дело № 2а-229/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего - судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания - Родионовой А.С.,
с участием: представителя административного истца Мосёнова С.М.,
представителя административного ответчика - администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Бакушиной Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Супрунюка А. В. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края и межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края об оспаривании решения и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Супрунюк А.В. обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации Комсомольского муниципального района об оспаривании решения и возложении обязанности, указывая, что является собственником дома, <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. В 2013 году результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, выхода из берегов реки Амур, произошедшего на территории сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, указанный дом попал в зону затопления. Однако на момент приобретения истцом дома в мае 2017 года по сведениям Росреестра объект недвижимости числился как жилое помещение. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН. 17 декабря 2020 года истец обратился в администрацию с письменным заявлением, в котором просил провести оценку соответствия дома требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». В своем ответе от 14 января 2021 года № администрация ответила отказом в проведении осмотра помещения, мотивировав тем, что на заседании межведомственной комиссии от 30 декабря 2020 года было выявлено, что ранее постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 19.11.2013 №774 «Об утверждении заключений межведомственной комиссии» в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес> было принято решение о признании помещения непригодным для проживания. Ответчик также сослался на заключение от 30.10.2013 №. Вместе с тем истцом проведено обследование дома на предмет пригодности для проживания путем привлечения эксперта. Выводы экспертизы противоречат заключению межведомственной комиссии. Так как решить вопрос во внесудебном порядке истцу не удалось, он вынужден был обратиться с иском в суд. Просил признать незаконным решение администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 14.01.2021 № об отказе Супрунюк А. В. в проведении оценки дома, находящегося по адресу: <адрес> соответствию требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края провести обследование дома по адресу: <адрес> порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №. Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края после проведения обследования, выдать Супрунюк А. В. экземпляр акта обследования вышеуказанного дома.
12 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена межведомственная комиссия Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
21 мая 2021 года административный истец изменил исковые требования и просил признать незаконным решение межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 14.01.2021 № об отказе Супрунюк А. В. в проведении оценки дома, находящегося по адресу: <адрес> соответствию требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»; обязать межведомственную комиссию Комсомольского муниципального района Хабаровского края провести обследование дома по адресу: <адрес> порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№,о бязать Межведомственную комиссию Комсомольского муниципального района Хабаровского края после проведения обследования, выдать Супрунюк А. В. экземпляр акта обследования вышеуказанного дома.
В судебном заседании представитель административного истца Мосёнов С.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснив, что отказом межведомственной комиссии нарушаются права собственника жилого помещения. Межведомственная комиссия в своем отказе не дала правовую оценку сложившейся ситуации.
Представитель административного ответчика Бакушина Д.Ю. просила в иске отказать, пояснив, что спорное жилое помещение находится в зоне подтопления, которая зарегистрирована в установленном порядке. При приобретении объекта недвижимости истец знал, что приобретает дом, непригодный для проживания. Основания для повторного обследования жилого помещения на пригодность для проживания отсутствуют, так как реконструкция или переустройство жилого помещения, находящего в зоне подтопления, не является таким основанием. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ такое жилое помещение может быть признано пригодным только по решению суда. Межведомственная комиссия в соответствии со своими полномочиями дала истцу ответ. Истец пытается признать нежилое помещение жилым. Однако осмотр жилого помещения не решить вопрос о признании помещения пригодным для проживания, так как объект находится в зоне затопления. Кроме того, он уже был признан непригодным для проживания.
Административный истец Супрунюк А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела была уведомлена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела была уведомлена надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 150, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее «Положение») определен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания или ремонта и реконструкции.
Данным Положением определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что определено пунктом 42 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц (пункт 53 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 27 сентября 2019 года № 1128 утверждено Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Супрунюку А.В. на основании договора купили-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
17 декабря 2020 года Супрунюк А.В. обратился в межведомственную комиссию Комсомольского муниципального района Хабаровского края с заявлением проведении оценки соответствия помещения для обследования жилого помещения по адресу <адрес> и принять решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
30 декабря 2020 года межведомственная комиссия на основании п. 16 Положения с учетом сведений, содержащихся в ЕГРН об установленных границах затопления, подтопления, а также на основании заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для постоянного проживания от 30 октября 2013 года № приняла решение об отсутствии оснований для проведения осмотра жилого помещения по адресу: <адрес>, в отношении данного помещения ранее принято решение о признании помещения непригодным для проживания (постановление администрации Комсомольского муниципального района от 19 ноября 2013 года №) (протокол от 30 декабря 2020 года №).
14 января 2021 года межведомственной комиссией Супрунюку А.В. направлен соответствующий ответ.
Актом обследования помещения от 8 октября 2019 года № и заключением межведомственной комиссии от 30 октября 2013 года № жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и не подлежит восстановлению. Однако какого-либо запрета на проведение реконструкции или капитального ремонта данное заключение не содержит.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 Конституции РФ), Супрунюк А.В., будучи собственником спорного жилого дома и земельного участка, на котором этот дом расположен, проведя капитальный ремонт дома для дальнейшего использования жилого дома по назначению, не лишен был возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении повторного осмотра жилого помещения с целью составления акта обследования и принятия соответствующего решения.
Таким образом, решение межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района Супрунюку А.В. в виде отказа в проведении оценки жилого дома является незаконным, не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, нарушающим права собственника жилого помещения, и подлежит отмене.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
При таких обстоятельствах, заявленные административные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Супрунюка А. В. администрации Комсомольского муниципального района <адрес> и межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района <адрес> об оспаривании решения и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края, принятое на заседании 30 декабря 2020 года, об отказе Супрунюк А. В. в проведении оценки соответствия дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Обязать межведомственную комиссию Комсомольского муниципального района Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести осмотр и составить акт обследования жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, а также принять соответствующее решение, которое довести до заинтересованных лиц, в соответствии с требованиям пунктов 47, 53 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 16 июня 2021 года.
Судья Н.Ю.Богатырева