Адм. дело №2а-229/2022
УИД 68RS0010-01-2022-000370-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 7 апреля 2022 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Трифоновой А.Ю.,
при секретаре Пятахиной О.А.,
с участием помощника Кирсановского межрайонного прокурора Краюхина С.Б., представителя административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Кирсановского межрайонного прокурора Костика А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по постановке водопроводных сетей как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности Кирсановского межрайонного прокурора Костик А.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по постановке водопроводных сетей как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указал, что Кирсановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой было установлено, что в реестре муниципального имущества Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области значатся водопроводные сети протяженностью:
- 0,1 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,4 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 1,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,9 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
-0,75 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,6 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 1,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,8 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,85 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,85 км, расположенные по адресу: <адрес>.
Основанием для включения указанных объектов в перечень муниципального имущества является Закон Тамбовской области от 4 июня 2007г. №211-З.
Считает бездействие административного ответчика незаконным, поскольку право муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество администрацией Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области не зарегистрировано, мер по постановке водопроводных сетей как бесхозяйного объекта недвижимого имущества не принимается.
Просит признать бездействие администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области незаконным в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводных сетей, возложив обязанность принять меры по постановке на учет как бесхозяйного имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг. в Кирсановский районный суд Тамбовской области поступило 11 аналогичных административных исковых заявлений.
Определением Кирсановского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГг. указанные административные исковые требования прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании помощник Кирсановского межрайонного прокурора Краюхин С.Б. требования поддержал, изложив позицию, указанную в административных исковых заявлениях. Пояснил, что спорные объекты являются бесхозяйным имуществом и подлежат постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Представитель административного ответчика – администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области ФИО1 пояснил, что частично не согласен с заявленными требованиями, поскольку водопроводные сети являются муниципальной собственностью, содержание и надлежащее состояние которых обеспечивается за счет средств местного бюджета, поэтому не могут быть бесхозяйным имуществом. Кроме того, водопроводная сеть в <адрес> протяженностью 1,2 км и от дома <адрес> протяженностью 0,1 км, является одной и той же.
Суд, выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч.1ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В силу статей 6, 12 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ на органы местного самоуправления возложены полномочия по определению гарантирующей организации и установлении зоны ее деятельности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно абз.4 п.1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N№2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Судом установлено, что на территории Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области значатся водопроводные сети протяженностью:
- 0,1 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,4 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 1,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,9 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
-0,75 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,6 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 1,2 км, расположенные по адресу: <адрес>;
- 0,8 км, расположенные по адресу: <адрес>;
-0,85 км, расположенные по адресу: <адрес>;
-0,85 км, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанные водопроводные сети включены в реестр муниципального имущества Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Основанием для включения спорного недвижимого имущества (водопроводных сетей) в реестр является Закон Тамбовской области от 4 июня 2007г. №211-З «Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории Кирсановского района Тамбовской области».
Решением Уваровщинского сельского Совета народных депутатов Кирсановского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.
Из сообщения администрации сельсовета и пояснений главы сельсовета ФИО1 следует, что ремонт и содержание водопроводных сетей производятся силами и за счет средств местного бюджета. Жалоб от населения не поступало.
Указанные обстоятельства не опровергнуты прокурором в судебном заседании.
Изучив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорная водопроводная сеть является муниципальным имуществом Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, ремонт и обслуживание которой осуществляется за счет средств местного бюджета, то есть, орган местного самоуправления как собственник принадлежащего ему имущества несет бремя его содержания и обеспечивает надлежащую эксплуатацию.
Документом, подтверждающим право муниципальной собственности, в данном случае является реестр муниципального имущества Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области от 30 марта 2012г. №48.
Отсутствие государственной регистрации права собственности сельсовета на спорный объект, само по себе, не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
При указанных обстоятельствах, суд признает позицию прокурора по данному делу противоречащей нормам действующего законодательства, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования исполняющего обязанности Кирсановского межрайонного прокурора Костика А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уваровщинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по постановке водопроводных сетей как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Ю. Трифонова
Мотивированное решение суда составлено 8 апреля 2022 года.
Судья: А.Ю. Трифонова