Дело № 2а-2295/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 13 августа 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники Пермского края о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники в части отказа в оформлении договора на передачу жилого помещения в собственность и признании за ним право приватизации муниципального имущества, расположенного по ...... В обосновании административного иска указано, что ..... ФИО1 обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники с заявлением о передаче ему в собственность жилое помещение, расположенное по ...... 17.07.2018г. Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники отказано в оформлении договора на передачу жилого помещения в собственность, мотивом принятого решении явилось то, что отсутствуют сведения о постоянной регистрации ФИО1 в период с ..... по ..... и соответственно справка о том, что в указанный период ФИО1 право на приватизацию не использовал. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку в период с ..... по ..... проживал в ....., в период с ..... по ..... имел временную регистрацию по ...... С ..... была прекращена регистрация по адресу: ...... В период с ...... по ..... по своей вине не продлил временную регистрацию по ...... С ..... по настоящее время постоянно зарегистрирован по ...... За период с ..... по ..... не имел регистрации за пределами г.Березники Пермской области, постоянно проживал в г.Березники, в приватизации государственного и муниципального имущества не участвовал. Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники не представило документов, подтверждающих его участие в приватизации. Полагает, что административный ответчик незаконно ему отказал.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении по доводам, изложенным в заявлении, указал, что проверка и сбор документов – это работа чиновников, которые и должны доказать, что он участвовал в приватизации.
Представитель административного ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать, указав, что отказ в передаче жилого помещения в собственность ФИО1 соответствует требованиям законодательства.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений.
В силу статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьи 11 указанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что ФИО1 постоянно зарегистрирован по ..... с ..... по настоящее время. В период с ..... по ..... по вышеуказанному адресу имел временную регистрацию, прибыл с ..... (л.д.13).
..... административный истец обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники с заявлением о передаче в собственность жилого помещения по ......
..... ФИО1 было отказано в передаче данного жилого помещения в собственность, поскольку в представленных ФИО1 документах отсутствовали сведения о постоянной регистрации на территории РФ в период с ..... по ..... и соответственно справка о том, что в указанный период административный истец право на приватизацию не использовал.
Исходя из требований п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству N 4 от 18.11.1993 года, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
- заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
- документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
- справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
- в предусмотренных указанным Положением случаях документ органов опеки и попечительства.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, сведения о месте проживания (регистрации по месту жительства) необходимы для проверки принципа однократности участия в приватизации жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, определяя юридически значимые по делу обстоятельства и, принимая во внимание, что ФИО1 не представлены документы, необходимые для приватизации жилого помещения, предусмотренные пунктом 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ, утвержденного решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству ..... N 4, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
При этом, суд полагает необходимым указать, что данный ответ Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники не является отказом в приватизации жилого помещения и не исключает возможности повторного обращения с заявлением при предоставлении надлежащим образом оформленного пакета документов, предусмотренных п. 7 вышеуказанного Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ.
Также, суд обращает внимание, что понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на приватизацию, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от ..... "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. При этом в силу ст. 3 названного Закона РФ регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Поскольку административный истец не имеет возможности представить документ о его регистрации в спорный период по месту жительства, он вправе реализовать свое право на обращение в суд в порядке особого производства, путем подачи заявления об установлении факта проживания в рассматриваемый период на той или иной территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего дела, правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании решения Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники в части отказа в оформлении договора на передачу жилого помещения в собственность незаконным, предусмотренные действующим законодательством, отсутствуют, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности о признании за административным истцом права на передачу в его собственность в порядке приватизации спорной квартиры по .........., не имеется.
При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники Пермского края о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна. Судья