ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/19 от 28.02.2019 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-229/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующей судьи – Яичниковой А.В.,

при секретаре – Каблахове М.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО3,

представителя административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО4,

представителя заинтересованного лица Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному иску ФИО1 к мэрии муниципального образования города Черкесска, Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска о признании решения незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в Черкесский городской суд с административным иском к мэрии муниципального образования города Черкесска, Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником следующих земельных участков: <адрес>, <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, -д (); <адрес>, -е (); <адрес>, <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ). Два из 11 указанных земельных участков находятся в территориальной зоне ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования», а остальные 9 земельных участков располагаются в территориальной зоне ОД2 «Зона местных центров обслуживания». Так как земельные участки расположены фактически в индивидуальном жилом секторе и строительство на них иных объектов может повлечь за собой нарушение жилищных прав граждан, проживающих в непосредственной близости от них, истец обратилась в мэрию муниципального образования г. Черкесска с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны указанным выше земельным участкам. 07.05.2018 состоялись публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план с Правилами землепользования и застройки города Черкесска, на которых был рассмотрен вопрос о переводе принадлежащих истцу земельных участков. Никаких вопросов, либо возражений по поводу перевода зоны ни у кого из присутствующих не возникло в ходе проведения публичных слушаний. Однако по результатам слушаний ФИО1 было отказано в переводе зоны. Какая-либо мотивировка, позволяющая понять причину отказа, в ответе мэрии отсутствует. Решение об отказе истец считает незаконным. Желание соблюсти баланс прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства подвигло истца обратиться в мэрию города для перевода земельных участков из одной зоны в другую, в которой располагаются прилегающие земельные участки. В данном случае речь идет об установлении единой территориальной зоны для 11 земельных участков. То есть никаких противоречий требованиям действующего законодательства не имеется. Действующее законодательство предполагает возможность внесения изменений в документы территориального планирования, в том числе в Генеральный план города после рассмотрения вопроса на публичных слушаниях. Оснований для принятия решения об отказе в переводе принадлежащих истцу земельных участков, предусмотренных действующим законодательством, не имелось, в связи с чем принятое мэрией муниципального образования г. Черкесска решение не основано на законе и нарушает права истца как собственника на использование земельных участков по назначению. Просит суд: признать незаконным решение мэрии муниципального образования г. Черкесска, изложенное в письме от 31.05.2018 № 1285 об отказе в переводе земельных участков, обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска в течение месяца со дня вступления в законную силу решения Черкесского городского суда, подготовить и направить в представительный орган муниципального образования г. Черкесска для рассмотрения проект решения Думы муниципального образования г. Черкесска «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Черкесска от 25.03.2010 № 32 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска» о переводе земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска ФИО3 просил в иске отказать, пояснив, что для признания действий государственного органа незаконными, необходимо соблюдение двух условий: нарушение прав истца и незаконность действий. Ни того, ни другого в данном случае не имеется. Процедура внесения изменений в генплан осуществляется в том же порядке, что и его утверждение, то есть путем проведения публичных слушаний. Нет оснований для удовлетворения и отказа если обратился конкретный гражданин. Любое лицо вправе высказаться на публичных слушаниях. Процедура проведения публичных слушаний была соблюдена. Градостроительный кодекс не регламентирует критерии публичных слушаний, ответчик руководствуется принципами землепользования. Не может быть основанием для внесения изменений в генплан обращение конкретного лица. Заявитель приобрела земельный участок с целевым назначением, о котором она знала, она его может использовать по этому назначению. Есть определенные случаи, по которым мэрия МО г. Черкесска обязана внести изменения в генплан, этот случай не является таковым.

Представитель административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска ФИО4 отметила, что для удовлетворения заявленных требований необходимо соблюдение двух условий: незаконность действий и нарушение прав истца. Незаконности действий нет. Возможно внесение изменений в генплан в случае нахождения одного земельного участка в двух и более зонах. С зоной Ж-1 земельный участки истца не пересекаются, все 11 участков соседствуют с зоной Ж-1. Накладки зоны на участки нет. Истец выбрала неверный способ защиты права. При разделе земельного участка на 11 земельных участков истец знала, что у них у всех одно целевое назначение – под промышленные предприятия. Полагает, что нарушения прав истца не имеется, просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска ФИО5 также возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать, так как отказ является законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником следующих земельных участков: <адрес>, ); <адрес>, <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, ); <адрес>, <адрес>, <адрес>, Два из 11 указанных земельных участков находятся в территориальной зоне ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования», а остальные 9 земельных участков располагаются в территориальной зоне ОД2 «Зона местных центров обслуживания».

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавли-ваются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

При этом территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

26.03.2018 ФИО1, являясь собственницей земельных участков, расположенных по адресу:

1. <адрес>, ();

2. <адрес>,

3. <адрес>,

4. <адрес>,

5. <адрес>, );

6. <адрес>, -д (

7. <адрес>, -е (

8. <адрес>,

9. <адрес>и

10. <адрес>, );

11. <адрес>, -л (),

обратилась в мэрию муниципального образования г. Черкесска с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны указанным выше земельным участкам.

07.05.2018 состоялись публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план с Правилами землепользования и застройки города Черкесска, на которых был рассмотрен вопрос о переводе принадлежащих ФИО1

Два из 11 указанных земельных участков находятся в территориальной зоне ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования», а остальные 9 земельных участков располагаются в территориальной зоне ОД2 «Зона местных центров обслуживания».

Согласно ч. 2 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются статьи размеры и параметры, их сочетания.

Согласно ч. 1 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты генеральных планов, а также изменения в них подлежат обсуждению на публичных слушаниях.

Согласно п. 4.1 Правил землепользования и застройки города Черкесска, утвержденных Решением Думы муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2010 г. № 32 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска» публичные слушания проводятся с целью информирования общественности и обеспечения права участия граждан в принятии решений, а также их права контролировать принятие мэрией муниципального образования города Черкесска решений по землепользованию и застройке.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций с указанием причин принятого решения и направляет их Руководителю мэрии (мэру) муниципального образования города Черкесска.

В соответствии с пп. 7 п. 4.2 Правил землепользования и застройки города Черкесска, утвержденных Решением Думы муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2010 г. № 32 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска» комиссия с учетом заключения о результатах публичных слушаний, в случае принятия положительного решения, в 10-тидневный срок обеспечивает внесение изменений в проект Правил и представляет указанный проект Руководителю мэрии (мэру) муниципального образования города Черкесска.

По результатам публичных слушаний принято решение об отказе в переводе зоны для указанных выше земельных участков, принадлежащих ФИО1 на праве собственности. При этом, согласно протоколу публичных слушаний от 07.05.2018 никаких возражений от лиц, присутствовавших на публичных слушаниях, не поступило. Заключение комиссии от 07.05.2018, направленное для принятия решения руководителю мэрии (мэру) муниципального образования г. Черкесска также является немотивированным и не содержит сведений о причинах принятия данного решения, а также об имеющихся нарушениях требований действующего законодательства, препятствующих принятию решения о переводе территориальной зоны для земельных участков.

При этом, согласно представленной Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска схеме, указанные земельные участки граничат как с территориальной зоной ОД2 «Зона местных центров обслуживания», так и с территориальной зоной Ж1- «Зона индивидуальной жилой застройки». Сведения о наличии обстоятельств, препятствующих изменению территориальной зоны и подготовке проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в Генеральный план г. Черкесска, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, изменение территориальной зоны не противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства.

Более того, принятие решения об отказе в переводе территориальной зоны для земельных участков при отсутствии предусмотренных законом оснований, не только влечет за собой нарушение прав собственника земельных участков, но и свидетельствует о создании условий для коррупционных проявлений. При этом создание условий для коррупционных проявлений является прямым нарушением требований законодательства о противодействии коррупции. Так как в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Указанные выше нарушения закона также противоречат ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Руководствуясь статьями 179-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к мэрии муниципального образования города Черкесска, Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска о признании решения незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным решение мэрии муниципального образования г. Черкесска, изложенное в письме от 31.05.2018 № 1285 об отказе в переводе земельных участков, расположенных по адресу:

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -е () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -ж () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки».

Обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска в течение месяца со дня вступления в законную силу решения Черкесского городского суда, подготовить и направить в представительный орган муниципального образования г. Черкесска для рассмотрения проект решения Думы муниципального образования г. Черкесска «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Черкесска от 25.03.2010 № 32 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска» о переводе земельных участков, расположенных по адресу:

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -в () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -ж () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -и () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, ) перевод земельного участка из зоны ОЗО2 «Зона размещения объектов среднего и дошкольного образования» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки»;

- <адрес>, -л () перевод земельного участка из зоны ОД2 «Зона местных центров обслуживания» в зону Ж1 - «Зона индивидуальной жилой застройки».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2019 года.

Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова