ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2293/2017 от 24.11.2017 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-2293/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Пенкиной А.С.,

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 24 ноября 2017 года дело по административному исковому заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области к Прокуратуре Омского района Омской области, Прокуратуре Омской области о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ОМР Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Омского района Омской области, Прокуратуре Омской области о признании незаконным представления прокурора Омского района Омской области от 21.07.2017 . В обоснование своих требований административным истцом указано, что органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Общий перечень вопросов, закрепляемый за органами местного самоуправления того или иного уровня поименован в ст.ст. 14-16, 16.2 Федерального закона №131-ФЗ. Статьей 14 Закона № 131-ФЗ закреплены вопросы местного значения органов местного самоуправления городского поселения. Пунктом 3 указанной статьи закреплен круг вопросов местного значения сельских поселений. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 вопросов местного значения городских поселений. На территории Омской области принят Закон Омской области от 24.09.2015 г. №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениям Омской области». Указанным законом помимо вопросов местного значения, закрепленных частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, за органами местного самоуправления сельских поселений закреплены также вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5,8,13,15,20,22,26,31,38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ (в том числе полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории соответствующих сельских поселений). Таким образом, на момент действия указанного Закона Омской области муниципальный земельный контроль осуществлялся органами местного самоуправления сельских поселений Омской области в границах соответствующих сельских поселений самостоятельно, в рамках решения вопросов местного значения сельских поселений. Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2017 г. на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных на межселенной территории и расположенных в границах сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления сельских поселений. Законом Омской области от 21.02.2017 г. № 1954-ОЗ вопрос местного значения, предусмотренный п. 20 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, включающий в том числе полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории сельских поселений был исключен из перечня вопросов местного значения сельских поселений. Указанный закон вступил в силу с 01.04.2017 г. Таким образом, исходя положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона №131-ФЗ с 01.04.2017 года обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Земельный кодекс РФ в настоящее время не содержит каких-либо запретов на передачу полномочий по отдельным вопросам местного значения, в том числе, регулируемым земельным законодательством, между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений. Вместе с тем, в силу положений п. 4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Учитывая наличия дефицита в бюджете, исполнение представления прокурора Омского района Омской области в части признания незаконными соглашений по передаче полномочий администрациям сельских поселений по осуществлений муниципального земельного контроля в границах поселений, повлечет для Администрации ОМР Омской области новые расходные обязательства. С учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным представление прокурора Омского района Омской области от 21.07.2017 г. в части признания незаконными соглашений по передаче полномочий администрациям сельских поселений по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселений и необходимости принятия мер Администрацией ОМР <адрес> по приведению их в соответствие с требованиями законодательства.

В судебном заседании представители административного истца ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Омского района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо прокурор Омского района Омской области ФИО6 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц - Администраций Андреевского, Ачаирского, Богословского, Иртышского, Калининского, Ключевского, Комсомольского, Красноярского, Лузинского, Магистрального, Морозовского, Надеждинского, Новоомского, Новотроицкого, Омского, Петровского, Покровского, Пушкинского, Розовского, Ростовкинского, Троицкого, Усть-Заостровского сельских поселений Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд письменные отзывы, согласно которым считали заявленные Администрацией ОМР Омской области требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что срок действия соглашения о передаче полномочий от 17.03.2017 г. истек 01.06.2017 г.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, решение суда по существу заявленных требований не будет затрагивать прав и законных интересов поселения.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Часть 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ предусматривает, что Законами субъекта Российской Федерации и принятым в соответствии с ним уставам муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Исходя из положений части 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законом Омской области от 24.09.2015 г. №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельским поселениями Омской области» в редакции, действовавшей до 01.04.2017 г., вышеуказанное полномочие было закреплено за сельскими поселениями Омской области. Законом Омской области от 21.02.2017 г. №1954-ОЗ в закон Омской области от 24.09.2015 г. №1786-ОЗ были внесены изменения, согласно которым с 01.04.2017 г. указанный вопрос был исключен из числа закрепленных за сельскими поселениями.

Таким образом, взаимосвязанные положениям частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ определяют, что предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 указанного закона вопрос местного значения на территории Омской области, в числе осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, относится к числу вопросов местного значения муниципального района.

При этом, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района в соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Абзацем третьим части 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 30.12.2014 г. № 46 утвержден «Порядок заключения соглашений между органами местного самоуправления Омского муниципального района Омской области и органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Омского муниципального района Омской области, о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения».

Установленный порядок предусматривает направление в Совет Омского муниципального района Омской области либо в Администрацию Омского муниципального района Омской области в зависимости от передаваемых полномочий обращение с предложением осуществить передачу осуществления части полномочий, а также проект соответствующего соглашения, расчет объема межбюджетных трансфертов, предоставляемого из бюджета Омского муниципального района Омской области в бюджеты соответствующих поселений с приложением финансово-экономического обоснования.

По итогам рассмотрения проекта соглашения о передаче Советом Омского муниципального района Омской области части полномочий, по результатам согласования проекта соглашения о передаче Администрацией Омского муниципального района Омской области осуществления части полномочий, соответственно Советом Омского муниципального района Омской области или Администрацией Омского муниципального района Омской области принимается одно из двух решений: - о заключении соглашения о передаче части полномочий; - об отказе в заключении соглашения о передачи осуществления части полномочий.

Решение о заключении соглашения о передаче части полномочий принимается Советом Омского муниципального района Омской области посредством принятия правового акта в форме решения.

Согласованный проект соглашения о передаче Администрацией Омского муниципального района Омской области осуществления части полномочий подписывается Главой Омского муниципального района и направляется для подписания органам местного самоуправления поселений, входящих в состав Омского муниципального района Омской области.

Стороной истца в материалы дела представлен лист согласования должностными лицами Администрации ОМР Омской области проекта соглашения о передаче осуществления части полномочий Администрацией Омского муниципального района Омской области Администрациям сельских поселений Омского муниципального района Омской области в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В судебном заседании установлено, что в период с 17.03.2017 года по 21.09.2017 года между Администрацией Омского муниципального района Омской области и Администрациями Андреевского, Ачаирского, Богословского, Дружинского, Иртышского, Калининского, Ключевского, Комсомольского, Красноярского, Лузинского, Магистрального, Морозовского, Надеждинского, Новоомского, Новотроицкого, Омского, Петровского, Покровского, Пушкинского, Розовского, Ростовкинского, Троицкого, Усть-Заостровского сельских поселений Омского муниципального района Омской области, входящих в состав Омского муниципального района, были заключены соглашения о передаче Администрацией Омского муниципального района Омской области администрациям соответствующих сельских поселений части полномочий.

Предметом заключенных соглашений является передача осуществления полномочий административного истца соответствующему заинтересованному лицу (администрации сельского поселения), в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Соглашениями, заключенными с Администрациями Андреевского, Ачаирского, Богословского, Иртышского, Калининского, Ключевского, Комсомольского, Красноярского, Лузинского, Магистрального, Морозовского, Надеждинского, Новоомского, Новотроицкого, Омского, Петровского, Покровского, Пушкинского, Розовского, Ростовкинского, Троицкого, Усть-Заостровского сельских поселений Омского муниципального района Омской области, полномочия были переданы на срок до окончания финансового года.

Соглашение, заключенное 17.03.2017 г. с Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, предусматривает срок его действия с 01.04.2017 г. по 01.06.2017 г.

Соглашениями предусмотрены основания и порядок их прекращения, в том числе досрочного, финансовые санкции за неисполнение соглашений, а также определено, что административный истец перечисляет второй стороне соглашения на осуществление переданного полномочия финансовые средства за счет межбюджетных трансфертов в срок не позднее 15 декабря текущего финансового года, в размере, уставленном в приложении к каждому соглашению соответственно.

21.07.2017 г. прокурором Омского района Омской области было внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства. В представлении отражен широкий круг вопросов, по которым выявлены нарушения требований законодательства со стороны Администрации ОМР Омской области, в том числе вопрос о незаконности соглашений о передаче осуществления части полномочий Администрации Омского муниципального района администрациям сельских поселений в сфере осуществления муниципального земельного контроля.

При этом, оспариваемое административным истцом представление от 21.07.2017 г. содержит утверждение о незаконном характере соглашений, заключенных между Администрацией Омского муниципального района Омской области и администрациями поселений, о передаче полномочий в части осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений в ведение администраций сельских поселений по мотиву их противоречия нормам земельного законодательства Российской Федерации, являющихся специальными и имеющими приоритет по отношению к иным законам. Тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Омской области от 21.02.2017 г. № 1954 с 01.04.2017 г. полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, закреплены за органами местного самоуправления уровня муниципального района, а органы местного самоуправления сельских поселений не обладают полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля.

Полагая оспариваемое представление в указанной части незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор вносит представление об устранении нарушений закона (часть 3 статья 22 Федерального закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 г. (вопрос № 19), представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Поскольку оснований для отказа в принятии и оснований для возвращения такого заявления ст. 128 КАС РФ и ст. 129 АПК РФ не содержат, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривают данное заявление по существу.

Таким образом, возражения административного ответчика о невозможности оспаривания представления прокурора в судебном порядке являются несостоятельными.

Такое представление может быть оспорено в порядке, определенном главой 22 КАС РФ. Право оспаривания принадлежит указанным в пункте 1 статьи 21 Федерального закона №2202-1 органам и должностным лицам.

Оценивая доводы сторон, заинтересованных лиц и представленные по делу доказательства, суд находит уточненные требования административного истца о признании незаконным представления прокурора Омского района Омской области от 21.07.2017 г. относительно незаконного характера соглашений по передаче полномочий администрациям сельских поселений в сфере осуществления муниципального земельного контроля подлежащими удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.

Как указывалось выше, мотивом внесения оспариваемого представления послужили утверждения о том, что нормы земельного законодательства с учетом их специального характера и приоритета по отношению к иным законам, полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории сельских поселений относят к исключительной компетенции органов местного самоуправления уровня муниципального района, и невозможности передачи таких полномочий органам местного самоуправления сельских поселений в отсутствие соответствующего Закона субъекта Российской Федерации.

Между тем, такие утверждения не основаны, по мнению суда, на ошибочном толковании норм права.

Согласно пункту 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулирует земельное законодательство.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Местное самоуправление в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как установлено статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Анализ положений частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ говорит о том, что по общему правилу, полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в границах сельских поселений наряду с иными полномочиями, указанными в пункте 20 части 1 статьи 14, всегда были закреплены за органами местного самоуправления уровня муниципального района. Иной порядок, а именно закрепление таких полномочий за органами местного самоуправления сельских поселений может быть урегулирован на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

Между тем, пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 04.07.2017 г., предусматривал иной порядок распределения полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля между органами местного самоуправления различных уровней.

А именно, пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ ранее было предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» в пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации внесены соответствующие изменения, закрепившие положение, согласно которому органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в его состав, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, изменения в пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации были продиктованы необходимостью устранения возникших противоречий между положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Земельного кодекса Российской Федерации в части осуществления муниципального земельного контроля, и позволили установить единообразное правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля.

Данные изменения никоим образом не регламентируют и не закрепляют исключительную компетенцию органов местного самоуправления уровня муниципального района по осуществлению муниципального земельного контроля в границах сельских поселений, и невозможность передачи таких полномочий органам местного самоуправления сельских поселений в отсутствие соответствующего Закона субъекта Российской Федерации.

Как указывалось выше, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Оспариваемое административным истцом представление прокурора, в том виде, в котором оно имеет место быть, указывает на незаконность заключения подобного рода соглашений.

Мнение административного ответчика о том, что в порядке, определенном часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, не могут быть переданы полномочия именно по осуществлению муниципального земельного контроля, поскольку это противоречит Земельному кодекса РФ, не основано на законе.

Положения Земельного кодекса РФ и законов Омской области, на которые ссылается административный ответчик в своем отзыве на иск, не содержат запрета на передачу указанного полномочия в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.

При этом, соглашения между административным истцом и заинтересованными лицами заключены в соответствии с правами, предоставленными органам местного самоуправления частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.

Исходя из предметов ведения и регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд не усматривает несоответствия части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу главы 22 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение совокупности условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов административного истца, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В ходе рассмотрения дела судом установлено не соответствие закону внесенного прокурором Омского района Омской области представления, основанного на ошибочном толковании норм права.

Кроме того, поскольку оспариваемым представлением предлагается принять меры к устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, принять меры по недопущению впредь нарушений закона, привлечь к дисциплинарной ответственности допустивших нарушения должностных лиц, при условии, что фактически нарушений закона административный истцом и его должностными лицами не допущено, суд приходит к выводу о наличии второго необходимого условия и полагает, что представлением от 21.07.2017 г. нарушено предусмотренное законом право административного истца на делегирование своих полномочий органам местного самоуправления уровня сельских поселений на основании заключенных соглашений, созданы препятствия к осуществлению реализации законных интересов административного истца на самостоятельное, и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Полагая необходимым удовлетворить исковые требования истца, суд также принимает во внимание то, что административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что заключение административным истцом соглашений о передаче администрациям сельских поселений части полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля привело к нарушению прав граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов земельных правоотношений на своевременное, полное, объективное принятие предусмотренных законом мер в рамках осуществления муниципального земельного контроля.

Напротив, внесение административным ответчиком оспариваемого представления привело к приостановлению органами местного самоуправления сельских поселений осуществления переданных им полномочий в указанной сфере в связи с неопределенностью в вопросе относительно наличия таких полномочий у сельских поселений.

Дополнительно приводимые в судебном заседании доводы административного ответчика о нарушении процедуры заключения соответствующих соглашений не являлись предметом оспариваемого представления, в нем не отражены, поэтому не могут быть приняты судом во внимание и повлиять на выводы суда о незаконном характере представления по основаниям и мотивам, в нем указанным.

С учетом вышеизложенного, суд полагает требования административного истца, основанными на законе, обоснованными, а потому считает необходимым их удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Омского муниципального района Омской области к Прокуратуре Омского района Омской области, Прокуратуре Омской области удовлетворить.

Признать незаконным представление прокурора Омского района Омской области от 21.07.2017 № «Об устранении нарушений требований земельного законодательства» по вопросу несоответствия закону соглашений по передаче Администрацией Омского муниципального района Омской области администрациям сельских поселения Омского муниципального района Омской области полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Беспятова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2017 года.