Дело № 2а-2295/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года г. Грязи
Судья Грязинского городского суда Липецкой области Шегида Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, указав, что административным ответчиком в нарушение положений действующего законодательства не разработана и не принята муниципальная программа использования и охраны земель. Прокурор просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии указанной программы, незаконным, и обязать его принять меры по реализации полномочий, установленных ст.ст. 11, 13 Земельного кодекса РФ, направленные на разработку и реализацию данной программы.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Грязинского муниципального района Липецкой области.
Прокурор надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать, так как в Уставе сельского поселения и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нет полномочий сельского поселения в области использования и охраны земель. Между п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ имеются противоречия. Сельское поселение Плехановский сельсовет является дотационным, а потому, в силу ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, и не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица администрации Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных пояснений не представил.
В соответствии с ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор полагает, что в результате бездействия административного ответчика нарушаются права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому он вправе обратиться в суд с настоящим иском.
В соответствии с Уставом сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Принят решением Плехановского сельского Совета депутатов 7 июня 2006 года N 51) администрация сельского поселения осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории сельского поселения. Администрация сельского поселения обладает правами юридического лица (ч. 1 ст. 31).
В силу ст. 32 Устава к компетенции администрации сельского поселения относятся: обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, решениями Совета депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения (п. 1); разработка программ и планов социально-экономического развития сельского поселения и обеспечение их выполнения (п. 4).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Устава в систему муниципальных правовых актов, среди прочих, входят постановления и распоряжения главы сельского поселения.
В соответствии с Порядком разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утв. постановлением администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области от 13.08.2013 г. № 63, разработка проекта муниципальной программы осуществляется на основании Перечня муниципальных программ, утвержденного нормативным правовым актом администрации сельского поселения. Перечень муниципальных программ формируется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития сельского поселения и задачами, утвержденными в Стратегии Социально-экономического развития сельского поселения. Внесение изменение в Перечень производится по решению администрации сельского поселения. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств сельского поселения осуществляется за чет бюджетных ассигнований местного бюджета. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением сессии Совета депутатов сельского поселения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект муниципальной программы в срок до 15 сентября года, предшествующего первому году ее реализации, представляется ответственным исполнителем в контрольно-счетный орган сельского поселения для подготовки заключения. При соответствии требованиям проект муниципальной программы утверждается постановлением администрации сельского поселения в срок до 15 октября, предшествующего первому году реализации муниципальной программы.
Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области относится разработка, утверждение путем принятия постановления администрации и выполнение муниципальных программ, принимаемых в соответствии с задачами социально-экономического развития сельского поселения.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
В силу ч. 3 чт. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании ч. 1 ст. 18 данного закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
Анализ приведенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что к вопросам местного значения городского поселения отнесен комплекс вопросов, решение которых в той или иной степени связано с использованием и охранной земель городского поселения. К полномочиям сельского поселения уставами этих поселений могут быть отнесены любые вопросы, относящиеся к вопросам местного значения городского поселения, за исключением лишь вопросов, указанных в п. 23 ч. 1 ст. 14 данного закона.
Уставом сельского поселения Плехановский сельсовет, в соответствии с ч. 1 ст. 11, к вопросам местного значения сельского поселения, среди прочих, отнесены следующие вопросы, касающиеся использования и охраны земель:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения (п. 3);
создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 15);
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18);
организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения (п. 19);
утверждение генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения (п. 20);
создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельского поселения (п. 27);
содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства (п. 28).
То есть к компетенции администрации сельского поселения Плехановский сельсовет отнесено решение комплекса вопросов местного значения, сопряженных с использованием и охраной земель.
Приведенные положения Устава сельского поселения и в Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полной мере согласуются с положением ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурс (ч. 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч. 2). Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 3).
Таким образом, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель обусловлена необходимостью эффективного решения вопросов местного значения сельского поселения, связанных с использованием и охраной земель соответствующего поселения.
Ввиду этого суд находит утверждение об отсутствии в Уставе сельского поселения и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий сельского поселения в области использования и охраны земель и наличии противоречий между ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ основанным на ошибочном понимании и толковании данных нормативных правовых актов.
Судом установлено, что на территории сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области административным ответчиком не разработана и не принята муниципальная программа использования и охраны земель.
Данное обстоятельство подтверждено письмом сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области от 12.11.2020 г. в адрес Грязинского межрайонного прокурора и не оспорено административным ответчиком.
Поскольку административный ответчик не выполнил обязанности по разработке и реализации муниципальной программы использования и охраны земель, он нарушил права неопределенного круга лиц, прежде всего, проживающих на территории сельского поселения Плехановский сельсовет, на благоприятную окружающую среду и эффективное решение вопросов местного значения.
То обстоятельство, что сельское поселения Плехановский сельсовет является дотационным, не может служить поводом для освобождения от обязанности по разработке спорной муниципальной программы на основании ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку вопросы, регулируемые данной программой, входят в компетенцию сельского поселения федеральными законами.
В силу этого суд находит бездействие административного ответчика незаконным, а потому административный иск подлежащим удовлетворению.
С учетом установленного муниципальным правовым актом сельского поселения Плехановский сельсовет порядка принятия муниципальных программ, муниципальная программа использования и охраны земель должна быть утверждена постановлением администрации сельского поселения в срок до 15 октября, предшествующего первому году реализации муниципальной программы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения.
Обязать администрацию сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области принять меры по разработке и реализации муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.А. Шегида