Дело № 2а-22/2021
УИД 35RS0007-01-2019-000386-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верховажье 11 февраля 2021 года
Верховажский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой С.Ю.
при секретаре судебного заседания Грибановой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра по Вологодской области) от 19.07.2019 № о приостановлении государственной регистрации прекращения ареста на объект недвижимости по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 69,7 кв.м, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 03.08.2017 и представленных документов.
В обоснование требований указано, что 15.07.2019 в регистрирующий орган сданы документы, подтверждающие отсутствие обременения и запретов на регистрационные действия в отношении квартиры <адрес>. Между тем, 19.07.2019 Управлением Росреестра направлено в ее адрес уведомление о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на несоответствие постановления о прекращении исполнительного производства № от 28.04.2017, представленного в расписке №, требованиям законодательства, отсутствие подписи судебного пристава в постановлении, а также записи о регистрации запретов на основании исполнительного производства № от 09.04.2012. Данное решение административного ответчика нарушает ее право на регистрацию права собственности, а также нормы действующего законодательства, поскольку первоначально документы были сданы единым пакетом, но зарегистрированы в разных расписках, 25.06.2019 в адрес Росреестра в с. Верховажье было направлено заявление и сопроводительное письмо ОСП по Верховажскому району от 07.06.2019 №, содержащее разъяснение, что исполнительное производство № было передано в ОСП по г. Саки с последующим присвоением ему №. В распоряжении Росреестра имеются все необходимые документы, подтверждающие, что исполнительному производству № присвоен №, а также то, что указанное производство окончено 28.04.2017, о чем издано постановление №. В постановлении об окончании исполнительного производства содержится информация об отмене всех назначенных мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений. Кроме того, документы заверены надлежащим образом, так как имеется печать ФССП и подпись начальника ОСП по Верховажскому району ФИО2
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В суд направлено дополнение к иску, в котором содержится просьба об удовлетворении административных исковых требований. Также указано, что ФИО1 неоднократно обжаловались действия сотрудников Росреестра, оснований для отказа административному истцу не имеется, ограничения отсутствуют.
Административный ответчик Управление Росреестра по Вологодской области извещен, направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указано, что оспариваемое решение о приостановлении снятия запрета (уведомление от 19.07.2019 №) является законным и обоснованным. Представленное заявителем на регистрацию постановление от 28.04.2017 № об окончании исполнительного производства №, а также постановление о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества от 28.04.2017 по данному исполнительному производству в нарушение части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) не содержало подписи судебного пристава-исполнителя ФИО3 Кроме того, в ЕГРН отсутствуют записи о регистрации запретов на основании исполнительного производства № от 09.04.2012. На государственную регистрацию прекращения ограничения административным истцом была представлена копия постановления о принятии исполнительного производства к исполнению, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Саки и Сакскому району ФИО4, заверенная ОСП по Верховажскому району, в связи с чем данная копия не является заверенной надлежащим образом, не соответствует требованиям Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682.18.07.2019, государственным регистратором был направлен запрос № (в электронном и бумажном виде) в ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым о предоставлении информации о прекращении запрета, а также о подтверждении передачи исполнительного производства № в данный отдел. Ответ на запрос по состоянию на дату вынесения оспариваемого решения в Управление не поступил. Таким образом, оснований для погашения записи о запрете в отношении квартиры с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, на основании представленных документов у государственного регистратора не имелось. При этом государственным регистратором прав были приняты все зависящие от него меры по получению информации, касающейся снятия запрета с указанного объекта недвижимости. 03.10.2019 Управлением прекращена запись от 10.09.2014 о запрете совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению и регистрации права собственности в отношении спорной квартиры, наложенном на основании постановления о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 03.09.2014 №, выдавший орган: ОСП по Верховажскому району УФССП России по Вологодской области. Прекращение записи о запрете осуществлено на основании постановления о снятии запрета регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества судебного пристава-исполнителя ФИО5 ИП № (предыдущий №) от 09.07.2019, выдавший орган: ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП по Республике Крым. В настоящее время в отношении спорной квартиры в ЕГРН сведений о запретах не содержится. Предмет спора в данном случае отсутствует. Документы на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру были сданы ФИО1 и представителем П.Е. по доверенности С.Т. 03.08.2017, по результатам рассмотрения которых государственным регистратором прав 15.08.2017 было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода прав на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации до прекращения ограничения. 14.01.2021 Управлением было прекращено последнее ограничение в отношении квартиры, но в связи с поступившим в Управление заявлением П.Е. от 13.01.2021 о прекращении осуществления регистрации перехода права собственности, 18.01.2021 государственным регистратором прав было вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода права собственности от П.Е. к ФИО1 на основании пункта 41 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости.
Заинтересованные лица ОСП по Верховажскому району, УФССП России по Вологодской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, лишь убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, указанных в части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в том числе, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 37).
В силу пункта 8 части 1 статьи 16 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства (часть 13 статьи 32 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, перечень которых не является исчерпывающим.
Из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.08.2017 в Отдел по Сокольскому и Верховажскому районам УФРС по Вологодской области ФИО1 и представителем П.Е. – С.Т., действующей на основании доверенности, представлены документы на регистрацию права собственности (переход права) в отношении трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 14).
В связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости актуальной записи о запрете на совершение любых сделок по отчуждению объекта недвижимости на основании постановления ОСП по Верховажскому району о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 03.09.2014 № приостановлено осуществление действий по регистрации права собственности (переход права) до прекращения ограничения, о чем вынесено уведомление от 15.08.2017 №.
15.07.2019 ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлениями №, №, №, №, №, №, № на регистрацию прекращения ограничения (обременения), приложив постановление ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым об отмене запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества от 28.04.2017, постановление ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым об окончании исполнительного производства от 22.05.2019, постановление ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым об окончании исполнительного производства от 13.12.2016 №, постановление ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым об окончании исполнительного производства от 28.04.2017 №, постановление ОСП по Верховажскому району УФССП России по Вологодской области о передаче исполнительного производства в другое ОСП от 27.09.2016, постановление ОСП по г. Вологде № 1 УФССП России по Вологодской области об окончании исполнительного производства от 05.07.2019, постановление о принятии исполнительного производства к исполнению от 26.12.2016 (т. 1 л.д. 15-21).
Уведомлением от 19.07.2019 № осуществление действий по заявлению о прекращении ареста, запрещения в отношении объекта недвижимости – квартиры с кадастровым номером №, назначение: жилое, общая площадь 69,7 кв.м, этаж 1, адрес: <адрес>, приостановлено до 19.10.2019 в соответствии с пунктами 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с отсутствием подписи судебного пристава-исполнителя К.Э. в представленном на регистрацию постановлении об окончании исполнительного производства от 28.04.2017 №, отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации запретов на основании исполнительного производства № от 09.04.2012 (т. 1 л.д. 30).
Административным истцом в материалы дела представлены копии постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым К.Э. от 28.04.2017 к исполнительному производству № (предыдущий №), которыми отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении: наложенные постановлением от 26.10.2015 (т. 1 л.д. 26), а также окончено исполнительное производство № (предыдущий №) с отменой всех назначенных мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений (т. 1 л.д. 52). В представленных копиях подпись должностного лица, вынесшего постановления, отсутствует.
В ответ на запрос государственного регистратора прав Управления Росреестра по Вологодской области от 18.07.2019 № (т. 1 л.д. 49) ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым направило постановление о снятии запрета регистрационных действий в отношении спорной квартиры от 09.07.2019 в рамках исполнительного производства №, поступившее административному ответчику 02.10.2019 (т. 1 л.д. 240-241, 242-243).
03.10.2019 Управлением Росреестра прекращена запись от 10.09.2014 о запрете совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению и регистрации права собственности в отношении спорной квартиры, наложенном на основании постановления ОСП по Верховажскому району УФССП России по Вологодской области о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 03.09.2014 №. Основанием прекращения записи о запрете явилось постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым У.Р. от 09.07.2019 о снятии запрета регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, принятое в рамках исполнительного производства № (предыдущий №) (т. 1 л.д. 68).
Принимая во внимание, что на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и принятия оспариваемого решения у административного ответчика отсутствовали сведения о снятии запрета на регистрационные действия, исходя из того, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, самостоятельным правом на погашение записей в ЕГРН не наделены, при этом Законом № 218-ФЗ прямо предусмотрена необходимость представления заверенной копии акта о снятии запрета, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Вологодской области от 19.07.2019 №.
Суд при установленных по делу обстоятельствах не усматривает также оснований для удовлетворения административного искового требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости на основании заявления от 03.08.2017 и представленных документов, поскольку осуществление действий по регистрации права собственности (переход права) было приостановлено регистрирующим органом по основаниям, предусмотренным Законом № 218-ФЗ.
Одновременно с постановлением о снятии запрета регистрационных действий в отношении спорной квартиры от 09.07.2019 в рамках исполнительного производства № ОСП по г. Саки и Сакскому району УФССП России по Республике Крым в Управление Росреестра по Вологодской области 02.10.2019 поступило постановление судебного пристава-исполнителя У.Р. о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества в рамках исполнительного производства № (т. 1 л.д. 244-245).
Согласно информации Управления Росреестра, представленной в адрес суда 29.01.2021, ограничение в отношении спорной квартиры 14.01.2021 прекращено, между тем в связи с поступившим заявлением П.Е. от 13.01.2021 о прекращении осуществления регистрации перехода права собственности, 18.01.2021 государственным регистратором прав вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода права собственности от П.Е. к ФИО1 на основании пункта 41 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Жукова
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2021.