ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2295/19 от 11.02.2019 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а – 2295/2019

22RS0011-02-2019-002056-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 года город Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хильчук Н.А.,

при секретаре Кузик Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отдела – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО2, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО2, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО3 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя. В обоснование требований указала, что в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств (г.Барнаул) находится исполнительное производство №от ***, возбужденное на основании исполнительного документа № по решению Рубцовского городского суда от *** о понуждении Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края поставить взыскателя ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию в порядке очередности, как лицу, выехавшему из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, в отношении должника Министерство экономического развития Алтайского края. (Была замена стороны в исполнительном производстве с Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на правопреемника - Главное управление АК по труду и социальной защиты населения, при этом кроме смены наименования никакие изменения не вносились). В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия: вынесено постановление судебного пристава-исполнителя от *** об окончании и возвращении ИД взыскателю. Вынесен акт о наличии обстоятельств, с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от ***. С указанными действиями истец не согласна, поскольку они нарушают ее права, в том числе Конституционное право на жилище. Действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными и необоснованными.

Указанные действия судебного пристава исполнителя были обжалованы вышестоящему должностному лицу Начальнику отдела - старшему судебному приставу ФИО2 *** путем подачи жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ФИО5, результатом которой явилось постановление об отказе в удовлетворении жалобы (в водной части постановления указана дата ***). Действия судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава считает незаконными и необоснованными, по следующим основаниям. Согласно данным постановлением исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно обязать должника совершить определенные действия, так как определение количества жилищных сертификатов и направление их субъекту РФ не находится в компетенции Управления, что является непреодолимым препятствием. Данный довод ответчик приводил в суде первой инстанции при непризнании требований истца, и был разрешен и подробно мотивирован решением суда от ***, которым суд обязал ответчика поставить истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию, как лицу, выехавщему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Не согласившись с данным решением, ответчик обжаловал данное решение, приводя аналогичной довод в суде 2 инстанции, жалоба была оставлена без удовлетворения, с уточнением и дополнением резолютивной части решения после слов «предоставить ей жилищную субсидию» словами «в порядке очередности».

После этого ответчик обратился в Рубцовский городской суд с заявлением о разъяснении решения, в обоснование требований указал те же самые аргументы, что в суде 1 и 2 инстанции и на которые ссылается судебный пристав-исполнитель о том, что субсидии предоставляются по мере поступления средств из федерального бюджета, в порядке очередности и не может исполнить требования по исполнительному листу ни добровольно, ни в принудительном порядке. Судом вынесено определение об отсрочке исполнение решения от 27.06.2003 в части производства расчета и предоставления жилищной субсидии до получения средств на предоставление жилищной субсидии из федерального бюджета в порядке очередности.

При вынесении постановления от *** об окончании исполнительного производства № от *** и возвращении исполнительного документа (ИД) взыскателю; акта о наличии обстоятельств, с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от *** судебный пристав-исполнитель ФИО3 (и старший судебный пристав ФИО2) используют те же аргументы, что и ответчик и фактически не согласны с вынесенным и вступившим в законную силу решением, и тем самым устраняется от исполнения исполнительного документа.

Кроме того, старший судебный пристав ФИО2 не ответил на вопрос, на каком основании взыскателю был возвращен исполнительный документ, при условии, что постановление от *** не вступило в законную силу.

Судебный пристав-исполнитель ФИО3 и старший судебный пристав ФИО2 указали на то, что взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, но не ранее 6 месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства, с учетом того, что исполнительный лист находился на исполнении с *** (а не как указывает судебный пристав-исполнитель ФИО3 ***), то есть почти 16 лет (и до настоящего времени не исполнен) при сроке предъявления исполнительного листа в 3 года это физически невозможно, а повторные обращения повлекут обратное «отфутболивание».

Полагает, что до того момента, когда настанет очередь на получение жилищной субсидии исполнительный лист должен находиться на исполнении (как и предыдущие 16 лет), при этом необходимо руководствоваться определением Рубцовского городского суда от *** о разъяснении рещения, которое мотивированно и содержит указание, как исполнять решение суда, кроме того, судебным приставом-исполнителем необходимо регулярно запрашивать у ответчика информацию о движении очередности и отсутствии нарушений распределения субсидий, о чем уведомлять заявителя и исполнительное производство должно закончиться только в связи с исполнением.

Административный истец, ссылаясь на положения ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО5, выразившиеся в вынесении постановления от *** об окончании исполнительного производства № от *** и возвращении исполнительного документа взыскателю; акта о наличии обстоятельств, с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от ***; действия начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО2, выразившиеся в вынесении постановления об отказе в удовлетворении жалобы (в водной части постановления указана дата ***).

Определением Рубцовского городского суда от *** в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, а также в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.

Административные ответчики - начальник отдела – старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО3, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены.

Судебным приставом–исполнителем ФИО6 представлены письменные возражения на иск, согласно которым исковые требования не признает. Указала, что *** в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств возбуждено исполнительное производство №, об обязании Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края поставить взыскателя ФИО1 (г. Рубцовск, ул. ...) на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию в порядке очередности, как лицу, выехавшему из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон №125-ФЗ). В рамках исполнительного производства № в адрес Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края неоднократно направлялись запрос о предоставлении надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих факт постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, о произведенном расчете и предоставлении ей жилищной субсидии в порядке очередности, как лицу, выехавшему из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, если субсидия не предоставлена, сообщить на какой стадии находится исполнение исполнительного документа. В адрес МОСП по ИОВИП от должника неоднократно поступали сведения о том, что *** года издан Указ Губернатора Алтайского края № 135, в соответствии с которым, с 01.07.2017 года создано Министерство труда и социальной защиты Алтайского края. Положение о Главном управлении Алтайского края по труду и социальной защите населения утратили силу. В соответствии с положением Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, оно является правопреемником Главного управления Алтайского края по труду и социальной защиты населения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службы, в учредительные документы юридического лица, кроме смены наименования, какие-либо изменения не вносились. В целях правильного и полного исполнения требований исполнительного документа произведена смена наименования должника в рамках исполнительного производства с Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите населения на Министерство труда и социальной защиты населения Алтайского края. В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме и прилагают документы, перечисленные в данном пункте. Органы исполнительной власти субъекта РФ организуют работу по проверке органами местного самоуправления представленных документов. Органы местного самоуправления проверяют представленные документы и принимают решение о признании гражданина участником подпрограммы либо об отказе. В случае признания гражданина участником подпрограммы органами местного самоуправления на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для принятия такого решения. Согласно пункту 24 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную Федеральным законом категорию граждан). Таким образом, при наступлении инвалидности или выходе на пенсию граждане второй, третьей и четвертой очереди могут быть переведены в другую льготную категорию по их заявлению. Органом местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в Минтрудсоцзащиту Алтайского края. Ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому, Минтрудсоцзащита Алтайского края на основании списков, представленных органами местного самоуправления, в хронологическом порядке по дате постановки на учет формирует сводный список граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Государственные жилищные сертификаты распределяются среди граждан соответствующей категории в той же хронологической последовательности, в какой граждане — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, социальная выплата для приобретения жилого помещения, именным свидетельством на получение которой является государственный жилищный сертификат, предоставляется за счет целевых субсидий из федерального бюджета. Объем средств и, соответственно, количество жилищных сертификатов определяется федеральными органами исполнительной власти и не зависит от Минтрудсоцзащиты Алтайского края. Государственные жилищные сертификаты распределяются субъектом Российской Федерации в соответствии с графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище», утвержденным распоряжением Правительством российской Федерации. 26.03.2019 в МОСП по ИОВИП от Министерства социальной защиты Алтайского края поступило письмо № 27-04-1/П/2265 от 20.03.2019, согласно которому в период с 2015 по 2018 года в Алтайском крае гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, выдано 11 сертификатов. В сводном списке граждан на 01.02.2019 состоит 101 семья - участника подпрограммы, в том числе ФИО1, под порядковым номером <данные изъяты> В 2019 году в соответствии с федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Алтайскому краю для обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан выделено 8 565,0 тыс. руб. В соответствии с распоряжением Правительства Алтайского края от 13.03.2019 № 100-р гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, 18.03.2019 выделено 6 сертификатов. Поэтому предоставление данной выплаты ФИО1 возможно только после предоставления социальных выплат семьям с более ранней очередностью. Исходя из вышеизложенного, государственный жилищный сертификат будет выделен ФИО1 в порядке очередности в соответствии с действующим законодательством. На день окончания исполнительного производства должником исполнены требования, носящие принудительный характер, т.е. обязывающий должника поставить на учет ФИО1 Согласно действующему законодательству предоставление сертификата осуществляются в очередном порядке, что не зависит от должника. Из толкования вышеизложенного, следует, что выделение Министерством экономического развития Алтайского края сертификата вне очереди не представляется возможным, так как это приведет к нарушению прав граждан, поставленных ранее на соответствующий учет, а так же имеющих право на первоочередное получение социальной выплаты. Таким образом, по мере выделения и поступления в Алтайский край государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участники подпрограммы будут обеспечиваться жильем с соблюдением порядка очередности. В судебном порядке установлено, что определение конкретного количества государственных жилищных сертификатов для Алтайского края и их направление субъекту РФ не находится в компетенции должника, что является непреодолимым препятствием, находящимся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушений, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности, ввиду отсутствия в действиях должника признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российсшй Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2017 № 1613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а также в постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». С 01 января 2018 года подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы переименована в основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также, на основании ст. 2 Закона №125-ФЗ в первую очередь государственные жилищные сертификаты предоставляются инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, рожденным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь - пенсионерам, в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь - работающим гражданам. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории. 06.03.2018 Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне установлен срок исполнения требований исполнительного документа - до 13.09.2018. В постановлении о назначении нового срока, должник предупрежден об ответственности за нарушение законодательства «Об исполнительном производстве». 23.03.2018 начальником отдела - старшим судебным приставом МОСП по ИОВИП вынесено постановление об отмене постановления о назначении срока, т. к. согласно ответу, полученному из Главалтайсоцзащиты установлено, что согласно постановлению Администрации Алтайского края от 29.02.2008 № 80 «О реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы «Главалтайсоцзащита» определена уполномоченным органом по реализации вышеуказанной подпрограммы с марта 2008 года. В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что вышеназванное постановление о назначении нового срока исполнения не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации, к постановлениям, выносимым судебными приставами — исполнителями, а именно в постановление о назначении нового срока исполнения № от *** указан должник Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, что является основанием для отмены, так как должником в исполнительном документе установлено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Кроме того, в рамках исполнительного производства установлено, что в списке граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных в ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Алтайскому краю, подписанный Министром труда и социальной зашиты Алтайского края ФИО7. находящийся в материалах исполнительного производства, перед ФИО1 в первой очереди «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства» состоят 4 семьи, имеющие право на первоочередное обеспечение жильем, во второй очереди «пенсионеры» состоит еще 37 семей, постановленные на учет ранее семьи ФИО1, и не обеспеченные социальной выплатой для приобретения жилого помещения. В связи с этим предоставление данной выплаты ФИО1 возможно только после предоставления социальных выплат гражданам, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем и гражданам второй очереди с более ранней датой постановки на учет. Отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на должника обязанности предоставлении сертификата. Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения 29.03.2019 постановления об окончании вышеуказанного исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», акт о наличии обстоятельств, с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, копия которого с исполнительным документом № от *** направлены взыскателю. В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: 1) взыскателю и должнику; 2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; 3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; 4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка. Таким образом, постановление об окончании исполнительного производства, акт о наличии обстоятельств и оригинал исполнительного документа направлены в адрес взыскателя, также в постановлении от *** разъяснен порядок обжалования. Таким образом, судебным приставом - исполнителем в рамках предоставленных ему законодательством об исполнительном производстве полномочий принимались меры к исполнению требований исполнительного документа в отношении Министерства экономического развития Алтайского края. В силу положений ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе, если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена. Вместе с тем, взыскателю разъяснено, что возвращение исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения взыскателю исполнительного документа взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника. Кроме того, согласно данным программного комплекса АИС ФССП *** в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от взыскателя ФИО1 поступила жалоба, в порядке подчиненности на постановление об окончании исполнительного производства № в отношении должника Министерство экономического развития Алтайского края. Данная жалоба рассматривается в порядке и сроки, установленные ч. 1 ст. 126 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве», по результатам рассмотрения заявителю направляется постановление. *** начальником отдела - старшим судебным приставом ФИО2 вынесено соответствующее постановление исх. № об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности, направленное с сопроводительным письмом почтовым отправлением в адрес заявителя ФИО1 по адресу Алтайский край, г. Рубцовск, ул. ... за исх. № от ***. Из-за технической ошибки в программном комплексе АИС ФССП России во вводной части постановления неверно указана дата — ***. В связи с чем, *** вынесено постановление о внесении изменений, где во вводной части постановлено правильным считать дату ***.

Представитель заинтересованного лица Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен, представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым у Министерства отсутствуют правовые основания для формирования позиции при рассмотрение вопроса об удовлетворении жалобы административного истца, поскольку предоставление жилищных субсидий, а также осуществление иных действий по исполнению Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Алтайского края. Также указал, что решением Рубцовского городского суда от *** были удовлетворены исковые требования ФИО1 об обязании Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края поставить истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от *** резолютивная часть указанного решения была дополнена после слов «предоставить ей жилищную субсидию» словами «в порядке очередности». Постановлением от ***, на основании исполнительного листа от *** № , судебным приставом-исполнителем ФИО8 было возбуждено исполнительное производство № . Определением Рубцовского городского суда от 24.12.2003 исполнение указанного решения было отсрочено в части производства расчета и предоставления ФИО1 жилищной субсидии, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до получения средств на предоставление жилищной субсидии из федерального бюджета в порядке очередности. Постановлением от *** исполнительное производство было окончено. Постановлением от *** судебным приставом-исполнителем ФИО9, на основании того же исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство № . Согласно пункту 1 постановления Администрации края от 29.02.2008 № 80 уполномоченным органом по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы определено Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В связи с этим документация по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей передана Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по номенклатуре дел в 2008 году. В соответствии с абзацами 3 и 9 пункта 1 постановления Администрации Алтайского края от 26.08.2016 № 297 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» наименования органов исполнительной власти Алтайского края Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите изменено соответственно на Министерство экономического развития Алтайского края и Министерством труда и социальной защиты Алтайского края. Таким образом, предоставление жилищных субсидий, а также осуществление иных действий по исполнению Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Алтайского края. В связи с этим судебный пристав-исполнитель УФССП России по Алтайскому краю ФИО3, рассмотрев материалы исполнительного производства от ***, возбужденного на основании исполнительного листа от *** № , выданного Рубцовским городским судом Алтайскому краю, постановлением от *** установил должнику в лице руководителя Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите новый срок для исполнения документа до ***. Впоследствии судебным приставом-исполнителем УФССП России по Алтайскому краю ФИО3 *** вынесено постановление об окончании исполнительного производства. Указанные действия судебного пристава-исполнителя оспариваются ФИО1 в настоящем судебном процессе.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный Закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Судом установлено, что решением Рубцовского городского суда от *** по делу № по иску ФИО1 к Администрации г. Рубцовска, Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края о предоставлении жилищной субсидии, были удовлетворены исковые требования ФИО1 об обязании Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края поставить истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от *** резолютивная часть указанного решения была дополнена после слов «предоставить ей жилищную субсидию» словами «в порядке очередности».

Постановлением от ***, на основании исполнительного листа от *** № , судебным приставом-исполнителем ФИО8 было возбуждено исполнительное производство №должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копи постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; …17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

*** судебным приставом-исполнителем в адрес Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края направлено требование произвести все мероприятия по исполнению требований исполнительного документа, а именно поставить ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, произвести расчет и предоставить ей жилищную субсидию в порядке очередности, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из ответа Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края от *** следует, что средства, выделяемые из федерального бюджета на предоставление субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, распределяет рабочая группа, утвержденная распоряжением администрации Алтайского края от 19.08.1999, в порядке очередности в целом по краю. На основе информации, предоставленной администрацией г. Рубцовска, ФИО1 состоит на учете в льготной очереди лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первого обращения в администрацию г. Рубцовска - с 18.02.2002.

Определением Рубцовского городского суда от *** предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части производства расчета и предоставления ФИО1 жилищной субсидии, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до получения средств на предоставление жилищной субсидии из федерального бюджета в порядке очередности.

Ответом Главного управления экономики и инвестиций от *** на запрос судебного пристава-исполнителя от *** подтверждено, что ФИО10 состоит на учете в общем списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером <данные изъяты>. Вопрос о выделении ФИО1 субсидии на приобретение жилья будет рассмотрен по мере поступления средств из федерального бюджета.

Постановлением от *** исполнительное производство было окончено в связи с передачей исполнительного производства для дальнейшего исполнения в МОСП г.Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников- юридических лиц.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО9 от ***, на основании того же исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство № .

Согласно пункту 1 постановления Администрации края от 29.02.2008 № 80 уполномоченным органом по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы определено Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В связи с этим документация по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей передана Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по номенклатуре дел в 2008 году.

Согласно письму УФССП России по Алтайскому краю от *** направленному в адрес ФИО1, на основании списков, полученных из органов местного самоуправления Главным управлением ФИО1 включена в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Алтайскому краю на 2010 го по категории «работающие» под порядковым номером 216. Выделение государственных жилищных сертификатов осуществляется в нормативно установленном хронологическом порядке по дате постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно письму Администрации Алтайского края от ***, направленному в адрес МОСП г. Барнаула, ФИО1 указана в сводном списке по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 18.02.2002 как пенсионер (третья очередь) с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с составом семьи 3 человека на 2012 год под порядковым номером <данные изъяты>.

На основании постановления от *** исполнительное производство №передано в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю.

В соответствии с абзацами 3 и 9 пункта 1 постановления Администрации Алтайского края от 26.08.2016 № 297 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» наименования органов исполнительной власти Алтайского края Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите изменено соответственно на Министерство экономического развития Алтайского края и Министерством труда и социальной защиты Алтайского края.

В связи с этим судебный пристав-исполнитель УФССП России по Алтайскому краю ФИО3, рассмотрев материалы исполнительного производства от ***, возбужденного на основании исполнительного листа от *** № постановлением от *** установил должнику в лице руководителя Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите новый срок для исполнения документа до 13.09.2018.

Согласно письму Министерства социальной защиты Алтайского края письмо № от *** поступившему в МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, в период с 2015 по 2018 годы в Алтайском крае гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей выдано 11 сертификатов. В сводном списке граждан на 01.02.2019 состоит 101 семья - участника подпрограммы, в том числе ФИО1 под порядковым номером <данные изъяты>. В 2019 году в соответствии с федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Алтайскому краю для обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан выделено 8 565,0 тыс. руб. В соответствии с распоряжением Правительства Алтайского края от 13.03.2019 №100-р гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, 18.03.2019 выделено 6 сертификатов. Поэтому предоставление данной выплаты ФИО1 возможно только после предоставления социальных выплат семьям с более ранней очередностью. Исходя из вышеизложенного государственный жилищный сертификат будет выделен ФИО1 в порядке очередности в соответствии с действующим законодательством. Выделение сертификата вне очереди не представляется возможным, так как это приведет к нарушению прав граждан, поставленных ранее на соответствующий учет, а так же имеющих право на первоочередное получение социальной выплаты.

Таким образом, по мере выделения и поступления в Алтайский край государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участники подпрограммы будут обеспечиваться жильем с соблюдением порядка очередности.

В связи с этим предоставление данной выплаты ФИО1 возможно только после предоставления социальных выплат гражданам, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем и гражданам второй очереди с более ранней датой постановки на учет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2019), исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: 2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 статьи 46, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (ч.2 ст. 46).

Актом от *** установлены вышеуказанные обстоятельства, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.

В связи с этим постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Алтайскому краю ФИО3 от *** исполнительное производство окончено на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Таким образом, судебным приставом - исполнителем в рамках предоставленных ему законодательством об исполнительном производстве полномочий принимались меры к исполнению требований исполнительного документа в отношении Министерства экономического развития Алтайского края.

В силу положений ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе, если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.

Взыскателю разъяснено, что возвращение исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Таким образом, право административного истца на предъявление исполнительного документа к исполнению оспариваемым постановлением об окончании исполнительного производства не нарушено.

*** в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от взыскателя ФИО1 поступила жалоба, в порядке подчиненности на постановление об окончании исполнительного производства № в отношении должника Министерство экономического развития Алтайского края.

Данная жалоба рассмотрена начальником отдела - старшим судебным приставом ФИО2 в порядке и сроки, установленные ч. 1 ст. 126 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», по результатам рассмотрения вынесено соответствующее постановление №от *** об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности, которое направлено заявителю сопроводительным письмом почтовым отправлением за исх. №от ***. Из-за технической ошибки в программном комплексе АИС ФССП России во вводной части постановления неверно указана дата - ***. В связи с чем, *** вынесено постановление о внесении изменений, где во вводной части постановлено правильным считать дату ***.

Ссылка административного истца на то обстоятельство, что старший судебный пристав ФИО2 не ответил на вопрос, на каком основании взыскателю был возвращен исполнительный документ, при условии, что постановление от *** не вступило в законную силу, о незаконности вынесенного постановления не свидетельствует, поскольку законом не предусмотрено вступление в законную силу постановлений, вынесенных судебными приставами-исполнителями, и указанный законом 10-дневный срок предусмотрен не для вступления постановления в законную силу, а для оспаривания соответствующего постановления.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены судебным приставом-исполнителем и старшим судебным приставом в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в пределах предоставленных им полномочий и не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, заявленные административным истцом требований не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Хильчук