ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22/20 от 20.05.2020 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием представителя административного истца Ноговициной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-22/2020 по административному иску и.о. прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского городского поселения о признании бездействия незаконным, обязании определить временную управляющую организацию для управления многоквартирными домами

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал (с учетом уточнений), что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе жилищных прав граждан, органами местного самоуправления, выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации Киренского городского поселения. На территории Киренского муниципального образования находится 190 многоквартирных домов, способ управления которыми не выбран. В указанных многоквартирных домах так же расположены жилые помещения муниципального жилого фонда, предоставленные на основании договоров социального найма жилого помещения.Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей компанией, которую определяет орган местного самоуправления. Порядок определения органом местного самоуправления управляющей компании устанавливается Правительством России. Такая управляющая компания будет управлять многоквартирным домом до выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса, но не более одного года. Управляющая организация определяется администрацией поселения в порядке, установленном Правительством РФ от 21.12.2018 № 1616, временно до выбора способа управления многоквартирными домами. В соответствии с Правилами управляющая организация для временного управления будет определяться органом местного самоуправления заявление о включении в перечень, и управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса. При этом необходимым условием для участия управляющей организации в открытом конкурсе будет ее согласие на включение в перечень. В постановлении также перечислены положения, которые должна содержать в себе конкурсная документация, в том числе, перечень обязательных работ и услуг, перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса.Установленный механизм временного управления позволит обеспечить непрерывность управления многоквартирным домом в случаях, когда собственниками помещений не приняты необходимые решения для управления домом. Согласно информации, предоставленной и.о. главы администрации Киренского городского поселения № 2953 от 26.11.2019, на территории Киренского муниципального образования нет ни одной действующей организации на управление многоквартирными домами. Кроме того, решением Киренского районного суда от 04.07.2019 по исковому заявлению прокурора района на администрацию Киренского городского поселения возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами до 01.12.2019. Вопрос об управлении многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского городского поселения, до сих пор не решен. Органом местного самоуправления на территории Киренского муниципального образования является администрация Киренского городского поселения. Несоблюдение Администрацией Киренского городского поселения Жилищного кодекса Российской Федерации нарушает конституционные права и свободы неопределенного круга лиц, проживающих в Киренском МО.Количество граждан, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется. Индивидуализировать указанных лиц не представляется возможным, в связи, с чем прокурор обращается в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц. На основании изложенного, и.о. прокурора Киренского района, с учетом уточнений, просит признать бездействие администрации Киренского городского поселения по не определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован; обязать администрацию Киренского городского поселения в срок до 01.09.2020 года в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, определить временную управляющую организацию для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

В судебном заседании представитель административного истца Ноговицина Е.С., действующая на основании прав по должности, на заявленных требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в административном иске и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика администрации Киренского городского поселения Агафонова К.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще. Суду представленные письменные возражения на административный иск, согласно которымответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку 24.01.2020 конкурсной комиссией для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского городского поселения рассмотрены заявки на участие в открытом аукционе, по результатам рассмотрения на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, о чем составлен протокол от 24.01.2020. Конкурсной комиссией принято решение признать конкурс не состоявшимся, о чем составлен протокол от 24.01.2020. Ранее в 2016 году открытый конкурс по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами также был признан несостоявшимся, так как не было подано ни одной заявки от организаций. Согласно информации с официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации в Киренском районе отсутствуют. Согласно сведениям Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, на территории г.Киренска отсутствуют организации, имеющие право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; на территории Катангского, Казачинско-Ленского и Усть-Кутского районов свою деятельность осуществляют шесть управляющих организаций. При этом управляющие компании из соседних регионов, прилегающих к Киренскому району, не стремятся к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского поселения. Выбрать временную управляющую организацию не представляется возможным, поскольку на территории Киренского района не выявлено организаций, имеющих лицензию для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, участников открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского муниципального образования, не заявлено ни в перечень, ни в открытый конкурс, в связи с чем просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Служба государственного жилищного надзора Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направило, представив письменное заявление о рассмотрении в отсутствие представителя Службы, поддерживают административный иск и.о. прокурора Киренского района, просят его удовлетворить.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования и.о. прокурора Киренского района подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Пунктом 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст.ст. 2, 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых норм (п.1 ч.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ).

На основании частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).

Судом установлено, что администрация Киренского городского поселения является исполнительно – распорядительным органом Киренского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Администрация Киренского городского поселения обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций (ст. 42 Устава Киренского муниципального образования).

В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства органами местного самоуправленияв сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе жилищных прав граждан, прокуратурой Киренского района была проведена проверка деятельности администрации Киренского городского поселения, в результате которой были выявлены нарушения жилищного законодательства.

Так, на территории Киренского муниципального образования находится 190 многоквартирных домов, способ управления которыми не выбран, что подтверждается представленной информациейи.о. главы администрации Киренского городского поселения № 2953 от 26.11.2019. В указанных многоквартирных домах также расположены жилые помещения муниципального жилого фонда, представленные на основании договоров социального найма жилого помещения.

Решением Киренского районного суда от 04.07.2019 года признано незаконным бездействие администрации Киренского городского поселения по не проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран, и по не определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. На администрацию Киренского городского поселения возложена обязанность в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран, в срок до 31.12.2019. Решение суда вступило в законную силу.

Постановлением администрации Киренского муниципального образования № 668 от 19.09.2019 «О создании конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского городского поселения» назначена конкурсная комиссия и утверждено Положение о конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского муниципального образования.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по отбору управляющей компании в отношении спорных многоквартирных домов от 24.01.2020 открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории Киренского муниципального признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.

Согласно п.59 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с вышеизложенными требованиями администрация Киренского городского поселения в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок (24.01.2020) обязана была провести новый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, однако до настоящего времени администрация Киренского городского поселения новый конкурс не провела, управляющую компанию для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не выбрала.

При этом, согласноч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

В соответствии с ч.8 ст. 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.

Согласно положениям указанных Правил, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления (п.2 Правил).

В качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п.5 Правил).

Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (п.6 Правил).

При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций (п.8 Правил).

Согласно п. 10 указанных Правил, уполномоченный орган:

а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор;

б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы закона, администрация Киренского городского поселения, в случае, если не определена управляющая организация для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран или выбранный способ управления не реализован, в том числе при причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, обязана сформировать перечень организаций для управления многоквартирными домами и принять решение об определении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами на срок не более одного года. Однако до настоящего времени временная управляющая организация администрацией Киренского городского поселения не определена. Доказательств обратного суду не представлено.

Несоблюдение администрацией Киренского городского поселения требований Жилищного кодекса Российской Федерации нарушает конституционные права и свободы неопределенного круга лиц, проживающих в Киренском муниципальном образовании. В случае бездействия администрации Киренского городского поселения по не определению временной управляющей организации, под угрозой могут оказаться жизнь и здоровье граждан, проживающих в многоквартирных домах, оставшихся без управления.

Ссылка ответчика в представленных возражениях на то, что на территории Киренского района не выявлено организаций, имеющих лицензию для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, участников открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Киренского муниципального образования, не заявлено ни в перечень, ни в открытый конкурс, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку обязанность по определению временной управляющей организации на территории Киренского муниципального образования действующим законодательством возложена на администрацию Киренского городского поселения, как на орган местного самоуправления. Отсутствие управляющих организаций на территории Киренского муниципального образования от исполнения такой обязанности администрацию Киренского городского поселения не освобождает.

Доводы ответчика о том, что управляющие компании из соседних регионов, прилегающих к Киренскому району, не стремятся к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского поселения, являются несостоятельными, поскольку носят предположительный характер и ничем не подтверждаются.

Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку законом на ответчика как на орган местного самоуправления возложена обязанность по определениювременной управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

При этом следует отметить, что в соответствии с п.4 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимостьустранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц и объема необходимых мероприятий, а также требований законодательства, суд считает разумным установить срок для исполнения требований административного истца до 01.09.2020.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск и.о. прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского городского поселения о признании бездействия незаконным, обязании определить временную управляющую организацию для управления многоквартирными домами - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Киренского городского поселения по не определению временной управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован.

Обязать администрацию Киренского городского поселения в срок до 01 сентября 2020 года в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, определить временную управляющую организацию для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова

....................................

....................................