ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/20 от 10.08.2020 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2а-229/2020

УИД 32RS0027-01-2019-005618-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года гБрянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

присекретаре Дубовик О.А.,

с участием

административного истца Артюхова А.Н., представителя Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Бокаревой С.А., представителя Управления по строительству и развитию территории г.Брянска Троян Е.Е., представителя заинтересованных лиц: Ефимова И.Э., Ядыкина С.М., Митина А.В., Шкуричева В.В., Зюзько В.С., Потребительского кооператива «Гаражное общество «Курган -1» - НемковаН.А., заинтересованных лиц: Колычева В.И., Войчина А.А., ПолещенкоВ.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артюхова Андрея Николаевича к Брянской городской администрации о признании незаконными постановлений,

УСТАНОВИЛ:

Артюхов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Брянской городской администрации о признании незаконными постановлений, указывая на то, что 05 июня 2019 года Брянской городской администраций вынесено постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, в том числе и его недвижимого имущества, площадью 26,7 кв.м., расположенного <адрес>, Потребительский кооператив ГО«Курган-1», гараж №..., кадастровый №.... 04 июля 2019 года Брянской городской администрацией внесены изменения и дополнения в ранее изданное постановление, фактически изменившее его формулировки. В указанных постановлениях в качестве цели изъятия земельного участка указано уточнение административным ответчиком «красных линий» ул.Рекункова, постановлением Брянской городской администрации от 25 февраля 2019 года № 555-п «О принятии решения о реализации бюджетных инвестиций в реконструкцию объекта: «Реконструкция автодороги по ул.Рекункова (от ул.Крахмалева до ул.Взлетной) в Советском районе г.Брянска», в целях проведения реконструкции автодороги по ул.Рекункова (от ул.Крахмалева до ул.Взлетной) в Советском районе г.Брянска. Также в качестве оснований вынесения обжалуемых постановлений указаны ссылки на Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года №465 «Об утверждении генерального плана г.Брянска», а также Постановление Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года №1629-п «Об утверждении проекта межевания территории в соответствии с вынесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска…». Административный истец полагает, что заявленная в постановлении цель изъятия земельного участка, является мнимой и несоразмерна с нарушением его прав. Так, указанная в обжалуемых постановления дорога с учетом «красных линий» не затрагивает территорию, на которой расположен принадлежащий ему на праве собственности гараж, а также земельный участок. В обжалуемом постановлении отсутствует обоснование для проведения реконструкции указанного в постановлении линейного объекта (автодороги). Таким образом, изъятие принадлежащего ему земельного участка и гаража происходит в объемах, не соответствующих нуждам муниципальных органов власти. Реконструкцию дороги возможно провести не затрагивая его право собственности, охраняемое Конституцией РФ, так как принадлежащий ему гараж №... находится на расстоянии более чем 8 метров от дороги и предполагаемой красной линии. Помимо его гаража, изъятию также подлежат еще 12 гаражей, в связи с чем затраты городского бюджета, связанные с изъятием недвижимого имущества у 13 лиц не сопоставимы с заявленными целями и не оправданы. Также указывает, что принадлежащий ему гараж расположен вблизи с его местом жительства и он вряд ли сможет построить или приобрести подобный гараж в разумном расстоянии от него. Порядок изъятия земельного участка нарушен. Кроме того, оспариваемые постановления нарушают пункты 3, 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, так как не содержат сведений об объекте местного значения, для строительства, реконструкции которого осуществляется такое изъятие и схемы расположения земельного участка. На основании изложенного, просил суд признать незаконными постановления Брянской городской администрации №1781-п от 05 июня 2019 года «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, находящихся на нем, расположенных <адрес>, для муниципальных нужд г.Брянска» и №2143-п от 04 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 05 июня 2019 года №1781».

В ходе судебного разбирательства дела административный истец уточнил исковые требования и дополнительно просил суд признать незаконным проект межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенного в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016года №4211-п, от 07 декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15 февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29мая 2017 года № 1876-п), в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе города Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова, утвержденных постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2018 года №2749-п и постановление Брянской городской администрации от 10сентября 2009года №1629-п в части земельного участка по <адрес> и строений гаражного кооператива «ГО Курган 1»; проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенного в Советском районе г.Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года №1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016 года №4211-п, от 07декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29 мая 2017года № 1876-п) и постановление Брянской городской администрации г.Брянска от 10 сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года №3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02декабря 2016 года № 4211-п, от 07декабря 2016года № 4276-п, от 22декабря 2016 года № 4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года №1143-п, от 29 мая 2017 года №1876-п) в части земельного участка по <адрес> и строений гаражного кооператива «ГО Курган 1».

Определениями суда от 07 октября 2019 года. от 12 ноября 2019 года, от 04декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по строительству и развитию территории г.Брянска, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Потребительский кооператив «Гаражное общество «Курган-1», собственники гаражей, расположенных на изымаемом для муниципальных нужд земельном участке: Полещенко В.Ф., Кондрашенко Т.А., Сарвиро Н.К., АфанасьевП.А., Зюзько В.С., КолычевВ.И., Ефимов И.Э., Настепанин П.Е., Шкуричев В.В., Войчин А.А., Таратонова Я.В., Митин А.В. и Ядыкин С.М.

В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что проект планировки и проект межевания территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, выполнены с нарушением действующего законодательства и норм, определяющих порядок и правила такой застройки. В частности, Правила землепользования и застройки г.Брянска предусматривают, что размещение зданий по красной линии допускается в условиях реконструкции сложившейся застройки при соответствующем обосновании. Проект планировки и красные линии должны разрабатываться с учетом имеющейся застройки. В акте экспертного исследования ООО «Право и Оценка» от 28июля 2020 года № 37/20 дано заключение, что установление проектной красной линии (утверждение Проекта планировки территории) дает органам государственной власти возможность принять решение о резервировании земель, но само по себе не влечет ограничение права на приватизацию и использование земельного участка. Имеющееся пересечение красной линии с границей земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, не препятствует использованию земельного участка по назначению. Согласно выводам специалиста ООО «Право и Оценка», декларируемая постановлением цель не требует изъятия принадлежащего ему имущества. Кроме того, в данном заключении специалистом описана реальная возможность разрешения реконструкции автодороги с изъятием земельного участка незастроенной территории с совпадающей площадью (земельный участок с кадастровым №..., площадью 402 кв.м., по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта), то есть без изъятия спорного земельного участка с гаражами. Полагает, что со стороны ответчика имеет место нарушение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в злоупотреблении правом при осуществлении полномочий органа муниципального самоуправления. Также просил суд признать Проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п, недопустимым доказательством по делу, поскольку он не содержал проект межевания территории г. Брянска, стороной административного ответчика не представлен, однако согласно пояснениям представителя Брянской городской администрации, данным в ходе рассмотрения дела, проект межевания территории г. Брянска был утвержден в 2009 году.

Представитель Брянской городской администрации и Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности Бокарева С.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что земельный участок, на котором расположен гараж истца, был изъят на основании статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с реконструкцией автомобильной дороги местного значения. Согласно статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования), а также проектами планировки территории. Постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года № 2749-п утвержден проект межевания территории в соответствии внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова, которым были уточнены «красные линии» ул.Рекункова. По итогам произведенных уточнений, границы земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, стали пересекать «красные линии». Процедура принятия оспариваемых постановления была соблюдена муниципальным органом полностью. Оспариваемые постановления приняты уполномоченным на то органом. Кроме того указала, что административным истцом пропущен установленный трехмесячный срок для обращения в суд с требованиям о признании незаконным постановлений Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года № 1629-п и от 10 сентября 2018 года № 2749-п.

Представитель Управления по строительству и развитию территории г.Брянска по доверенности Троян Е.Е. полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Поддержала доводы представителя административного ответчика. Также пояснила, что в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009года №1629-п утвержден проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска. Постановлением Брянской городской администрации № 3204-п от 13 сентября 2017 года разрешено внесение изменений в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова и Рекункова. Целью проекта межевания территории являлось определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, а также проведение реконструкции автодороги по ул. Рекункова. По итогам проведенных публичных слушаний, протокола комиссии по рассмотрению проектов планировки элементов планировочной структуры территории г.Брянска от 21июня 2018 года, постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года № 2749-п утвержден проект межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года № 1629-п с последующими изменениями в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова. Евдокимова и Рекункова. Постановление Брянской городской администрации от 10 сентября 2009года № 1629-п является соответствующим действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Также полагала, что административным истцом пропущен срок для обрушения в суд с требованиями о признании незаконными постановлений Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года № 1629-п и от 10 сентября 2018 года №2749-п.

Представитель заинтересованных лиц: Ефимова И.Э., Ядыкина С.М., МитинаА.В., Шкуричева В.В., Зюзько В.С., Потребительского кооператива «Гаражное общество «Курган -1» – Немков Н.А. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению. Пояснил суду, что проект межевания территории по состоянию на 2009 год, когда был утвержден проект планировки территории бывшего аэропорта, отсутствовал и утвержден был лишь в 2018 году. Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации только в проекте межевания определяются конкретные координаты участков, планируемых под застройку и положение застраиваемых участков определяется с учетом ранее застроенных земельных участков. Без проекта межевания застройка территории невозможна. Таким образом, если проект межевания утвержден в 2018 году, застройка территории аэропорта ведется незаконно, без соответствующей документации, соответственно и дорога по ул. Рекункова также построена незаконно. В проекте межевания территории в его целях и задачах указано «Реконструкция автодороги по ул. Рекункова позволит снизить коэффициент аварийности за счет сноса гаражей. В настоящее время выход из гаражей осуществляется непосредственно на проезжую часть, что создает аварийную обстановку и не соответствует СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012». Однако, данный довод о снижении аварийности является надуманным, ничем не подтвержденным. В проекте планировки территории бывшего аэропорта снос гаражей не предусматривался. Пересечение границ «красных линий» автодороги по ул. Рекункова и границ земельного участка, арендуемого ГК«ГО «Курган-1» произошло в результате ошибки, допущенной при строительстве дороги по ул.Рекункова. Согласно выводам акта экспертного исследования ООО«Право и Оценка» № 37/20 от 28 июля 2020 года, площадь земельного участка под гаражами на <адрес> с кадастровым №... по правоустанавливающим документам 588 кв.м., по факту 544 кв.м., что свидетельствует о самовольном захвате части участка под соседние объекты. В связи с изменением площади земельного участка с кадастровым №... координаты поворотных точек не соответствуют данным ЕГРН. В связи с отсутствием данных невозможно определить соответствует ли положение земельного участка с кадастровым №... под дорогой на ул.Рекункова в районе гаражей. В результате уточнения «красных линий» имеется наложение красных линий участка с кадастровым №... под дорогой на ул.Рекункова в районе гаражей и участка с кадастровым №... под гаражами на площади 419 кв.м. (из 544 кв.м. под гаражами). Пересечение границ участка под гаражами с границами красных линий участка под дорогой на ул.Рекункова не препятствует использованию земельного участка с кадастровым №... по назначению и эксплуатации гаражей и допускается по действующему законодательству. Устранение пересечения границ земельного участка под гаражами и земельного участка под дорогой возможно за счет пустующего рядом земельного участка с кадастровым №... Кроме того, статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает изъятие земельных участков для уточнения красных линий и снижения коэффициента аварийности.

Заинтересованные лица Колычев В.И., Войчин А.А., Полещенко В.Ф. также полагали, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Заинтересованные лица Кондрашенко Т.А., Сарвиро Н.К., АфанасьевП.А., Зюзько В.С., Ефимов И.Э., Настепанин П.Е., ШкуричевВ.В., Таратонова Я.В., Митин А.В. и Ядыкин С.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направили.

Суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.

Как следует из пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 названного Федерального закона).

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

В силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26, частями 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 17 июля 2009 года) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией № 18-30.

Согласно пункту 4.1 названной Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По смыслу данной нормы красные линии устанавливаются в целях обозначения границ территорий общего пользования, как существующих, так и планируемых.

Под территориями общего пользования понимают территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03 августа 2018 года) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

На чертежах межевания территории отображаются в том числе красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13 статьи 45).

Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласит, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (части 1, 2, 3, 5 указанной статьи).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Как установлено судом, Артюхову А.Н. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: помещение, назначение нежилое, площадью 26,7 кв.м., расположенный <адрес>, ПК Гаражное общество «Курган-1», гараж №..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от <дата>.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>№..., земельный участок с кадастровым №..., расположенный <адрес>, находится в собственности субъекта Российской Федерации Брянская область и имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации гаражей.

<дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области (Арендодатель) и Потребительским кооперативом «Гаражное общество «Курган-1» (Арендатор) был заключен договор аренды №..., по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель: земли населенных пунктов, с кадастровым №..., находящийся по адресу: <адрес>, для эксплуатации гаражей.

Срок аренды участка был установлен по 03 мая 2058 года (пункт 2.1 договора аренды).

На вышеуказанном земельном участке расположен блок гаражей, собственниками которых помимо административного истца также являются: Полещенко В.Ф., Кондашенко Т.А., Сарвиро Н.К., Афанасьев П.А., ЗюзькоВ.С., Колычев В.И., Ефимов И.Э., Настепанин П.Е., Шкуричев В.В., Войчин А.А., Таратонова Я.В., Митин А.В. и Ядыкин С.М.

Постановлением Главы города Брянска от 24 июля 2009 года № 71-пг назначены публичные слушания по проекту планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска.

24 августа 2009 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, по итогам которых составлен протокол проведения публичных слушаний и итоговый документ публичных слушаний.

10 сентября 2009 года Брянской городской администрацией с учетом протокола публичных слушаний и итогового документа публичных слушаний издано постановление № 1629-п «Об утверждении проекта планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска».

Данное постановление Брянской городской администрации было опубликовано в печатном издании «Брянск» № 50д 11 сентября 2009 года.

На основании постановлений Главы города Брянска от 04 октября 2012года № 186-пг «О назначении публичных слушаний по проектам планировки территорий Советского и Бежицкого районов города Брянска» и от 12 октября 2012года № 200-пг «О внесении изменений в Постановление Главы города Брянска от 04.10.2012 № 186-пг «О назначении публичных слушаний по проектам планировки территорий Советского и Бежицкого районов города Брянска», с учетом протокола публичных слушаний и итогового документа публичных слушаний по проекту планировки, постановлением Брянской городской администрации от 11 декабря 2012 года № 3153-п утверждены изменения в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрацией от 10 сентября 2009года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, проектируемой жилой улицей № 1.

В составе данного проекта планировки был разработан разбивочный чертеж красных линий с учетом проектируемой жилой улицы № 1 (впоследствии ул.Рекункова).

Постановлением Главы города Брянска от 19 октября 2017 года № 1292-пг назначены публичные слушания по проекту планировки и межевания соответствующих территорий в Советском районе г. Брянска.

29 ноября 2017 года состоялись публичные слушания по вопросам обсуждения проекта межевания и внесения изменений в проекты планировки и проект межевания соответствующих территорий в Советском районе г.Брянска.

Одним из поставленных на обсуждение вопросов был вопрос о внесении изменений в проект планировки территории бывшего аэропорта, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года №1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г.Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова и изменений в проект межевания, территории земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 01 августа 2017 года № 2693-п.

Согласно протокола публичных слушаний, целью и задачей внесения изменений в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова, являлось уточнение «красных линий» ул.Рекункова, поскольку согласно СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусматривает для данной категории дороги от 15 до 30метров для размещения двух полос движения, парковок транспортных средств, размещения тротуаров, зеленой зоны и прохождения инженерных коммуникаций.

Согласно итогового документа публичных слушаний от 29 ноября 2017года комиссия по рассмотрению проектов планирования элементов планировочной структуры территории г. Брянска рекомендовала Главе Брянской городской администрации утвердить внесение изменений в проект планировки территории бывшего аэропорта, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова и изменений в проект межевания, территории земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 01августа 2017 года № 2693-п.

Постановлением Брянской городской администрации от 26 декабря 2017года № 4560-п утверждены изменения в проект планировки бывшего аэропорта, утвержденный постановлением Брянской городской администрацией от 10сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11 декабря 2012 года № 3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016 года № 1537-п, от 02 декабря 2016года № 4211-п, от 07декабря 2016 года № 4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от06 апреля 2017 года № 1143-п, от 29мая 2017 года № 1876-п) в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г.Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова и изменения в проект межевания территории земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 01августа 2017 года № 2693-п.

В результате изменений, внесенных в проект межевания территории земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта, были установлены границы территорий общего пользования и объединены земельные участки с кадастровыми №... и №... в земельный участок №...

Указанное постановление было опубликовано в печатном издании газете «Брянск» № 55д 29 декабря 2017 года.

Согласно графической части проекта планировки с внесенными в него изменениями постановлением Брянской городской администрации от 26декабря 2017года № 4560-п, представленной стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства дела, «красные линии» ул.Рекункова пересекают земельный участок с кадастровым №..., находящийся по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы города Брянска от 17 мая 2018 года № 1660-пг назначены публичные слушания по проектам планировки соответствующих территорий, содержащих проекты межевания и градостроительные планы формируемых земельных участков в Фокинском районе г. Брянска и проект межевания ул. Рекункова в Советском районе г. Брянска.

19 июня 2018 года состоялись публичные слушания по вопросам обсуждения проектов планировки соответствующих территорий, содержащих проекты межевания и градостроительные планы формируемых земельных участков в Фокинском районе г. Брянска и проекта межевания улицы Рекункова в Советском районе г. Брянска.

Согласно итогового документа публичных слушаний от 21 июня 2018года комиссия по рассмотрению проектов планирования элементов планировочной структуры территории г. Брянска рекомендовала Главе Брянской городской администрации утвердить проект межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крхмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова.

Постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018года № 2749-п утвержден проект межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова, который опубликован в газетном издании «Брянск» № 39д 14 сентября 2018 года.

Цель подготовки проекта межевания территории - обоснование границ территории, в пределах которой разрабатывается размещение автомобильной дороги по ул. Рекункова, в соответствии с транспортной инфраструктурой, установленной генеральным планом г. Брянска (пункт 1.1 проекта межевания).

Из приведенных обстоятельств следует, что проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, и последующие изменения в него в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012 года № 3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года № 1537-п, от 02 декабря 2016года № 4211-п, от 07декабря 2016 года № 4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06 апреля 2017 года № 1143-п, от 29мая 2017 года № 1876-п) и само постановление, а также проект межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенного в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016года №4211-п, от 07декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29мая 2017 года № 1876-п), в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе города Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова, утвержденных постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года №2749-п, соответствуют действующему законодательству, приняты уполномоченным органам в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия оспариваемых постановлений осуществлена в порядке, установленном действующим законодательством, оспариваемые постановления вынесены на основании полного изучения представленных материалов публичных слушаний в их совокупности, порядок проведения публичных слушаний соблюден, дана оценка всех заслуживающих внимание обстоятельств с целью решения вопроса о целесообразности утверждения проекта планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска, и последующих изменений в него, а также проекта межевания территории.

Довод административного истца о том, что разработка проекта планировки, межевания и проектирование «красных линий» должна была быть произведена с учетом границ существующего земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: <адрес>, и расположенных на нем объектом (гаражей), то есть существующей застройки, суд находит несостоятельным, в силу следующего.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, действующей на момент внесения изменений в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянка.

В силу пункта 4 статьи 3.2.1 названной Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.

Оспариваемый же проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянске, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г.Брянска, разработан в соответствии с Генеральным планом г. Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27июля 2016 года № 465.

Вышеуказанные красные линии были определены в соответствии с Генеральным планом города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465, и необходимостью соблюдения требований СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», предусматривающей для категории дорог, к которым относится ул.Рекункова, ширину улицы от 15 до 30 метров.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Брянская городская администрация, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, имела право установить спорные красные линии в обозначенных пределах.

Данные обстоятельства установления уточненных «красных линий» также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника Управления по строительству и развитию территории г.Брянска К., который занимался разработкой данного проекта. Специалист указал, что красные линии были установлены еще в 2009 году при утверждении проекта планировки территории бывшего аэропорта, однако межевание было произведено не везде. В силу действующего законодательства Брянская городская администрация для разработки улично-дорожной сети и социальных объектов имеет право уточнить границы и красные линии. С учетом развития застройки на территории бывшего аэропорта возникла необходимость в разработке параметров ул. Рекункова для обеспечения безопасного проезда, поскольку улица в жилой застройке не может быть менее 15 метров в ширину.

В ходе судебного разбирательства дела представителем административного ответчика заявлено ходатайства о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями.

Рассматривая данное ходатайство, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом, постановление Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п «Об утверждении проекта планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г. Брянска», опубликовано в газетном издании «Брянск» № 50д 11сентября 2009 года,

Постановление Брянской городской администрации от 26 декабря 2017года №4560-п, которым утверждены изменения в проект планировки бывшего аэропорта, утвержденный постановлением Брянской городской администрацией от 10 сентября 2009 года № 1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул.Рекункова, опубликовано в печатном издании газете «Брянск» № 55д 29декабря 2017 года.

Постановление от 10 сентября 2018 года № 2749-п об утверждении проекте межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, опубликован в газетном издании «Брянск» №39д от 14 сентября 2018года.

В суд в настоящим административным исковым заявлением АртюховА.Н. обратился 10сентября 2019года, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока для обжалования указанных актов.

Ходатайство о восстановлении указанного пропущенного процессуального срока административным истцом не заявлено.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления, административным истцом также не представлено.

Учитывая, что вышеуказанные постановления Брянской городской администрации являются законными и обоснованными, принятыми в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, уполномоченным органом, в пределах представленной ему полномочий, а также то, что административным истцом пропущен установленный процессуальный срок на их обжалование, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд полагает, что исковые требования Артюхова А.Н. в указанной части удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования об оспаривании постановления Брянской городской администрации от 05 июня 2019 года № 1781-п об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенных <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска и постановления Брянской городской администрации от 04июля 2019 года № 2143-п о внесении в изменений в постановление Брянской городской администрации от05июня 2019 года №1781-п, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а именно автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса российской Федерации).

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны: запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества; обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

В силу положений статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (пункт 3).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие (пункт 4).

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений (пункт 10).

С учетом изданного Брянской городской администрацией постановления от 10сентября 2018 года № 2749-п «Об утверждении проекта межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года №1629-п, в границах квартала, ограниченного улицами Крхмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул.Рекункова, 05 июня 2019 года Брянской городской администрацией принято постановление № 1781-п об изъятии для муниципальных нужд г.Брянска земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес> и расположенных на нем 13 объектов недвижимости (гаражей), один из которых принадлежит административному истцу (приложение к постановлению).

Указанное постановление было опубликовано в печатном издании муниципальной газете «Брянск» № 22д (1020) 14 июня 2019 года, направлено в адрес административного истца 11 июня 2019 года и получено им 16 июня 2019года.

04 июля 2019 года Брянской городской администрацией издано постановление № 2143-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 05 июня 2019 года № 1781-п», согласно которого преамбула постановления изложена в следующей редакции: «В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, принятым Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29апреля 2015 года №168, Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска», постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2018 года № 2749-п «Об утверждении проекта межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года №1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016 года № 4211-п, от 07декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года № 4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29 мая 2017года №1876-п), в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе города Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова, постановлением Брянской городской администрации от 25 февраля 2019 года № 555-п «О принятии решения о реализации бюджетных инвестиций в реконструкцию объекта: «Реконструкция автодороги по ул.Рекункова (от ул. Крахмалева до ул.Взлетной) в Советском районе г.Брянска», в целях проведения реконструкции автодороги по ул.Рекункова (от ул. Крахмалева до ул.Взлетной) в Советском районе г. Брянска».

Постановление Брянской городской администрации от 04 июля 2019года №2143-п опубликовано в муниципальной газете «Брянск» № 27д (1025) 12июля 2019 год и направлено административному истцу 12 июля 2019 года.

Следовательно, принятие оспариваемого постановления в целях реконструкции ул. Рекункова, вопреки доводам административного истца, не противоречит Генеральному плану развития городского округа и соответствует содержанию документации по планировке территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области.

Довод административного истца о том, что оспариваемое постановление об изъятии земельного участка издано в нарушение положений статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений об объекте местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие, а также не содержит схему расположения земельного участка, суд находит несостоятельным.

Так, постановлением Брянской городской администрации от 04 июля 2019года №2143-п в постановление Брянской городской администрации от 05июня 2019 года № 1781-п были внесены изменения в том числе в части указания цели изъятия земельного участка по адресу: г. Брянск, ул.Евдокимова, 3, а именно «проведение реконструкции автодороги по ул.Рекункова (от ул. Крахмалева до ул.Взлетной) в Советском районе г.Брянска».

Кроме того, в силу положений пункта 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка прилагается к решению об изъятии земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

Однако, в рассматриваемом случае, земельный участок, расположенный <адрес>, который подлежит изъятию для муниципальных нужд согласно оспариваемого постановления, образован, состоит на кадастровом учете, в связи с чем приложение схемы расположения земельного участка к решению Брянской городской администрации не требовалось.

В качестве обоснования незаконности принятия постановления об изъятии земельного участка, расположенного <адрес>, административным истцом, а также представителем ПК«ГО «Курган-1» в ходе судебного разбирательства дела представлен акт экспертного исследования №37/20 от 28 июля 200 года, подготовленный ООО«Право и Оценка».

Согласно выводам данного экспертного исследования, имеющееся пересечение красной линии с границей земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, не препятствует использованию земельного участка по назначению и эксплуатации гаражей. Устранение пересечения красной линии с границей земельного участка с кадастровым №..., расположенного <адрес>, возможно путем разработки альтернативного варианта проекта межевания территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе г. Брянска, в целях уточнения «красных линий» за счет земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: г. Брянск, территория бывшего аэропорта.

Оценивая указанный акт экспертного исследования, суд приходит к выводу о том, что он не может быть принят в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу, поскольку он, по сути, является не экспертным исследованием, а субъективным мнением специалиста, который не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исследование проведено по заявлению заинтересованного лица во внесудебном порядке. Иные участники процесса не были извещены о проведении исследования, были лишены права поставить свои вопросы, что свидетельствует о несоблюдении принципа равноправия и состязательности сторон.

Кроме того, при подготовке указанного акта, специалистом не производилось исследование всей документации по планировке территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска.

Учитывая установленные по делу обстоятельств, представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 56.2, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в установленном законом порядке, в пределах предоставленных полномочий, в связи с реконструкцией автодороги по ул.Рекункова в Советском районе г. Брянска.

При этом указанная в постановлении Брянской городской администрации от 05 июня 2019 года № 1781-п с учетом изменений внесенных постановлением Брянской городской администрации от 07 июля 2019 года №2143-п, цель реконструкции автодороги по ул. Рекункова в Советском районе г. Брянска подтверждается представленной в материалы дела документации по планировки территории.

Кроме того, суд считает необходимым указать на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым постановлением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов, поскольку его права и законные интересы защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия объектов недвижимости для муниципальных нужд.

Каких-либо нарушений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившихся в злоупотреблении правом при осуществлении представленных полномочий, судом в ходе рассмотрения дела со стороны административного ответчика установлено не было.

Представленные стороной административного ответчика в обоснование своих возражений доказательства признаны судом допустимыми и относимыми, полученными в установленном законом порядке.

Иные доводы административного истца не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований Артюхова А.Н. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Артюхова Андрея Николаевича к Брянской городской администрации о признании незаконными постановления Брянской городской администрации №1781-п от 05июня 2019года «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, находящихся на нем, расположенных <адрес> для муниципальных нужд г.Брянска», №2143-п от 04 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 05 июня 2019года №1781», проекта межевания территории в соответствии с внесенными изменениями в проект планировки территории бывшего аэропорта, расположенной в Советском районе г.Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016года №4211-п, от 07декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29мая 2017 года № 1876-п), в границах квартала, ограниченного улицами Крахмалева, Горбатова, Евдокимова, Рекункова в Советском районе города Брянска, в целях уточнения «красных линий» ул. Рекункова, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 10 сентября 2018 года №2749-п и постановления Брянской городской администрации от 10сентября 2009года №1629-п в части земельного участка <адрес> и строений гаражного кооператива «ГО Курган 1»; проекта планировки территории бывшего аэропорта, расположенного в Советском районе г.Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 10сентября 2009 года №1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года № 3153-п, от 27 марта 2015года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02 декабря 2016 года №4211-п, от 07декабря 2016 года №4276-п, от 22 декабря 2016 года №4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года № 1143-п, от 29 мая 2017года № 1876-п) и постановление Брянской городской администрации г.Брянска от 10сентября 2009 года № 1629-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 26 июля 2012 года №1837-п, от 11декабря 2012года №3153-п, от 27 марта 2015 года № 861-п, от 12 мая 2016года №1537-п, от 02декабря 2016 года № 4211-п, от 07декабря 2016года № 4276-п, от 22декабря 2016 года № 4481-п, от 15февраля 2017года № 494-п, от 06апреля 2017 года №1143-п, от 29 мая 2017 года №1876-п) в части земельного участка <адрес> и строений гаражного кооператива «ГО Курган 1», отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бурлина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья Е.М. Бурлина