ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2291/2021 от 11.08.2021 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

№...а-2291/2021

УИД 52RS0№...-85 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2021 года Советский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Фазлетдинова А.И,

при секретаре судебного заседания Матыциной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обеспечить установление охранных зон, обеспечить соблюдение режима охранных зон, а также об обязании обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа город Нижний Новгород,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства в части осуществления уполномоченными органами государственной власти мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха на территории городского округа город Нижний Новгород.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

В силу ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится, в том числе, организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами Федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Пунктами 5.4.3 и 5.4.4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

В соответствии с Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС») от 02.02.2016 № 31, ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе, на территории Нижегородской области.

В силу п. 3.2.2 Устава, к числу основных видов деятельности ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» относится проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.

Пунктами 1, 2, 3, 4 и 6 Положения «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972, предусмотрено, что Положение устанавливает порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, относящуюся исключительно к федеральной собственности и находящуюся под охраной государства.

Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Кроме того, в силу п. 1 распоряжения администрации Нижегородской области от 24.12.1996 № 1702-р «Об утверждении Положения по охранным зонам для пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха», пункты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ) системы наблюдений федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды, расположенные в городе Нижнем Новгороде и других городах (районах) Нижегородской области и находящиеся в ведении Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предназначены для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха с целью определения текущего загрязнения воздушного бассейна, накопления данных наблюдений для выполнения оценки долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оповещения органов власти и управления, заинтересованных организаций об экстремально высоких и высоких уровнях загрязнения.

Согласно п. 4 вышеуказанного Распоряжения, в целях исключения искажения результатов измерений и в соответствии с действующими нормативными документами вокруг ПНЗ устанавливаются зоны экологического контроля в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от внешнего контура павильона на 50 метров во все стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны, не изымаются у землепользователей и используются ими с соблюдением следующих требований: запрещается возводить любые здания и сооружения, вести любые строительные работы, высаживать деревья дополнительно к существующим на момент установки ПНЗ, сваливать, сжигать мусор, устраивать стоянки автотранспорта и других машин и механизмов.

После установления охранных зон, в правоустанавливающие документы на землю физических и юридических лиц, затрагиваемых зонами, райгоркомземами вносятся соответствующие ограничения.

Однако прокуратурой установлено, что документы об установлении границ охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., отсутствуют. Соответственно, границы охранных зон вышеуказанных пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха не установлены.

В соответствии с пунктом 2.1 ГОСТ 17.(дата)-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» Каждый пост независимо от категории размещается на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с непылящим покрытием: асфальте, твердом грунте, газоне - таким образом, чтобы были исключены искажения результатов измерений наличием зеленых насаждений, зданий и т.д.

Вместе с тем, при осуществлении выездной проверки пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., установлено, что в охранных зонах перечисленных пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в непосредственной близости расположены жилые дома, автостоянки, детские площадки, многочисленные зеленые насаждения.

Ведение хозяйственной деятельности в пределах границы охранной зоны оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Создание неблагоприятных условий для осуществления инструментального мониторинга состояния атмосферного воздуха способствует искажению данных об экологической и метеорологической обстановке.

Кроме того, в соответствии с п. 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.(дата)-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2-3 поста - 100-200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. Жителей.

В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5-5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

Установлено, что на территории городского округа город Нижний Новгород имеется 9 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Однако, согласно статистическим сведениям, опубликованным на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, в городском округе город Нижний Новгород численность постоянного населения превышает 1 200 000 человек. Таким образом, учитывая положения ГОСТ17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» в городском округе город Нижний Новгород необходимо функционирование как минимум 10 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

По вышеуказанным фактам, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой 16.06.2020 в адрес руководителя ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» внесены представления об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» действенных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

На основании статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно статье 45 ГПК РФот 14.11.2002 № 138-ФЗ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, истец просит суд:

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обеспечить установление охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (... Юб), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), обеспечить соблюдение режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ....

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа ....

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их.

Представители административного ответчика ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали, просили суд отказать в полном объеме. Дали пояснение по существу дела. Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно статье 45 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

В силу статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится, в том числе, организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.

Согласно статье 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами Федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Пунктами 5.4.3 и 5.4.4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.

Пунктами 1, 2, 3, 4 и 6 Положения «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972, предусмотрено, что Положение устанавливает порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, относящуюся исключительно к федеральной собственности и находящуюся под охраной государства.

Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Кроме того, в силу п. 1 распоряжения администрации Нижегородской области от 24.12.1996 № 1702-р «Об утверждении Положения по охранным зонам для пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха», пункты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ) системы наблюдений федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды, расположенные в городе Нижнем Новгороде и других городах (районах) Нижегородской области и находящиеся в ведении Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предназначены для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха с целью определения текущего загрязнения воздушного бассейна, накопления данных наблюдений для выполнения оценки долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оповещения органов власти и управления, заинтересованных организаций об экстремально высоких и высоких уровнях загрязнения.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Распоряжения, в целях исключения искажения результатов измерений и в соответствии с действующими нормативными документами вокруг ПНЗ устанавливаются зоны экологического контроля в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от внешнего контура павильона на 50 метров во все стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны, не изымаются у землепользователей и используются ими с соблюдением следующих требований: запрещается возводить любые здания и сооружения, вести любые строительные работы, высаживать деревья дополнительно к существующим на момент установки ПНЗ, сваливать, сжигать мусор, устраивать стоянки автотранспорта и других машин и механизмов.

После установления охранных зон, в правоустанавливающие документы на землю физических и юридических лиц, затрагиваемых зонами, райгоркомземами вносятся соответствующие ограничения.

В соответствии с пунктом 2.1 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» Каждый пост независимо от категории размещается на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с непылящим покрытием: асфальте, твердом грунте, газоне - таким образом, чтобы были исключены искажения результатов измерений наличием зеленых насаждений, зданий и т.д.

Ведение хозяйственной деятельности в пределах границы охранной зоны оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Создание неблагоприятных условий для осуществления инструментального мониторинга состояния атмосферного воздуха способствует искажению данных об экологической и метеорологической обстановке.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2-3 поста - 100-200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. Жителей.

В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5-5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

В ходе проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, административным истцом установлено, что, документы об установлении границ охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., отсутствуют. Соответственно, границы охранных зон вышеуказанных пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха не установлены.

Вместе с тем, при осуществлении выездной проверки пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., установлено, что в охранных зонах перечисленных пунктов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в непосредственной близости расположены жилые дома, автостоянки, детские площадки, многочисленные зеленые насаждения.

Установлено, что на территории городского округа ... имеется 9 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. В городском округе ... численность постоянного населения превышает 1 200 000 человек. Таким образом, учитывая положения ГОСТ17.(дата)-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» в городском округе ... необходимо функционирование как минимум 10 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

По вышеуказанным фактам, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой (дата) в адрес руководителя ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» внесены представления об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» действенных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

В соответствии с Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС») от (дата)№..., ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, в том числе, на территории Нижегородской области. В силу п. 3.2.2 Устава, к числу основных видов деятельности ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» относится проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха.

Как следует из материалов дела и установлено судом до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры от (дата) организация деятельности дополнительных постов стационарных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа Нижний Новгород ответчиком в предусмотренном законом порядке не осуществляется.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, так как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Таким образом, суд полагает, что бездействие ФГБУ «Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в не обеспечении установления охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), не обеспечении соблюдения режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., является не законным.

С учетом изложенных обстоятельств административные требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ФГБУ «Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанностей: обеспечить установление охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), обеспечить соблюдение режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ...; обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа ... - подлежат удовлетворению.

Пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд принимает во внимание, что с учетом административных процедур, необходимых для обеспечения установление охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), обеспечить соблюдение режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., и обеспечения оснащение сети наблюдений достаточным количеством постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа ... разумным сроком для исполнения решения суда будет являться 24 месяца с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обеспечить установление охранных зон, обеспечить соблюдение режима охранных зон, а также об обязании обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа город Нижний Новгород - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в не обеспечении установления охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), обеспечить соблюдение режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ..., и не обеспечения оснащения сети наблюдений достаточным количеством постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа ....

Возложить на ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: обеспечить установление охранных зон на местности у ПНЗ №... (...Б), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), обеспечить соблюдение режима охранных зон у ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), ПНЗ №... (...), расположенных на территории городского округа ...; обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа ....

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд ....

Судья А.И. Фазлетдинов

Копия верна. Судья А.И. Фазлетдинов