении компетентного подразделения службы судебных приставов, в административном исковом заявлении не указано.
С учетом специфики деятельности общества, характера правоотношений, в связи с которым выданы исполнительные документы, оснований предполагать об отсутствие у данного коммерческого юридического лица технической и организационной возможности установить адрес соответствующего подразделения службы судебных приставов для направления исполнительного документа, у суда не имеется.
Таким образом, доказательств того, что взыскателю было неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он объективно не мог определить соответствующий районный отдел судебных приставов, суду не представлено. Информация о подразделениях судебных приставов находится в открытом доступе на официальном сайте ФССП России.
При таких обстоятельствах решение о возвращении исполнительных документов соответствует закону.
С учетом изложенных обстоятельств, действия административных ответчиков являются законными. Не направление должностным лицом УФССП по РХ исполнительных документов в подразделения судебных приставов не нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно исковому заявлению и отчету об отслеживании отправлении административный истец получил письмо о возврате исполнительных документов и заявлений о возбуждении исполнительных производств ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного ответчиками не представлено, исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. Срок на обращение в суд административным исковым заявлением истцом не пропущен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО МФК «Займер» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Займер» к начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, о признании действий незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов