Дело № 2а-511/2021
УИД 76RS0017-01-2020-002802-14
Принято в окончательной форме 05.02.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при секретаре Бондаренко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к прокуратуре Ярославской области, прокуратуре г.Ярославля, прокуратуре Ленинского района г.Ярославля о признании незаконными действий
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с административным иском к прокуратуре Ярославской области, прокуратуре г.Ярославля, прокуратуре Ленинского района г.Ярославля, в котором просил:
- признать незаконным перенаправление административными ответчиками его обращения от 18.08.2020.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 18.08.2020 он обратился в прокуратуру Ярославской области с просьбой провести проверку законности передачи функций начисления (перерасчета) платы за коммунальные услуги от ресурсоснабжающих организаций Ярославской области к ФИО1. 20.08.2020 данное обращение было направлено в прокуратуру г.Ярославля, 27.08.2020 данная прокуратура перенаправила его обращение в прокуратуру Ленинского района г.Ярославля. 03.09.2020 прокуратура Ленинского района г.Ярославля перенаправила его обращение в Департамент ЖКХ ЯО. В ответе от 06.10.2020 Департамент ЖКХ ЯО сообщил об отсутствии у департамента компетенции для рассмотрения его обращения. Считает, что перенаправление обращения нарушило его право, гарантированное ст.33 Конституции РФ на надлежащее рассмотрение его обращения в уполномоченном органе.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне слушания дела извещен заранее, надлежаще.
Представитель административных ответчиков - прокуратуры Ярославской области, прокуратуры г.Ярославля, прокуратуры Ленинского района г.Ярославля по доверенности ст.помощник прокурора Ленинского района г.Ярославля Земскова Т.Ю. возражала по административному иску, поддержала письменные возражения. Пояснила, что поступившее обращение ФИО2 по результатам предварительного рассмотрения в соответствии с п.3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального Прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, было направлено в соответствующие органы прокуратуры, а затем в Департамент ЖКХ ЯО, которым был дан соответствующий ответ. Также считает, что права и законные интересы административного истца не нарушены.
Представитель заинтересованного лица – Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности ФИО3 оставила решение по административному иску на усмотрение суда, пояснив, что административному истцу со стороны Департамента были на обращения даны ответы в рамках имеющейся компетенции от 14.08.2020 и от 06.10.2020.
Заслушав представителей административных ответчиков, заинтересованного лица исследовав материалы административного дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в органах прокуратуры также Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок рассмотрения обращения. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Частью 1 ст.10 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» определено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу, иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан регулируются Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального Прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция).
В силу требований п. 3.1 указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений, в том числе о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
Судом установлено, что ФИО2 обратился с обращением от 18.08.2020 в прокуратуру Ярославской области (л.д.9, 34), в котором ссылался на ряд своих обращений в различные государственные органы и просил провести проверку законности передачи функций начисления (перерасчета) платы за коммунальные услуги от ресурсоснабжающих организаций Ярославской области к ФИО1.
Согласно п.3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.
В силу пункта 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
Судом установлено, что с учетом вышеуказанных положений, отсутствия решения руководителя нижестоящей прокуратуры, обращение ФИО2 из прокуратуры Ярославской области направлено 20.08.2020 в прокуратуру г.Ярославля, из которой данное обращение 27.08.2020 направлено в прокуратуру Ленинского района г.Ярославля, о чем ФИО2 уведомлен в установленном порядке по адресу электронной почты - <данные изъяты> (л.д.6, 7, 37).
По результатам рассмотрения обращения ФИО2 в прокуратуре Ленинского района г.Ярославля, 03.09.2020 данное обращение было направлено в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, регулирования тарифов и цен Ярославской области, о чем административный истец также был извещен (л.д.5, 38).
Как установлено в суде на указанное обращение в последующем вышеуказанным Департаментом был дан ответ от 06.10.2020 (л.д.30 оборот – 31), в котором указано о рассмотрении его обращения со ссылкой на положения ст.421 ГК РФ, п.32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч.15 ст.155 ЖК РФ. Также указано на то, что Департамент не наделен полномочиями по проведению проверки законности передачи функций расчета (перерасчета) платы за коммунальные услуги от ресурсоснабжающих организаций Ярославской области к ФИО1.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Инструкции, ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» суд считает, что какого-либо нарушения порядка рассмотрения обращения административного истца со стороны административных ответчиков не допущено.
Судом учитывается, что к компетенции прокуратуры Ярославской области, прокуратуры г.Ярославля не входит рассмотрение по существу обращения административного истца, поскольку в данном обращении не обжалуется решение нижестоящего прокурора и решения по указанному обращению не принимали руководители нижестоящих прокуратур. Также судом учитывается, что указанные административные ответчики при направлении обращения ФИО2 в нижестоящую прокуратуру не вправе были по существу решать вопрос о том, относится ли в целом рассмотрение данного обращения, с указанной в нем тематикой, к компетенции органов прокуратуры. Данными полномочиями по рассмотрению по существу обращения, в том числе и по решению вопросов об относимости обращения к компетенции органов прокуратуры, по порядку осуществления прокурорского надзора, обладали соответствующие сотрудники нижестоящей прокуратуры – прокуратуры Ленинского района г.Ярославля.
Со стороны прокуратуры Ленинского района г.Ярославля также не имелось произвольного перенаправления обращения ФИО2 в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, регулирования тарифов и цен Ярославской области, поскольку пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, что согласуется с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ и пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
В соответствии с положениями части 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 № 1315-п утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Согласно данному Положению Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии (пункт 1.1), осуществляет реализацию государственной политики Ярославской области в сфере водоснабжения населения и водоотведения (пункт 2.3 <1>), государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.10), а также региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2.16).
Таким образом, исходя из пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктом 3.5 Инструкции, произвольной переадресации обращения в государственный орган без учета нормативно установленной компетенции этого органа, на которую ссылается административный истец, прокуратурой Ленинского района г.Ярославля допущено не было.
При этом судом установлено, что при перенаправлении обращения прокуратурой Ленинского района г.Ярославля также учитывался ответ заинтересованного лица в адрес ФИО2 от 14.08.2020 (л.д.28 оборот - 29).
Ответ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, регулирования тарифов и цен Ярославской области от 06.10.2020 административному истцу также был дан с учетом уже ранее данного ответа от 14.08.2020 и по существу фактически обращение рассмотрено.
Соответственно какого-либо произвольного перенаправления обращения ФИО2 со стороны административных ответчиков не допущено.
На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений с учетом положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального Прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, и оснований для отступления от положений указанной Инструкции у органов прокуратуры не имеется.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
С учетом всех исследованных обстоятельств по делу, судом не установлено каких-либо нарушений прав и свобод административного истца ФИО2, рассмотрение обращения ФИО2 осуществлено в установленный законом срок, уполномоченным лицом.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к прокуратуре Ярославской области, прокуратуре г.Ярославля, прокуратуре Ленинского района г.Ярославля о признании незаконными действий отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М.Хахина