Дело № 2а-2298/17 23 мая 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.О.
с участием адвоката Стрельникова Д.Ю.
при секретаре Кондратьеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению МВД России по <адрес> и <адрес> о признании незаконными отказов в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительство, об обязании принять заявление о продлении срока действия вида на жительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Главному управлению МВД России по <адрес> и <адрес> о признании незаконными отказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительство, об обязании принять заявление о продлении срока действия вида на жительство.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что она является гражданкой Республики Узбекистан. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, находящийся по адресу: <адрес>, с целью подать заявление о продлении срока действия вида на жительство. Сотрудник Управления по вопросам миграции отказалась принимать у нее указанное заявление и документы со ссылкой на то, что ей необходимо переделать сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, так как представленный сертификат предназначен для получения гражданства РФ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 снова обратилась в Управление по вопросам миграции с заявлением и с новым сертификатом. Для подачи заявления сотрудники УВМ ГУ МВД России по СПб и ЛО ей выдали талон под номером №. Однако ФИО1 отказали в принятии заявления в связи с тем, что срок действия вида на жительство на момент обращения составлял менее двух месяцев, при этом вид на жительство был выдан ей ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ.
С отказом в приеме заявления и документов ФИО1 не согласна, считает отказ в приеме у нее заявления и документов необоснованными, нарушающими право на продление вида на жительство.
Первоначально ФИО1 обратилась в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок, однако в приеме документов ей было отказано. С целью повторного обращения в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО1 потребовалось много времени для получения нового сертификата.
Пунктом 150 Административного регламента установлен максимальный срок для рассмотрения заявления о продлении вида на жительство, в связи с чем можно сделать вывод о том, данное заявление может рассматриваться менее чем два месяца.
ФИО1 проживает и работает в <адрес>, воспитывает одна двоих детей, проживающих в России также по виду на жительство, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> не имела возможности оперативно получить сертификат и обратиться в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> с заявлением о продлении, так как на ДД.ММ.ГГГГ у нее отсутствовали в необходимом объеме денежные средства для оформления нового сертификата, стоимость которого составляет около 5000 рублей. Ее заявление о продлении срока действия вида на жительство подлежит принятию и рассмотрению УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, а срок действия ее вида на жительство в РФ подлежит продлению на пять лет.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 была направлена жалоба на оспариваемый отказ в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по СПб и ЛО, ответа на которую не поступило.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явилась, заявление поддержала, пояснила, что не знала какой сертификат необходимо было представить.
Представитель административного истца по доверенности и по ордеру адвокат Стрельников Д.Ю. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Главного управления МВД России по <адрес> и <адрес> по доверенности Одноконная О.В. в судебное заседание явилась, не признала заявленные требования, указав, что оспариваемые административным истцом отказы в приеме заявлений на продление срока действия вида на жительство являются законными и обоснованными. ДД.ММ.ГГГГ заявление у ФИО1 не было принято, поскольку представленный ею сертификат о владении русским языком на базовом уровне не соответствовал требованиям, установленным законодательством РФ, а повторное обращение последовало уже за истечением двухмесячного срока окончания действия вида на жительство, что является препятствием для подачи документов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином (лицом без гражданства) является лицо, получившее вид на жительство.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного Федерального закона вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина (лица без гражданства), поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.
Полномочия органов внутренних дел по оказанию государственных услуг по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации на момент обращений административного истца регулировались Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 215.
Согласно пункту 30 Административного регламента, для продления срока действия вида на жительство заявитель подает в территориальный орган ФМС России: заявление установленной формы в одном экземпляре; документ, удостоверяющий личность; вид на жительство; фотографию в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 21.2 Административного регламента, в том числе фотографии детей, вписанных в вид на жительство (при продлении вида на жительство иностранного гражданина путем оформления нового вида на жительство в связи с отсутствием свободных страниц для внесения записи о продлении); документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Пунктом 143 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является подача в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина заявления о продлении срока действия вида на жительство.
В соответствии с пунктом 148 Административного регламента заявление о продлении к рассмотрению не принимается: при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; если срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев.
Пунктом 41 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, согласно которому заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Республики Узбекистан, имела вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданный ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32).
Как указывает административный истец и не оспаривается административным ответчиком, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> с заявлением о продлении вида на жительство, при этом ею к заявлению был приложен сертификат о владении русским языком на базовом уровне №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов (л.д. 22).
Согласно ст. 37.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до ДД.ММ.ГГГГ, представляют документ, подтверждающий владение данными иностранными гражданами русским языком, знание ими истории России и основ законодательства Российской Федерации, при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:
1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до ДД.ММ.ГГГГ;
3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Сведения о сертификатах, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, вносятся выдавшими их образовательными организациями в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Согласно п. 4 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ технические требования, форма сертификата, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Форма указанного сертификата утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Представленный ФИО1 сертификат о владении русским языком на базовом уровне №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, не соответствует данной форме.
Таким образом, ФИО1 при подаче заявления о продлении вида на жительство ДД.ММ.ГГГГ не был представлен сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, что является законным основанием, предусмотренным п. 41 Административного регламента, для отказа в приеме заявления и документов к рассмотрению. Других документов, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждали бы владение ФИО1 русским языком, знание ею истории России и основ законодательства Российской Федерации, она не приложила к заявлению.
При обращении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приеме документов в связи с пропуском установленного законом срока на продление вида на жительства иностранного гражданина, поскольку на момент подачи заявления срок действия вида на жительство составил менее двух месяцев, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением срока, установленного ст.219 КАС РФ.
Обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности представить документы и сведения, которые закон связывает с началом рассмотрения заявления о продлении вида на жительства и проведения проверочных мероприятий.
Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать соблюдение порядка рассмотрения заявления.
Однако ФИО1 перечисленные выше обязанности не исполнила.
Своевременность обращения лица за продлением срока действия вида на жительство обусловлена содержанием статей 8, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, из которых следует, что статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина предполагает, что иностранный гражданин должен проживать на территории Российской Федерации на основании действительного вида на жительство, а продление срока действия вида на жительство должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока его действия. При таком положении заявление о продлении срока действия данного документа должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных статьей 9 Федерального закона, при соблюдении условия о том, что продление срока действия вида на жительство будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания его действия. Установление срока подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство объективно необходимо и является реализацией требований статьей 9 указанного Федерального закона.
В рамках настоящего административного дела ФИО1, вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ, не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения административного истца в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации по форме, установленной Административным регламентом с приложением предусмотренных им документов и в срок не позднее двух месяцев до истечения срока действия ранее выданного вида на жительство.
Восстановление пропущенного срока подачи заявления о продлении вида на жительство действующим законодательством не предусмотрено.
Довод административного истца о том, что она не знала о том, какой сертификат необходимо представлять при подаче заявления о продлении срока действия вида на жительство не может являться основанием для признания отказов административного ответчика незаконным, учитывая также, что требуемая форма сертификата была введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Наличие у административного истца двоих несовершеннолетних детей также не может являться основанием для признания отказов административного ответчика незаконным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказы административного ответчика в приеме заявлений ФИО1 о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации являются правомерными, в связи с чем полагает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными отказов в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительство, об обязании принять заявление о продлении срока действия вида на жительство.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Главному управлению МВД России по <адрес> и <адрес> о признании незаконными отказов в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительство, об обязании принять заявление о продлении срока действия вида на жительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.О. Яковлева