ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2293/2022 от 18.04.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2293/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 апреля 2022 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Довгалевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борисенковой Надежды Васильевны к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании решения незаконным,

установил:

Борисенкова Н.В. обратилась в суд с административным иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании решения незаконным. В обоснование заявленных исковых требований указав, что в ноябре 2021 года административный истец обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, с целью установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, она, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы общей площади жилого помещения. В подтверждение данного факта наряду с документами указанными в части 4 ст. 3 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253, административный истец направила административному ответчику решение Ульчского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , на основании которого в ранее занимаемом жилом помещении общей площадью 66,20 кв.м., у истца было 1/5 доли. Но после рассмотрения документов министерство жилищно-коммунального хозяйства приняло решение отказать в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания, ссылаясь на то, что не указано обстоятельство признания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Просит признать незаконным отказ в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.

Административный истец Борисенкова Н.В. в судебное заседание не явилась о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил возражения относительно заявленных административных исковых требований, согласно которым Борисенкова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. При этом, обстоятельство, в связи с которым заявитель полагает проживание в указанном жилом помещении невозможным, в заявлении Борисенковой Н.В. не указано. Следовательно, заявление об установлении факта невозможности проживания подано не в установленном виде. На основании данного обстоятельства Борисенковой Н.В. распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в рассмотрении заявления в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона края № 253, а также на основании Административного регламента. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив и оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Борисенкова Н.В. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

К заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта, свидетельства о смерти, свидетельства о государственной регистрации права, свидетельства о рождении, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, свидетельства о регистрации по месту пребывания, страхового свидетельства, решения суда, справки о смене фамилии, а также оригинал справки зарегистрированных лиц.

Распоряжением министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Борисенковой Н.В., на основании пункта 1 части 7 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае».

Не согласившись с принятым решением, Борисенкова Н.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях в Хабаровском крае, установлен Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», согласно ст. 3 которого решение об установлении факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - решение об установлении факта невозможности (возможности) проживания) принимается специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.

Заявление об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление об установлении факта невозможности проживания) и документы, указанные в части 4 настоящей статьи, подаются в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление об установлении факта невозможности проживания и документы, указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть представлены лично или направлены посредством заказного почтового отправления с описью вложения на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Форма заявления об установлении факта невозможности проживания устанавливается Правительством края.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253, к заявлению об установлении факта невозможности проживания прилагаются следующие документы в отношении лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона:

1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий);

2) свидетельство о рождении либо свидетельство о рождении и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (в случае если свидетельство о рождении выдано компетентными органами иностранного государства);

3) документы, подтверждающие факт отсутствия у него единственного или обоих родителей либо что он остался без попечения единственного или обоих родителей, когда находился в возрасте до 18 лет;

4) копии правовых актов органов опеки и попечительства об устройстве его под опеку (попечительство) или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо документ, содержащий сведения об исполнении органом опеки и попечительства обязанностей опекуна или попечителя;

5) копия правового акта органа опеки и попечительства о защите его жилищных прав (для лиц, не достигших 18 лет);

6) копия решения суда об установлении факта проживания на территории края (в случае отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания в крае);

7) правоустанавливающие документы на жилые помещения (в случае если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);

8) копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);

9) документ, содержащий обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости;

10) документ о наличии или об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения из организации, осуществлявшей регистрацию указанных прав до даты начала государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории субъекта Российской Федерации, в котором находилось место жительства лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона (для лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, рожденных до 1 февраля 1998 года);

11) документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих в жилом помещении, выданный не позднее чем за 30 дней до дня обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания;

12) документы, указанные в части 9 настоящей статьи, подтверждающие наличие одного из обстоятельств о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

13) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;

14) копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Документы, указанные в пунктах 4, 5, 8, 9 настоящей части, могут быть представлены лицами, обратившимися с заявлением об установлении факта невозможности проживания, по собственной инициативе. Непредставление данных документов не является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания. В случае непредставления указанных документов специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края запрашивает их посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Документы, указанные в части 4 настоящей статьи, представляются в виде копий, заверенных в установленном порядке (ч. 5 ст. 3 Закона № 253).

В случае личного обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть представлены в виде копий с одновременным представлением оригиналов. Проверка копий документов на их соответствие оригиналам проводится во время приема данных документов должностным лицом, принимающим документы, копии документов заверяются им, а оригиналы возвращаются лицу, подающему заявление об установлении факта невозможности проживания.

В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253, специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении факта невозможности проживания принимает решение об отказе в рассмотрении указанного заявления в случае непредставления документов, указанных в части 4 настоящей статьи, за исключением документов (их копий или содержащихся в них сведений), запрашиваемых посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Установление факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, является государственной услугой.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 24 мая 2017 года № 28 утвержден «Административный регламент министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об установлении факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях».

Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и порядок их представления. Заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 06 декабря 2005 г. N 138-пр "Об утверждении форм документов по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений", согласно Приложению N 1 к настоящему Административному регламенту представляется заявителем путем личного обращения в министерство или почтовым отправлением, либо через МФЦ, либо в форме электронного документа с использованием информационной телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункта 2.6.2 Административного регламента, с заявлением представляются следующие документы в отношении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Административного регламента:

- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий);

- свидетельство о рождении;

- документы, подтверждающие факт отсутствия у него единственного или обоих родителей либо что он остался без попечения единственного или обоих родителей, когда находился в возрасте до 18 лет;

- копия решения суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края (в случае отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания в крае);

- документ о наличии или об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения из организации, осуществлявшей регистрацию указанных прав до даты начала государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории субъекта Российской Федерации, в котором находилось место жительства лица, указанного в части 1 статьи 2 Краевого закона;

- правоустанавливающие документы на ранее занимаемое им жилое помещение (в случае если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);

- документ, подтверждающий право пользования ранее занимаемым им жилым помещением и (или) жилым помещением по месту жительства (в случае если жилое помещение не принадлежит ему на праве собственности);

- документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих с ним в жилом помещении по месту жительства;

- в случае проживания в жилом помещении граждан, лишенных родительских прав в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- в случае проживания в жилом помещении граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно, - справка медицинской организации, выданная в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации, о наличии у лица указанного заболевания и документ, подтверждающий совместное проживание с ним в жилом помещении;

- в случае проживания в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания или не отвечающих установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, - решение соответствующего органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- в случае проживания в жилом помещении, общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы общей площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - документ, подтверждающий общую площадь жилого помещения по данным кадастрового (технического) учета, и документ, содержащий сведения о лицах, совместно проживающих в данном жилом помещении.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (пункт 2.8 Административного регламента).

Основанием для начала административной процедуры является поступление в отдел документов, предусмотренных пунктом 2.6 раздела 2 Административного регламента, в том числе документов (сведений), поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 3.4.1 Административного регламента, специалист отдела в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет подготовку проекта решения об отказе в рассмотрении указанного заявления в случае наличия одного из следующих оснований:

1) непредставление документов, указанных в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Административного регламента, за исключением документов (их копий или содержащихся в них сведений), запрашиваемых посредством межведомственного информационного взаимодействия;

2) отсутствие у лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Административного регламента, права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом жилом помещении, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Отказывая в рассмотрении заявления Борисенковой Н.В., административный ответчик указал на не представление к заявлению полного пакета документов. Вместе с тем, из приложения к заявлению следует, что пакет документов предоставлен в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края № 253.

Фактически в заявлении административным истцом не было отмечено основание установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, что не может расцениваться как не представление полного пакета документов.

Проверка документов проводится при их принятии специалистом министерства либо МФЦ, что свидетельствует о ненадлежащем оказании государственной услуги в соответствии с предписаниями, установленными Административным регламентом.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования Борисенковой Н.В. подлежат удовлетворению, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Борисенковой Надежды Васильевны к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании решения незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Борисенковой Н.В. в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении».

Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края повторно рассмотреть заявление Борисенковой Надежды Васильевны об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 28.04.2022.