дело № 2а-22/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2019 года г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Шишовой Е.А.,
при секретаре Петроченко А.О.,
с участием представителя процессуального административного истца – заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Тверской области Зорина Р.П.,
представителя административных ответчиков Собрания депутатов Бежецкого района, Главы Бежецкого района Горбанева А.В., и заинтересованного лица администрации Бежецкого района Тверской области - Мормылева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бежецкого городского суда административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области к Собранию депутатов Бежецкого района Тверской области, главе муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области Горбаневу Александру Васильевичу о признании незаконным и отмене пункта 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №1 от 04 октября 2018 г. «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области»,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области к Собранию депутатов Бежецкого района Тверской области, главе муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области Горбаневу Александру Васильевичу о признании незаконным пункта 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №1 от 04 октября 2018 г. «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области», мотивируя тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка законности принятия Собранием депутатов Бежецкого района Тверской области 04 октября 2018 года решения № 1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области». Установлено, что по результатам выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Тверской области, состоявшихся 09 сентября 2018 года, был сформирован новый состав представительного органа МО «Бежецкий район» Тверской области – Собрание депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва (далее по тексту – Собрание депутатов). 24.09.2018 года главой Бежецкого района Горбаневым А.В. было утверждено постановление Собрания депутатов Бежецкого района № 27 «О созыве первого заседания Собрания депутатов Бежецкого района седьмого созыва» на 04.10.2018 года с предлагаемой повесткой дня, состоящей из 10 вопросов. Данная повестка дня не предусматривала рассмотрение вопросов об избрании председателя Собрания депутатов и заместителя председателя Собрания депутатов.
Согласно п. 5 раздела 2.1. Регламента Собрания депутатов, утверждённого решением Собрания депутатов Бежецкого района от 20.08.2018 № 376, по инициативе председательствующего на заседании, главы Бежецкого района, председателей постоянных комиссий в исключительных случаях в повестку дня могут быть включены вопросы, предварительно не рассмотренные на заседаниях постоянных комиссий (что предусматривает самостоятельные права председателя и самостоятельные права главы).
04 октября 2018 года состоялось первое заседание нового состава Собрания депутатов, на котором первым вопросом повестки дня, по инициативе главы Бежецкого района Горбанева А.В., были внесены и депутатами рассмотрены вопросы «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» и «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области», что свидетельствует об их необходимости.
По результатам рассмотрения данных вопросов председателем Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области избран Серёгин А.В., заместителем председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области – Морозова Н.В., что закреплено в соответствующих решениях Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области № 1 и № 2 от 04.10.2018 года.
Пунктом 2 каждого из указанных решений Собрания депутатов предусмотрено, что решение вступает в силу со дня вступления в должность Главы Бежецкого района Тверской области, избранного по результатам конкурса, что явилось нарушением требований федерального и регионального законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов.
С целью устранения выявленных нарушений 22.10.2018 года межрайонным прокурором в адрес Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области на решения № 1 от 04.10.2018 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» и № 2 от 04.10.2018 «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» были принесены протесты.
На третьем заседании Собрания депутатов, состоявшимся 14.11.2018 года, названные протесты прокурора были рассмотрены депутатами первыми двумя вопросами, и было принято единогласное решение об их удовлетворении, что было закреплено решениями № 14 и № 15 соответственно.
После удовлетворения протестов прокурора председательствовать на заседании Собрания депутатов стал вновь избранный председатель Собрания депутатов – Серёгин А.В. в соответствии с пунктом 4 раздела 2.2. Регламента, которым определено, что председательствует на заседаниях Собрания депутатов Бежецкого района председатель Собрания депутатов Бежецкого района, в случае его отсутствия заместитель председателя Собрания депутатов Бежецкого района.
Информация о результатах рассмотрения вопросов повестки дня на третьем заседании Собрания депутатов, в том числе и протестов прокурора, была размещена в СМИ.
Однако 23.11.2018 года было созвано и проведено четвёртое (внеочередное) заседание Собрания депутатов, на котором, вне вопросов повестки дня, было принято незаконное решение № 25 «Об отмене решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 14.11.2018 № 14, об отклонении протеста Бежецкого межрайонного прокурора».
Таким образом, решение Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 04 октября 2018 года № 1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» в настоящее время действует в первоначальной редакции, которой предусматривается, что вновь избранный председатель Собрания депутатов Серёгин А.В. может приступить к исполнению своих обязанностей только после вступления в должность Главы Бежецкого района Тверской области, избранного по результатам конкурса.
В связи с изменениями от 08.06.2016, внесенными в Закон Тверской области от 27.11.2014 № 93-ЗО «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области» (далее по тексту – Закон Тверской области № 93-ЗО), глава муниципального района избирается представительным органом соответствующего муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ в случае, если в соответствии с уставом глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, организацию деятельности представительного органа муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
До настоящего времени конкурс по отбору кандидатур на должность главы Бежецкого района не проведён, конкурсная комиссия не сформирована, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления, полномочия главы Бежецкого района исполняет действующий глава – Горбанев А.В., который был избран из числа депутатов Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области шестого созыва и на период действия представительного органа именно шестого созыва одновременно являлся его председателем.
Из ч. 2 ст. 28 Устава муниципального образования «Бежецкий район» (в редакции решения Собрания депутатов Бежецкого района от 24.06.2014 №15) следует, что глава Бежецкого района избирается из числа депутатов Собрания депутатов Бежецкого района, срок его полномочий равен сроку полномочий Собрания депутатов Бежецкого района, из состава которого он был избран.
Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Исходя из системного толкования указанных норм, организация деятельности представительного органа отнесена к полномочиям его председателя, которым может быть только депутат, входящий в состав данного органа.
В связи с истечением срока полномочий Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области шестого созыва срок полномочий Горбанёва А.В., как председателя представительного органа, истек (с момента утраты им статуса депутата, то есть с 04.10.2018 года – момента начала деятельности нового – седьмого созыва Собрания депутатов).
Согласно ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тесту – Федеральный закон № 131-ФЗ) в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избранияглавы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 4 Закона Тверской области № 93-ЗО определено, что положения настоящего Закона, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования Тверской области, применяются после истечения срока полномочий глав муниципальных образований Тверской области, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона.
Кроме того, п.п. 3 п. 7 раздела 4 Регламента Собрания депутатов прямо предусмотрено, что представлять Собрание депутатов в отношениях с населением, Главой Бежецкого района и иными органами МО «Бежецкий район», органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями, действовать от имени Собрания депутатов без доверенности вправе только председатель Собрания депутатов (глава района, не являясь депутатом Собрания депутатов седьмого созыва, не вправе представлять интересы именно Собрания, глава может представлять интересы МО «Бежецкий район»).
Полагает, что действующее федеральное и региональное законодательство предусматривает возможность действующему главе муниципального образования сохранять статус именно (только как) главы муниципального образования до момента вступления в должность вновь избранного главы, но не предусматривает возможности одновременно исполнять полномочия председателя нового представительного органа (тем более при наличии законно избранного председателя из состава нового созыва), а вновь избранному председателю представительного органа местного самоуправления не приступать к исполнению своих обязанностей до вступления в должность главы муниципального образования, избранного по результатам конкурса.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства во взаимосвязи с нарушением норм законодательства, а также тот факт, что депутат Собрания депутатов седьмого созыва Серёгин А.В. избран председателем Собрания депутатов на законных основаниях, 14.11.2018 года законно и обоснованно приступил к выполнению своих обязанностей председателя представительного органа, пункт 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 04.10.2018 № 1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области», предусматривающий, что данное решение вступает в силу со дня вступления в должность Главы Бежецкого района Тверской области, избранного по результатам конкурса, является незаконным и подлежит отмене.
Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в защиту законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области в целях, обеспечения законной деятельности Собрания депутатов Бежецкого района седьмого созыва, и руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; Законом Тверской области от 27.11.2014 № 93-ЗО «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области»; ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст. 124, ст. 125, ст. 218 КАС РФ просил признать незаконным пункт 2 решения собрания депутатов Бежецкого района Тверской области № 1 от 04 октября 2018 года «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области».
Бежецким межрайонным прокурором заявленные требования уточнены, из которых следует, что он просил признать незаконным и отменить пункт 2 решения собрания депутатов Бежецкого района Тверской области № 1 от 04 октября 2018 года «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области».
Определением суда от 14 декабря 2018 года к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Бежецкого района Тверской области.
В судебном заседании заместитель Бежецкого межрайонного прокурора Зорин Р.П., заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в административном иске. Пояснил, что Председателем вновь избранного седьмого созыва Собрания депутатов должен быть Серегин А.В., и приступить к обязанностям после его избрания, так как в Уставе Бежецкого района закреплено, что в связи с изменением модели формирования главы, представительного органа МО «Бежецкий район» действуют переходные положения. Согласно этим положениям главой и председателем Собрания депутатов должен оставаться предыдущий избранный Глава района Горбанев А.В. Также там указано, что новый порядок избрания Главы Бежецкого района, Председателя Собрания депутатов будет действовать после вступления в должность нового Главы Бежецкого района. По инициативе самого Горбанева на первом заседание в повестку дня был внесен вопрос о выборах нового Председателя Собрания Депутатов, тем самым положения Устава уже нарушались в этот момент, так как Председатель должен избираться, когда в должность вступит новый Глава района. Считает, что представлять интересы депутатов вправе один их этих депутатов и он должен быть Председателем Собрания депутатов. Глава должен представлять интересы муниципального образования, он не является депутатом с момента избрания нового представительного органа. Полагает что в переходный период к новой модели местного самоуправления, могут одновременно у власти находиться и Глава района, и Глава администрации и председатель Собрания депутатов седьмого созыва, так как это переходное положение в законодательстве не проработано.
Представитель административных ответчиков Собрания депутатов Бежецкого района, Главы Бежецкого района Тверской области Горбанева А.В и заинтересованного лица администрации Бежецкого района Тверской области Мормылев Д.Ю. возражал против исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 18.12.2018 г., находящихся в материалах дела. Дополнил, что на сегодняшний день действует та модель управления, при которой Глава района является и Председателем Собрания депутатов как юридического лица независимо от созыва депутатов. Поэтому в силу ч. 14 ст. 35Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» председатель представительного органа МО может быть избран из своего состава только в том случае, если Глава МО возглавляет местную администрацию, на сегодняшний день к данной модели они еще не перешли. В старой и новой редакции Устава МО «Бежецкий район» и в Регламенте Собрания депутатов прописано, что на первом заседании Собрания депутатов должен быть избран Председатель Собрания депутатов. В связи с этим депутаты посчитали нужным это сделать. Это решение не противоречит ни одной существующей норме материального права. Законодательством нигде не закреплено, что нельзя применять отлагательные условия над решением представительного органа МО. Это их право и они воспользовались им, чтобы избежать того, что на одной должности МО находится два лица, поэтому был принят пункт 2 оспариваемого Решения №1 и он отмене не подлежит. Глава района Горбанев А.В. организует деятельность Собрания депутатов, а не указывает какие принимать решения. В плане организации он имеет полное право, в плане руководить – депутаты самостоятельны.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей46(частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 2 ст.3Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Согласно ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи226 КАС РФ, часть 3 статьи55 КонституцииРоссийской Федерации) (п. 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Исходя из положений части 2 статьи227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании положений ч. 1, 2 ст.15 КАС РФсуды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Данный административный иск предъявлен в суд в установленный законом срок, лицами, которым по закону предоставлено такое право.
Как установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.1.ст.1), местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 4 № 131-ФЗ).
Статьей 24 Устава муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области (далее – Устав) (в ред. от 25.10.2017) установлено, что Собрание депутатов Бежецкого района является представительным органом местного самоуправления, который представляет население Бежецкого района и осуществляет нормотворческую деятельность. Срок полномочий Собрания депутатов Бежецкого района составляет 5 лет. Собрание депутатов Бежецкого района обладает правами юридического лица, состоит из 18 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Собрание депутатов Бежецкого района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.
В соответствии со ст. 26 Устава организация и порядок деятельности Собрания депутатов Бежецкого района устанавливается настоящим Уставом и Регламентом Собрания депутатов. Основной формой работы Собрания депутатов Бежецкого района является заседание.
Согласно ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тесту – Федеральный закон № 131-ФЗ) в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 4 Закона Тверской области № 93-ЗО определено, что положения настоящего Закона, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования Тверской области, применяются после истечения срока полномочий глав муниципальных образований Тверской области, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно п. 1 ст. 28 Устава (в ред. от 24.06.2014) глава Бежецкого района исполняет одновременно полномочия Председателя Собрания депутатов Бежецкого района, организует деятельность Собрания и председательствует на его заседаниях.
Во время заседания ведется протокол. Протокол подписывается председательствующими секретарем, который избирается на каждом заседании (п.13 ст. 26 Устава).
Согласно п. 14 ст. 26 Устава, решения Собрания депутатов Бежецкого района принимаются на заседании открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Решения Собрания депутатов, за исключением решений о налогах и сборах и решений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено в самом решении. Аналогичная норма установлена и п. 8 Регламента Собрания депутатов Бежецкого района.
В силу п.п. 2 п. 18 ст. 26 Устава (в ред. от 24.06.2014), Глава Бежецкого района, исполняя полномочия председателя Собрания депутатов Бежецкого района созывает, открывает и ведет заседания Собрания депутатов Бежецкого района, осуществляет предусмотренные Регламентом полномочия председательствующего; организует внутренний распорядок Собрания депутатов Бежецкого района, подписывает протоколы заседаний. Согласно п.п. 9 п. 18 - представляет интересы Собрания депутатов в суде, а также выдает доверенности от имени Собрания депутатов Бежецкого района и администрации Бежецкого района для представления интересов Собрания депутатов Бежецкого района в суде.
Решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №142 от 30.06.2015 г. (п.1), в целях приведения Устава муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Тверской области, в Устав, в том числе в статью 24, 26, 28, 30 внесены изменения, введена новая глава «Председатель собрания депутатов…». Указанное решение вступило в силу после его подписания, за исключением пункта 1, который вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования решения. Согласно информации с официального сайта администрации городского поселения – г. Бежецк в сети Интернет (hhhp://www.bezhetsk.tv), текст решения зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Тверской области 17 июля 2015 г. Регистрационный № RU695020002015001. Текст решения опубликован в газете «Бежецкая жизнь» от 30 июля 2015 года.
Решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №376 от 20.08.2018 г. утвержден Регламент Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области, которым предусмотрено (п.3 ст. 2.2.), что первое заседание, до избрания председателя Собрания депутатов Бежецкого района нового созыва открывает и ведет старейший по возрасту депутат Собрания. В соответствии с п. 4 указанной статьи председательствует на заседаниях Собрания депутатов Бежецкого района Председатель Собрания, в случае его отсутствия – заместитель Председателя, а в случае отсутствия заместителя Председателя – старейший по возрасту депутат Собрания депутатов Бежецкого района, что полностью согласуется с положениями Устава муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3 и положениями статьи 28 Устава полномочия главы Бежецкого района осуществляются на постоянной основе, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы Бежецкого района.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-Ф3, в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава, глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя. При этом являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, глава муниципального образования осуществляет как собственные полномочия по решению вопросов местного значения, так и полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
В соответствии с разделом 1 Регламента, Собрание депутатов Бежецкого района является коллегиальным выборным представительным органом местного самоуправления, который представляет население Бежецкого района и осуществляет нормотворческую деятельность, формируется из 18 (восемнадцати) депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права и обязанности депутатов Собрания определяются законодательством Российской Федерации и Тверской области, Уставом муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, а также настоящим Регламентом.
В соответствии с п.2 ст. 41 Устава МО «Бежецкий район» Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Бежецкого района.
Судом установлено что, согласно постановлению Территориальнойизбирательной комиссии Бежецкого района № 77/932-4 от 10.09.2018 г. «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва 9 сентября 2018 года» выборы депутатов Собрания депутатов Бежецкого района седьмого созыва признаны действительными. В Собрание депутатов Бежецкого района седьмого созыва избрано 18 депутатов, в числе которых Серегин А.В..
04 октября 2018 года состоялось Собрание депутатов Бежецкого района Тверской области первого заседания седьмого созыва, что следует из протокола, где по предложенному главой района Горбаневым А.В. вопросу в повестку дня об избрании председателя Собрания депутатов седьмого созыва, последним был избран депутат Серегин А.В. большинством голосов избранных депутатов 10 голосов.
Решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва от 04.10.2018 г. №1 избран председателем Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области – Серегин А.В., пунктов вторым решения определено, что оно вступает в силу со дня вступления в должность Главы Бежецкого района Тверской области, избранного по результатам конкурс, решение подписано главой района Горбаневым А.В.
Горбанев А.В. избран главой Бежецкого района Тверской области с 26.09.2013, что подтверждается решением Собрания депутатов первого заседания шестого созыва №1 от 26.09.2013.
Судом в судебном заседании исследовано надзорное производство №635Ж-18 по обращению депутата Законодательного Собрания Тверской области Воробьевой Л.Ф. о проверке законности решения Собрания депутатов Бежецкого района от 04.10.2018. Проведенной проверкой Бежецкой межрайонной прокуратурой терской области процедурных нарушений, влекущих отмену указанного решения не установлено, вместе с тем Собранию депутатов 7 созыва прокурором направлен протест с требованием об отмене п.2 Решения от 04.10.2018 Об избрании председателя и заместителя Собрания депутатов 7 созыва, а именно положений вступления в силу данного решения, как не соответствующие действующему законодательству. Окончательно по итогам рассмотрения протестов в отношении решения об избрании председателя СД оно оставлено без изменений.
Из письма генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2017 на депутатский запрос, следует, что председатель представительного органа муниципального образования может быть избран этим огранном из своего состава, в случае если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. В остальных случаях организацию деятельности представительного органа осуществляет должностное лицо местного самоуправления, совмещающее должности главы муниципального образования и председателя представительного органа. При этом глава муниципального образования наделяется полномочиями председателя представительного органа именно как глава, а не как депутат.
Судом так же исследованы копии решений Собрания депутатов от 04.10.2018 №2 «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» (л.д. 123), от 14.11.2018 №15 «О протесте прокурора на решение №2 от 04.10.2018…» (л.д. 43), от 14.11.2018 №14 «О протесте прокурора на решение №1 от 04.10.2018…» (л.д. 42), от 23.11.2018 №25 «Об отмене решения Собрания депутатов от 14.11.2018 №14, об отклонении протеста Бежецкого межрайонного прокурора» (л.д. 51), протокол Собрания депутатов от 14.11.2018 (л.д. 34-41), протокол Собрания депутатов от 23.11.2018 (л.д. 48-50), письмо Собрания депутатов от 30.11.2018 №81 в адрес Бежецкого межрайонного прокурора о повторном рассмотрении протестов (л.д. 53).
Статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ предусмотрено несколько моделей организации местного самоуправления, включающих порядок формирования представительных органов муниципальных образований и замещения должностей глав муниципальных образований.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом Муниципального образования избирается одним из трех способов: на муниципальных выборах; представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. (п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).
В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя. При этом, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, глава муниципального образования осуществляет как собственные полномочия по решению вопросов местного значения (часть 1, пункт 3 части 2, часть 4 статьи 36, часть 4 статьи 43 Закона № 131-ФЗ), так и полномочия председателя представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 43 Закона № 131-ФЗ). В силу части 3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ вышеуказанные полномочия закрепляются за главой муниципального образования со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Смена модели организации местного самоуправления не влечет изменения объема полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, совмещающего должности главы муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно части 14 статьи 35 Закона № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Исходя из системного толкования указанных норм, председатель представительного органа муниципального образования может быть избран этим органом из своего состава в том случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. В остальных случаях организацию деятельности представительного органа муниципального образования осуществляет должностное лицо местного самоуправления, совмещающее должности главы муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования. При этом глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава (пункт 3 части 2 статьи Закона №131-ФЗ), наделяется полномочиями председателя представительного органа муниципального образования именно как глава муниципального образования, а не как депутат.
Как установлено судом в настоящее время МО «Бежецкий район» переходит от одной модели организации местного самоуправления к другой, а именно к избранию главы района на конкурсной основе, одновременно возглавляющего администрацию района. При модели организации местного самоуправления действующей в настоящее время, избранный из числа депутатов шестого созыва глава Бежецкого района Горбанев А.В. исполняет и полномочия председателя представительного органа – Собрания депутатов (п.12, 17, 19 ст. 26, п.1 ст. 28 Устава), тем самым председатель представительного органа не являющийся главой района в настоящий период исполнять свои полномочия не правомочен.
Согласно статье 58 Устава МО «Бежецкий район» (как в ред. от 26.04.2014, так и в ред. от 25.10.2017) положения, устанавливающие полномочия и порядок избрания главы Бежецкого района, а также полномочия и порядок избрания председателя Собрания депутатов Бежецкого района, применяются после прекращения полномочий главы Бежецкого района, избранного из состава депутатов Собрания депутатов Бежецкого района шестого созыва, изменения в Устав вступили в силу. В связи с чем, в спорных правоотношениях в части полномочий и порядок избрания главы Бежецкого района и председателя Собрания депутатов Бежецкого района, суд руководствуется положениями Устава в ред. от 26.04.2014, а так же Регламента в новой редакции, за исключением норм касающихся избрания главы района и председателя Собрания депутатов, а так же их полномочий.
Нормы Устава района в ред. от 26.04.2014 не предусматривают порядок избрания председателя Собрания депутатов, поскольку данную должность совмещает до настоящего времени действующий глава района. Однако запрета на избрание председателя Собрания депутатов нового созыва федеральное, региональное и муниципальное законодательство не содержит.
Согласно последнего абз. п.14 ст. 26 Устава (в ред. от 24.06.2014) иные решения Собрания депутатов вступают в силу со дня их принятия, если иное не указано в самом решении. Глава района подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принимаемые Собранием депутатов. (п.п.4 п.1 ст. 29 Устава в ред. от 24.06.2014).
В п.2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва от 04.10.2018 г. №1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» указано, что настоящее решение вступает в силу со дня вступления в должность Главы Бежецкого района Тверской области, избранного по результатам конкурса. Тем самым в данном решении указан иной срок вступления в силу, нежели со дня принятия, что не противоречит нормам действующего законодательства. Выполняя законодательную функцию органов местного самоуправления Собрание депутатов самостоятельно принимает решения и самостоятельно их отменяет.
Поскольку согласно действующим нормам решение Собрания депутатов подписывает глава района, которым в настоящее время является Горбанев А.В., он правомочен на подписание оспариваемого решения.
Таким образом, на основании исследования всех предоставленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о недоказанности указанных оснований административного иска, а пункт 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва от 04.10.2018 г. №1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» принят в соответствии с действующим законодательством. Превышения полномочий Собранием депутатов, либо использование их вопреки законной цели и законным интересам Российской Федерации и муниципального образования «Бежецкий район» при вынесении оспариваемого решения, а также несоответствие данного решения требованиям федерального, областного и муниципального законодательства в ходе судебного разбирательства не установлено.
Депутаты седьмого созыва не лишены права самостоятельно инициировать вопрос об отмене оспариваемого решения в заседании Собрания депутатов, вместе с тем суду не представлено сведений, что на повестку дня депутаты вносили данный вопрос.
В связи с чем, административное исковое заявление прокурора о признании незаконным и отмене пункта 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области седьмого созыва от 04.10.2018 г. №1 «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области», удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.179-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Бежецкого межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области к Собранию депутатов Бежецкого района Тверской области, главе муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области Горбаневу Александру Васильевичу о признании незаконным и отмене пункта 2 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №1 от 04 октября 2018 г. «Об избрании председателя Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области» - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Шишова
Решение в окончательной форме принято 14.01.2019.
Председательствующий Е.А. Шишова