ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/2023 от 28.07.2023 Гусевского городского суда (Калининградская область)

Адм.дело № 2а-229/2023

УИД 39RS0008-01-2023-000247-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2023 года г. Гусев

Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Стригуновой Г.Г.

при секретаре Новодворской О.Л.,

с участием административного истца старшего помощника Гусевского городского прокурора Алехиной Е.В., представителей административных ответчиков Правительства Калининградской области Левенковой В.Т., администрации МО «Гусевский городской округ» Неживого С.Б., представителя заинтересованного лица ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» Образцова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Гусевский городской округ», Правительству Калининградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Гусевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО «Гусевский городской округ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО2 было выявлено бездействие со стороны административного ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» в части содержания автомобильных дорог в <адрес>.

Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городско округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.

При этом, в силу п. 6 ст. 13, п. 1 - 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также содержание автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения их сохранности.

В силу положений Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень таких дорог утверждается органом местного самоуправления округа.

Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, и Национальным стандартом «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

В ходе проведенной проверки с выходом на место со специалистами ОГИБДД МО МВД России «Гусевский» произведен осмотр автомобильных дорог, расположенных по адресам <адрес>

В результате обследования данных дорог выявлены недостатки в их содержании, а именно данные дороги, относящиеся к дорогам 5 категории с грунтовым покрытием проезжей части, имеют дефекты в виде ям, выбоин и иных повреждений, отсутствует тротуар. На участке дороги от пересечения с <адрес> до пересечения <адрес> протяженностью 270 метров отсутствует тротуар, а также частично освещение. При обследовании <адрес> выявлено отсутствие уличного освещения.

В связи с выявленными нарушениями 25.02.2022 года прокурором внесено представление в адрес главы администрации МО «Гусевский городской округ», которое было рассмотрено и удовлетворено.

Согласно ответу на представление от 01.04.2022 года, с целью устранения нарушений требований законодательства с 10.03.2022 года в рамках первого этапа содержания улично-дорожной сети, имеющей песчано-гравийное покрытие, выполнены работы по грейдированию <адрес> вопросу устранения дефектов покрытия проезжей части по <адрес> работы по подсыпке данных улиц запланированы на апрель 2022 года. По вопросу устройства тротуара по <адрес> указано, что бюджет МО «Гусевский городской округ» является дотационным, в связи с чем невозможно одновременное решение всех вопросов местного значения. Решения вышеуказанных вопросов будут рассмотрены администрацией МО «Гусевский городской округ» при формировании бюджета муниципального образования на последующие годы с учетом социально - экономической значимости мероприятий.

Однако, проведенная прокуратурой 15.03.2023 года повторная проверка с выходом на место со специалистами ОГИБДД МО МВД России «Гусевский» показала, что вопреки вышеуказанным требованиям законодательства и городского прокурора до настоящего времени ремонтные работы по устранению имеющихся дефектов на указанных выше автомобильных дорогах не произведены, техническое состояние дорог не соответствует требованиям законодательства.

В настоящее время муниципальной программой «Программа конкретных дел по комплексному благоустройству территории МО «Гусевский городской округ» на 2022-2024 годы мероприятия по реконструкции автомобильных дорог по вышеуказанному адресу не предусмотрены, проведение соответствующих работ финансированием из средств местного бюджета не обеспечено.

Состояние спорных автомобильных дорог является непригодным для проезда транспортных средств, нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Гусевский городской округ» по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, обязать в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести ремонтные работы автомобильных дорог по адресам: <адрес> с целью приведения их в соответствие с требованиями п. 5.2.4, 5.3.1 Национального стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обустроить тротуар или пешеходные дорожки <адрес> в соответствии с п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 Национальным стандартом «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; произвести работы по установке уличного освещения на <адрес>, на участке дороги от пересечения с <адрес> до пересечения <адрес> протяженностью 270 метров в соответствии с п. 10.16 Свод Правил 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» СНиП 02.05.02-85.

С учетом заявленных прокурором административных исковых требований и установленных в судебном заседании обстоятельств, судом к участию в деле в качестве соответчика привечено Правительство Калининградской области.

В судебном заседании старший помощник Гусевского городского прокурора Алехина Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить административные исковые требования прокурора на основании заявленных им норм действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области Левенкова В.Т. с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Указала, что участок автомобильной дороги по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> является собственностью Правительства Калининградской области только в пределах проезжей части, за пределами которой находится собственность муниципалитета. Следовательно, работы по обустройству уличного освещения и тротуара должны быть выполнены администрацией МО «Гусевский городской округ» в рамках благоустройства территории. Обслуживание, ремонт и содержание данного участка автомобильной дороги собственником – Правительством Калининградской области – осуществляется только в пределах проезжей части.

Представитель административного ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» Неживой С.Б. с заявленными исковыми требованиями также не согласен. В судебном заседании пояснил, что со стороны администрации МО «Гусевский городской округ» какого-либо бездействия по содержанию принадлежащего имущества в виде муниципальных автомобильных дорог не допущено. Все указанные в административном исковом заявлении муниципальные дороги имеют V техническую категорию и тип дорожной одежды – грунтовое. Согласно утвержденному графику, приведение дорожных покрытий спорных муниципальных дорог в соответствие с нормативным состоянием систематически приводится посредством их грейдирования и подсыпки. За истекший период текущего года данные работы проведены неоднократно. Исполнить требования прокурора в части обустройства данных дорог тротуарами и пешеходными дорожками не представляется возможным. Тротуары и пешеходные дорожки могут быть оборудованы на дорогах 4-5 категории с твердым покрытием, а также имеющих покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими, к каковым грунтовое покрытие не относится. Устройство тротуара и освещения на автомобильной дороге по <адрес> от пересечения с <адрес> должно быть выполнено Правительством Калининградской области, поскольку данная дорога не является собственностью муниципалитета. Стационарное уличное освещение на спорных муниципальных дорогах присутствует, доказательств тому, что оно не соответствует предъявляемым требованиям, суду не представлено.

Представитель заинтересованного лица ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» Образцов А.Д. в судебном заседании, не согласившись с исковыми требованиями прокурора, полностью поддержал позицию представителя Правительства Калининградской области. Указал, что автомобильная дорога по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> в <адрес> сформирована и передана в собственность Правительства Калининградской области только в пределах проезжей части. Соответственно, все работы за пределами проезжей части данной автомобильной дороги не могут быть выполнены Правительством Калининградской области и должны быть осуществлены в рамках благоустройства муниципального округа.

Представители заинтересованных лиц МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ», ОГИБДД МО МВД России «Гусевский» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 218 КАС РФ закреплено право гражданин, организаций, иных лиц на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, к бездействию, как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ) (п. 26).

Таким образом, указание административному ответчику на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца возможно только при признании оспоренного решения, действия (бездействия) незаконным.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, прокурор указал, что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения и автомобильных дорогах и дорожной деятельности автомобильные дороги, расположенные по адресам <адрес>, не отвечают требованиям законодательства.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 1 ст. 6 данного Федерального закона предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении автомобильных дорог местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления (ч.ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ).

Из материалов дела следует, что дороги на <адрес> являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения V технической категории и находится в собственности МО «Гусевский городской округ», автомобильная дорога по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> в <адрес> относится к автомобильной дороге общего пользования <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области под номером <...> (идентификационный <...>), имеет III техническую категорию (т.1 л.д. 74, 136-139, т. 2 л.д. 11).

Согласно п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения. Срок устранения дефектов не более 20 суток.

Согласно требованиям данного ГОСТа Р 50597-2017, для дорог V категории допускаются облегченный и переходной типы дорожной одежды.

При этом, как следует, как следует из п. 3.5 - 3.7, 5.2 ГОСТа Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования, утвержденного Приказом Росстандарта от 05.03.2021 года № 121-ст, в зависимости от капитальности, характеризующей работоспособность, дорожные одежды подразделяются, в том числе, на:

- облегченные: одежды с усовершенствованным покрытием - по сравнению с капитальными одеждами применяют менее долговечные (менее прочные) материалы и упрощенную (облегченную) конструкцию дорожной одежды (дорожная одежда с покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах категорий III - V, имеющая пониженные по сравнению с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности),

- переходные: одежды, включающие слои дорожной одежды из прочных каменных материалов; грунтов или малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими либо армированных (дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных дорогах категорий IV - V),

- низшие: одежды, включающие слой покрытия из малопрочных каменных материалов или шлаков; грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; других местных малопрочных материалов (дорожная одежда с покрытиями из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности, применяемая на автомобильных дорогах категории V).

Из представленного Проекта организации дорожного движения и расстановки технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети Гусевского городского округа Калининградской области следует, что:

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,178 км, ширина проезжей части 3,0-3,5 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, дорожные знаки, тротуар отсутствуют; средняя скорость потока автомобилей – 10 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 5 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,327 км, ширина проезжей части 4,5 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, тротуар отсутствуют, установлен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; средняя скорость потока автомобилей – 15 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 35 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,45 км, ширина проезжей части 4,0 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, тротуар отсутствуют, установлен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; средняя скорость потока автомобилей – 15 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 25 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,2 км, ширина проезжей части 4,5 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, дорожные знаки, тротуар отсутствуют; средняя скорость потока автомобилей – 10 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 8 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,186 км, ширина проезжей части 4,0 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, тротуар отсутствуют, установлены дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу»; средняя скорость потока автомобилей – 15 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 15 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,291 км, ширина проезжей части 5,0 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, тротуар отсутствуют, установлен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; средняя скорость потока автомобилей – 20 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 40 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома;

- по <адрес> проходит автомобильная дорога V категории, протяженность – 0,170 м, ширина проезжей части 4,5 м, тип покрытия – грунтовое; разметка, дорожные знаки, тротуар отсутствуют; средняя скорость потока автомобилей – 15 км/ч, средняя интенсивность движения автомобилей - 7 автомобилей в сутки, застройка – индивидуальные жилые дома (т.1 л.д. 111-121).

При подаче административного искового заявления прокурором требование о проведении капитального ремонта вышеуказанных дорог не заявлено.

В силу положений Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402, при ремонте автомобильных дорог проводятся, в том числе, работы по восстановлению профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.

В соответствии с п. 4.4.25 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие Письмом Минтранса России от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис, на дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия в количестве до 100 м3 на 1 километр, в сухой период года производят обеспыливание. Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего ликвидируются колеи и выравнивается поперечный профиль. Второе профилирование выполняют в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия. В летний период профилирование производят после дождей по мере необходимости. Осенью профилирование производят с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

Доказательств тому, что со стороны административного ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» допущено бездействие в части содержания автомобильных дорог по <адрес>, суду не представлено.

Как следует из материалов настоящего административного дела, а именно из графиков работ по обслуживанию и содержанию песчано-гравийного покрытия на территории МО «Гусевский городской округ» за период 2021-2023 года, грейдирование указанных выше улиц осуществляется согласно графикам три раза в год. Осуществление указанной деятельности по содержанию автомобильных дорог подтверждается маршрутными листами фактического грейдирования за данный период времени с использованием меток системы ГЛОНАС (т. 1 л.д. 60-65, 214-233, 234-240).

При поступлении в адрес администрации МО «Гусевский городской округ» информации о необходимости дополнительного грейдирования, данным административным ответчиком предпринимаются соответствующие меры (т. 1 л.д. 28-29).

Надлежащее отношение административного ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» к исполнению обязательств по содержанию указанных выше дорог подтверждается приложенными к материалам дела актами осмотра состояния дорожного покрытия и фототаблицей (т. 1 л.д. 122-135).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит, что со стороны административного ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» бездействия в части содержания и обслуживания спорных муниципальных автомобильных дорог не допущено.

Доказательств, опровергающих данный вывод, суду не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что дороги <адрес> не оборудованы тротуаром или пешеходными дорожками.

Пунктами 4.5.1.1. и 4.5.1.3. ГОСТа Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст, предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием; тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 человек в сутки.

При этом, пунктом 4.5.1.7. указанного ГОСТа предусмотрено, что ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.

В соответствии с п. 3.9 ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования, введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2015 года № 1206-ст, пешеходная дорожка – это размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, а также технические характеристики дорог <адрес>, в частности тип дорожной одежды, суд находит, что обустроить данные улицы тротуарами либо пешеходным дорожками не представляется возможным.

В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог отнесены дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Аналогичные положения закреплены и в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года за № 1090, согласно которым дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Под земляным полотном, согласно ОДМ 218.4.040-2019. Отраслевой дорожный методический документ. Требования к размещению, установке рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, изданного на основании Распоряжения Росавтодора от 31.01.2020 года за № 390-р, понимается конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги. Техническое средство организации дорожного движения это дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство (п.п. 3.3, 3.27).

Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части (п. 1 ст. 133 ГК РФ).

Таким образом, само по себе наличие в составе вещи составных частей не свидетельствует о том, что такая вещь является делимой.

Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд находит, что автомобильная дорога по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> в <адрес>, относящаяся к автомобильной дороге общего пользования <адрес> регионального или межмуниципального значения и находящаяся в собственности Калининградской области под номером <...> (идентификационный <...>), со всеми своими составными частями (проезжей частью, дорожными сооружениями) является неделимой вещью, в связи с чем довод административного ответчика Правительства Калининградской области о том, что обязанности Правительства Калининградской области в содержания спорного участка указанной автомобильной дороги ограничиваются только ее проезжей частью, суд находит несостоятельным.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что спорный участок дороги имеет одностороннюю застройку (т. 2 л.д. 14).

Указанные обстоятельства никем в судебном заседании не оспаривались.

Принимая во внимание то обстоятельство, что участок автомобильной дороги по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> в <адрес>, находящийся в собственности Правительства Калининградской области с мая 2021 года, до настоящего времени не оборудован тротуаром, суд находит, что со стороны административного ответчика Правительства Калининградской области допущено бездействие в части непринятия мер по оборудованию данного участка дороги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, как следует из поданного административного искового заявления, прокурором заявлено требование о возложении обязанности произвести работы по установке уличного освещения на <адрес>, на участке дороги по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> в <адрес> протяженностью 270 метров в соответствии с п. 10.16 Свод Правил 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» СНиП 02.05.02-85.

Разрешая заявленные требования в указанной части, суд исходит из следующего.

Из материалов дела усматривается, что в рамках исполнения энергосервесного контракта, заключенного между администрацией МО «Гусевский городской округ» и АО «Региональная энергетическая компания» в 2018 году осуществлены мероприятия по модернизации системы уличного освещения, в ходе которых натриевые и ртутные фонари уличного освещения были заменены на светодиодные, в том числе по <адрес> – 6 шт. (т. 1 л.д. 170-176).

Иного суду не представлено.

Доказательств того, что в результате выполненных в рамках энергосервесного контракта работ было установлено уличное освещение, не отвечающее предъявляемым к нему нормами действующего законодательства требованиям, суду не представлено.

Кроме того, как следует из поданного административного искового заявления, прокурор просит признать бездействие административных ответчиков незаконными и обязанность оборудовать уличное освещение в соответствии с п. 10.16 Свод Правил 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» СНиП 02.05.02-85.

Учитывая, что Свод Правил 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» СНиП 02.05.02-85*, содержащий п. 10.16, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 года № 985, утратил силу полностью с 01.09.2021 года, а п. 10.16 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 года № 53/пр, предусматривает перечень работ в целях защиты горных дорог от снежных лавин и обвалов, что не позволяет суду сделать вывод о технической опечатке в заявленных прокурором исковых требованиях, принимая во внимание позицию административного истца в судебном заседании, настаивающего на удовлетворении заявленных требований с учетом указанных в административном исковом заявлении норм законодательства, суд полагает невозможным признать бездействие административных ответчиков по неисполнению норм недействующего законодательства незаконным и возложить на них обязанность произвести работы в рамках деятельности по безопасности дорожного движения в соответствии с нормами законодательства, утратившими силу.

На основании изложенного, суд находит заявленные административным истцом Гусевским городским прокурором требования подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Гусевского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие Правительства Калининградской области в части не оборудования тротуара вдоль автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения незаконным.

Обязать Правительство Калининградской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию тротуара вдоль автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, идентификационный <...>, на участке от пересечения данной дороги по <адрес> с <адрес> в <адрес> до пересечения данной дороги по <адрес> с <адрес> в <адрес> с учетом фактической жилой застройки в соответствии с п. 4.5.1. ГОСТа Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст.

В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 4 августа 2023 года.

Судья Г.Г. Стригунова