Дело № 2а-315/2022
УИД 41RS0002-01-2021-005568-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2022 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Скурту Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Титовой Д.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 к Отделу ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района, администрации Усть-Большерецкого района о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать действия отдела ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» незаконными, взыскать в его пользу компенсацию в размере 100000 руб., возложить на ответчика обязанность предоставить ему копию свидетельства о расторжении брака.
В обоснование исковых требований указал, что 5 декабря 2020 года он получил от отдела ЗАГС Усть-Большерецкого района извещение от 24 ноября 2020 года № 198 о расторжении брака. 26 июля 2021 года он направил в адрес данного отдела письмо, в котором просил направить ему копию свидетельства о расторжении брака, однако до настоящего времени он не получил ни копию свидетельства о расторжении брака, ни извещений. Данный документ необходим ему для предоставления на комиссию по формированию списка детей-сирот.
Протокольным определением от 21 января 2022 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края.
В судебном заседании административный истец ФИО1, участие которого было обеспечено посредством видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что в декабре 2020 года получил от Отдела ЗАГС Усть-Большерецкого района извещение о расторжении брака, 26 июля 2021 года через спецотдел исправительного учреждения, где он отбывает наказание, он направил заявление в данный отдел, в котором просил оповестить его разведен он или нет, направить ему копию свидетельства о расторжении брака. Точную формулировку заявления он не помнит, копии заявления у него нет, к заявлению никаких документов не направлял, государственную пошлину не оплачивал. До настоящего времени Отдел не направил ему копию свидетельства о расторжении брака, какого-либо ответа на его заявление не дал. В связи с чем, в отсутствие информации о том, расторгнут ли его брак или нет, он испытывал нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях, поскольку он не смог оформить отношения с другой женщиной, воспользоваться правом на длительное свидание. Размер компенсации определил в сумме 100000 руб.
Ответчики Отдел ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района, администрация Усть-Большерецкого района извещены надлежащим образом, своих полномочных представителей в судебное заседание не направили, в лице главы Усть-Большерецкого муниципального района просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
В письменных возражениях на иск Отдел ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района указал, что согласно журналу входящей корреспонденции за период с 10 июня 2021 года по 13 сентября 2021 года каких-либо обращений от ФИО1 о выдаче свидетельства о расторжении брака зарегистрировано не было, в связи с чем в иске просил отказать.
Административный ответчик администрация Усть-Большерецкого района в своих письменных возражениях на иск просила в удовлетворении требований административного истца отказать, в журналах регистрации обращений граждан за период с 6 июля 2021 года по 16 ноября 2021 года и в журнале входящей корреспонденции за период с 30 июня 2021 года по 1 сентября 2021 года обращений от ФИО1 о выдаче свидетельства о расторжении брака не зарегистрировано.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Изучив доводы административного иска, выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности обжалуемых актов, действий, бездействия органов, организаций или должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 59-ФЗ) данный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются и устанавливается.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п.2).
В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 12 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1).
Государственная регистрация акта гражданского состояния в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», производится любым органом записи актов гражданского состояния по выбору заявителей (заявителя) посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2018 года № 307 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации».
В соответствии с пп. 2 п. 74 Административного регламента предоставление государственной услуги по государственной регистрации брака включает в себя, следующую административную процедуру: при государственной регистрации расторжения брака, в том числе: составление и оформление записи акта о расторжении брака, составление и оформление свидетельства о расторжении брака, учет и выдача свидетельства о расторжении брака, дополнение ранее составленной записи акта о расторжении брака сведениями о другом бывшем супруге (дооформление записи акта о расторжении брака), проставление штампа о расторжении брака в паспорта (паспорт) заявителей (заявителя).
В судебном заседании установлено, что Отдел ЗАГС Усть-Большерецкого района в соответствии с Положением об отделе записи актов гражданского состояния Администрации Усть-Большерецкого муниципального района, утвержденного главой администрации Усть-Большерецкого муниципального района, входит в структуру администрации Усть-Большерецкого муниципального района в составе управления делами, является органом, осуществляющим переданные на исполнение в муниципальный район полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в Усть-Большерецком районе.
Из пояснений административного истца и представленных документов следует, что ФИО1. проживающий по адресу: <адрес>, в настоящее время отбывает наказание в <адрес> по приговору Елизовского районного суда Камчатского края от 30 ноября 2011 года, начало срока 11 августа 2011 года, конец срока 10 августа 2022 года (л.д. 16).
Согласно справке старшего инспектора канцелярии исправительного учреждения от 10 января 2022 года, в Журнале учета исходящих документов осужденных (инв. № 2060) зарегистрировано закрытое письмо осужденного ФИО1, адресованное в ЗАГС Усть-Большерецкого района, исх. № 1407 от 26 июля 2021 года.
Между тем, согласно выписке из журнала входящей корреспонденции, светокопий рукописного журнала, предоставленных Отделом ЗАГС Усть-Большерецкого района, за период с 10 июня 2021 года по 13 сентября 2021 года какого-либо обращения ФИО1 не зарегистрировано.
Не зарегистрировано обращений ФИО1 за период с 06 июля 2021 года по 16 ноября 2021 года и в журнале регистрации обращений граждан Администрации Усть-Большерецкого района, что подтверждается представленными стороной ответчика светокопиями журнала регистрации обращений граждан.
Как следует из выписки из журнала регистрации входящей корреспонденции, сведения которой подтверждены светокопиями указанного журнала, в период с 30 июня 2021 года по 01 сентября 2021 года от ФИО1 корреспонденции не зарегистрировано.
Доказательств тому, что закрытое письмо, адресованное в ЗАГС Усть-Большерецкого района за исх. № 1407 от 26 июля 2021 года, получено административными ответчиками, в связи с чем, в силу возложенных на них полномочий, они обязаны были рассмотреть поступившее обращение, ФИО1 не представлено, не установлено таких и в судебном заседании.
В связи с отсутствием соответствующего обращения со стороны ФИО1 у административных ответчиков отсутствовала обязанность по рассмотрению его обращения в установленные законом сроки.
При таком положении, отсутствует противоправное бездействие со стороны отдела ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Совокупность указанных обстоятельств в ходе рассмотрения административного дела судом не установлена.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части не предоставления ответа на обращение от 26 июля 2021 года, возложении обязанности удовлетворению не подлежат.
Поскольку требование о компенсации морального вреда административный истец связывал непосредственно с признанием действий административного ответчика незаконными, данные требования удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Отделу ЗАГС администрации Усть-Большерецкого района, администрации Усть-Большерецкого района о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированная часть будет изготовлена 21 февраля 2022 года.
Судья Е.Г. Скурту
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>