ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2292/18 от 13.12.2018 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Административное дело

№ 2а-2292/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий 13 декабря 2018 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,

при секретаре Сурниной А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенное производственное транспортное управление Кузбасса» к Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Объединенное производственное транспортное управление Кузбасса» (ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса») обратилось в суд с административным иском к Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области о признании незаконным предписания <номер> от 14.08.2018.

Требования мотивированы тем, что 14.08.2018 на основании Приказа Департамента труда и занятости населения Кемеровской области «О проведении плановой выездной проверки ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» <номер> от 31.07.2018 проведена проверка ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» на предмет соблюдения требований Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» за период с 01.01.2018 по 10.08.2018 в части соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (п. 1 ст. 25 Закона о занятости) и ежемесячного представления органам службы занятости Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Ленинска-Кузнецкого (ГКУ ЦЗН) информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона о занятости). Актом проверки № <номер> от 14.08.2018 установлено, что среднесписочная численность работников Общества на 01.01.2018 составляла 538 человек, в соответствии с результатами специальной оценки условий труда, проведенной в Обществе в 2016 году на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, занято 296 человек, и Приказом от 29.12.2017 <номер> «О выделении (создании) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в счет квоты для устройства инвалидов выделено 9 рабочих мест. Данные обстоятельства Обществом не оспариваются и признаются.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии с абз. 1 ст. 21 Закона о защите инвалидов, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. В соответствии с абз. 2 ст. 21 Закона о защите инвалидов, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с абз. 11 ст. 8 Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов» порядок проведения специального мероприятия, предусмотренного абзацем вторым подпункта 1 настоящей статьи, устанавливается Законом Кемеровской области «О порядке квотирования рабочих мест, а в части, не урегулированной указанным законом Кемеровской области, Коллегией Администрации Кемеровской области (в редакции Закона Кемеровской области от 12.12.2016 № 88-ОЗ). В соответствии с п. 2.1. Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.04.2016 № 165, в соответствии с Законом Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников. В соответствии с п. 2.4. Порядка, работодатели самостоятельно рассчитывают квоту в соответствии с установленной величиной квоты. При расчете квоты округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Среднесписочная численность работников ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса», не включая работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, по состоянию на 01.01.2018 составляла 242 человека и рассчитывалась следующим образом: 538 (общая численность) – 296 (работники на опасных и вредных условиях труда) = 242 человека. Соответственно квота для выделения рабочих мест инвалидам составляла 9 рабочих мест. На основании вышеизложенного ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» выполнило обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 24 Закона о защите инвалидов, а именно выделило 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Между тем Департаментом труда и занятости населения Кемеровской области в акте проверки был сделан вывод о нарушении Обществом обязательных требований, установленных п. 1 ст. 25 Закона о занятости и ст. 2 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест», и выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения от 14.08.2018 № 11. Предписанием для Общества установлено требование об обеспечении выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов в срок до 27.11.2018.

В соответствии с п. 2.8. Порядка, выполнением квоты считается: создание (выделение) рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное документами (локальными нормативными актами); трудоустройство работодателем инвалидов на все выделенные рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней. Анализ вышеуказанном нормы позволяет сделать вывод о том, что выполнением квоты является любое из указанных в абз. 2 и 3 п. 2.8 Порядка действий работодателя, а не одновременное их сочетание.

В соответствии с п. 2.5. Порядка, работодатель осуществляет трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты как путем прямого обращения с обязательным уведомлением органов службы занятости населения, так и по направлению органов службы занятости населения. Участие работодателей в обеспечении занятости населения регулируется статьями 25, 26 Закона о занятости. В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» выделило 9 рабочих мест для инвалидов и ежемесячно сообщает сведения в ГКУ ЦЗН о наличии вакантных мест в счет квоты и выполнении квоты, что свидетельствует об исполнении обществом требований Закона о занятости.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о занятости, гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Таким образом, реализация права на труд инвалида, относиться на его усмотрение. В отсутствие волеизъявления инвалида на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за не заполнение вакантных мест, предназначенных для работы инвалидам.

На основании вышеизложенного административный истец считает, что ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» выполнило в полном объеме обязанности, вытекающие из квотирования рабочих мест для инвалидов, нарушений действующего законодательства Российской Федерации не допустило, и возложение на Общество дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом, нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем Предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения от 14.08.2018 № 11 считает незаконным и необоснованным.

ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» просит суд предписание Департамента труда и занятости населения Кемеровской области об устранении нарушений законодательства о занятости населения от 14.08.2018 № 11 признать незаконным и отменить. Взыскать с Департамента труда и занятости населения Кемеровской области в пользу ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца признать ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» Коновалов А.В., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснениях на возражения административного ответчика. Дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения дела в суде 03.12.2018 в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» заключен трудовой договор с инвалидом, таким образом общество принимает все возможные меры по выполнению квоты для инвалидов.

Представитель административного ответчика Департамента труда и занятости населения Кемеровской области в суд не явился, извещены надлежащим образом. От представителя административного ответчика Дивак С.Б., действующей по доверенности от 06.12.2017 <номер>, имеющей высшее юридическое образование, в суд поступили возражения на административное исковое заявление от 19.11.2018 (с дополнениями от 05.12.2018 на л.д. 66, от 13.12.2018 на л.д. 123), из которых следует, что административный ответчик требования не признает в полном объеме, просит в удовлетворении заявленных ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамент труда и занятости населения Кемеровской области.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, учитывая позицию административного ответчика, изложенную в письменных возражениях на административный иск, суд считает требования ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 ч. 8 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что на основании приказа начальника Департамента труда и занятости населения Кемеровской области «О проведении плановой выездной проверки ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» <номер> от 31.07.2018 в отношении ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» 14.08.2018 должностными лицами Департамента труда и занятости населения Кемеровской области проведена плановая выездная проверка с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, контроля за выполнением норм Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Предметом проверки являлось исполнение Обществом требований Закона о занятости за период с 01.01.2018 по 10.08.2018 в части: 1) соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (пункт 1 статьи 25 Закона о занятости), 2) ежемесячного предоставления органам службы занятости Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Ленинска-Кузнецкого информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (л.д. 15-17).

По итогам проверки составлен акт № <номер> от 14.08.2018, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения Обществом обязательных требований, установленных п.1 ст.25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 2 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» (Закон о квотировании) в части несоблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии с п.2 ст.2 Закона о квотировании, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников. В соответствии с приказом от 29.12.2017 № 323 «О выделении (создании) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в счет квоты для трудоустройства инвалидов выделено 9 рабочих мест, фактически на день проверки (14.08.2018) в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» в счет квоты работает 1 инвалид (л.д. 18-19).

В связи с выявленными нарушениями в отношении ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» Департаментом труда и занятости населения Кемеровской области 14.08.2018 вынесено Предписание <номер> об устранении нарушений законодательства о занятости населения с требованием в срок до 27.11.2018 обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов (л.д. 21-22).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Статьей 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Из п.1 ст.25 Закона РФ № 1032-1 следует, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии со статьей 2 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 N 106-ОЗ "О порядке квотирования рабочих мест" под квотой в настоящем Законе понимается количество рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить; в квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона; работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников и двух процентов от среднесписочной численности работников для граждан, указанных в подпунктах 2 - 13 статьи 1 настоящего Закона. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников.

Статьей 24 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Из акта проверки № <номер> от 14.08.2018 следует, что среднесписочная численность работников ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» на 01.01.2018 составляла 538 человек, в соответствии с результатами специальной оценки условий труда, проведенной в Обществе в 2016 году на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, занято 296 человек. Приказом генерального директора ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» от 29.12.2017 <номер> «О выделении (создании) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в счет квоты для устройства инвалидов в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» выделено 9 рабочих мест.

Из ответа на запрос Центра занятости населения г.Ленинска-Кузнецкого следует, что ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.01.2011 № 28 «Об утверждении форм представления информации работодателями в государственные учреждения центры занятости населения Кемеровской области» ежемесячно представляло сведения в ЦЗН г.Ленинска-Кузнецкого. Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов также ежемесячно поступали в центр занятости, в период с января по август 2018 года в сведениях содержалась информация о созданных (выделенных) в количестве девяти рабочих мест в счет квоты, об одном инвалиде, работающем в счет квоты, и нетрудоустроенных восьми инвалидах в счет квоты. С марта по сентябрь 2018 направления на одну вакансию не выдавались (л.д. 64).

Таким образом, из представленных доказательств следует, что ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса в соответствии с действующим законодательством выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов и принят локальный нормативный акт, содержащий сведения о данных рабочих местах, ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» ежемесячно сообщает сведения в Центр занятости населения г.Ленинска-Кузнецкого о наличии вакантных мест в счет квоты и выполнении квоты.

Доказательств, подтверждающих, что в проверяемый период с 01.01.2018 по 10.08.2018 в счет квоты к ответчику службой занятости направлялись инвалиды, либо обращались к нему лично, но не были приняты им на работу, суду не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что за период с 05.10.2018 по 04.12.2018 по результатам собеседования было отказано в приеме на работу 14 инвалидам, направленным в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» центром занятости населения, суд не может принять во внимание, поскольку проверка проводилась за период с 01.01.2018 по 10.08.2018.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения работодателя к административной или иной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Законодательством установлена обязанность органов службы занятости по направлению инвалидов на работу (после их соответствующего обращения в службу занятости).

Согласно пункту 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

В силу пп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения возложена обязанность осуществления надзора и контроля не только за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, но и за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

Из содержания вышеуказанных норм не следует обязанности работодателя по обязательному поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и их заполнение вне отсутствия соответствующих обращений инвалидов для трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости. Работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Кроме того, Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п. 1, пп. 7 п. 2 ст. 16).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17).

Законность предписания предполагает не только его выдачу уполномоченным на осуществление государственного контроля лицом.

Предписание должно быть не только обоснованным, но и содержать конкретные указания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю.

Из содержания оспариваемого Предписания Департамента труда и занятости населения Кемеровской области об устранении нарушений законодательства о занятости населения <номер> от 14.08.2018 следует, что на ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» возложена обязанность в срок до 27.11.2018 обеспечить выполнение установленной квоты для приема инвалидов.

Предписание должно быть не только законным, но и исполнимым, его требования должны быть ясными, четкими и доступными для понимания исполнителем, а также содержать недвусмысленные формулировки.

Учитывая, что невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, влечет для лица, в отношении которого оно вынесено, установленную законодательством административную ответственность (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), предписание должно быть не только обоснованным, но и отвечать критериям ясности предъявляемых требований, их исполнимости и, соответственно, проверяемости.

В данном случае оспариваемое предписание таким требованиям не соответствует, допускает споры относительно содержания заявленных в нем требований, поскольку не содержит конкретных мероприятий, подлежащих выполнению Обществом в срок до 27.11.2018 с целью обеспечения выполнения установленной квоты для приема инвалидов, что влечет невозможность его исполнения, в связи с чем, не может быть признано обоснованным.

С учетом всего вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Ссылка административного ответчика в возражениях на пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ не может быть принята судом во внимание, поскольку в силу данной нормы государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а не от возмещения стороне, в пользу которой состоялось решение суда, понесенных ею судебных расходов.

Таким образом, с Департамента труда и занятости населения Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Объединенное производственное транспортное управление Кузбасса» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000,00 рублей, подтвержденные документально (платежное поручение на л.д. 10).

Руководствуясь ст.ст. 175, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Объединенное производственное транспортное управление Кузбасса» к Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области о признании незаконным предписания удовлетворить.

Признать предписание Департамента труда и занятости населения Кемеровской области об устранении нарушений законодательства о занятости населения <номер> от 14.08.2018 незаконным и отменить.

Взыскать с Департамента труда и занятости населения Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Объединенное производственное транспортное управление Кузбасса» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2018 года.

Председательствующий: (подпись) Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в материалах административного дела № 2а-2292/2018 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области